Классный час по профилактике употребления алкоголя
Классный час по профилактике употребления алкоголя в подростковой среде
Автор: Прозорова Лариса Викторовна
Эпиграф:
«Алкоголь вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума».
Василий Данилевский
Цели: дополнить представления восьмиклассников о вреде алкоголя; способствовать воспитанию отрицательного отношения к алкоголю, побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, развивать критическое мышление, воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
План классного часа:
1. Вступительное слово. «Алкоголь – враг человечества!»
2. Информационный блок «Экскурс в историю»
3. Просмотр видеоролика о влиянии алкоголя на организм подростка»
4. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»
5. Творческие задания «Путь к здоровью!»
7. Рефлексия.
9. Заключительное слово
Ход классного часа
Вступительное слово: Наш классный час посвящен профилактике употребления алкоголя в подростковой среде.
В качестве эпиграфа я взяла строки русского ученого-физиолога Василия Данилевского «Алкоголь вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума».
Алкоголь – самый распространенный наркотик, ежегодно убивающий сотни тысяч людей. Это яд, который нарушает работу всех внутренних органов, разрушает психику, приводит к деградации личности.
В состоянии опьянения устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство преступлений, а именно: 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.
Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения.
По данным статистики: ежегодно в России алкоголь убивает примерно 500 000 человек , и 1300 жизней уносит ежедневно. И 4 из 5 его жертв – мужчины.
2. Мы много с вами разговаривали о разрушающем действии спиртных напитков. Давайте проверим : Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.
У каждого из вас есть пара карточек «ДА» и «НЕТ». Я буду зачитывать вслух некоторые суждения.
Если ты считаешь утверждение истинным, то поднимай карточку «ДА», если ложным – «НЕТ».
1. Алкоголь является нарковеществом.
2. Большинство алкоголиков - пропащие люди и лентяи.
3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
6. Алкоголики пьют ежедневно.
7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
8. Алкоголь не повышает температуру тела.
9. Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство.
А теперь сравните ваши ответы с правильными:
1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
2. неверно. Около 95-98% алкоголиков - обычные люди, которые работают, имеют семьи.
3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
9. неверно. Алкоголь - это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.
2. А теперь давайте сделаем экскурс в историю .
Сообщения учащихся:
1 уч-ся: История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали около 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.
Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий».
В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел.
На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.
Именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков правителями разных стран и эпох.
2 уч-ся: История гласит:
- 3200 лет тому назад китайский император ВУ ВАНГ издал этикет, согласно которому все лица, застигнутые врасплох во время выпивки, должны быть подвергнуты смертной казни.
- В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотребляющих спиртными напитками.
- В 600 г н.э. проповедник Мухаммед, предписывал давать каждому пьянице 40 палочных ударов.
- При французском императоре Карле Великом в 300 г.н.э. пьяниц подвергали публичным наказаниям. Если это не помогало, то их казнили.
- В России при Петре 1 за злоупотребление спиртными напитками предписывалось носить на шее чугунную медаль весом 23 фунта (9 кг 200 г) на которой было выбито «За пьянство».
Учитель: К сожалению все эти меры не избавили человечество от употребления алкоголя. И сейчас его употребляют по14-18 литров в год на душу населения (причем речь идет о крепких спиртных напитках). Давнее пристрастие к употреблению спиртных напитков привело к формированию своего рода традиции, которая закрепилась на ментальном уровне. Определенные группы людей считают распитие алкогольных напитков если не престижным, то, по крайней мере, достойным занятием. А подрастающее поколение перенимает эту традицию. Алкоголизм молодеет.
3. Просмотр видеоролика о влиянии алкоголя на организм подростка.
4. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.
Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»
Китайская мудрость гласит: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
А сможете ли вы противостоять вредным привычкам? Предлагаю вам пройти самодиагностику. Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
Вопросы:
1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
4. Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
5. Пробовал ли ты алкогольные напитки?
6. Любишь ли ты уроки физкультуры?
7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.
-Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили словом «да»? Умножьте полученное число на 5. Вы получили количество баллов.
ЕСЛИ У ВАС:
0-15 баллов
Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.
(20- 40 баллов)
Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.
45 и более баллов
ВНИМАНИЕ!
Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.
Пожалуйста, посмотрите свои баллы и задумайтесь над результатами.
- Помните: если вы не избавитесь от вредных привычек, то они избавятся от вас!
4. Творческие задания «Путь к здоровью».
Класс разбивается на две группы.
Задание для 1 группы: собери разрезанное стихотворение; пронумеруйте для удобства двустишия, подготовьте группой его выразительное исполнение. (Можно предложить и озаглавить это стихотворение).
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
Задание для 2 группы:
«Дерево жизни…»
(команде дается стол дерева, вырезанный из картона, листья, клей)
- Здоровье – это жизнь. Дерево - символ жизни. Добавим в нашу жизнь хорошие, полезные, радостные моменты и "оденем" дерево в листву.
Напишите на своих листочках (в форме листьев дерева), понятия, которые способствуют ЗОЖ и добавьте их к нашему дереву.
5. Выступление команд.
6.Рефлексия
В заключении хочу вам сказать: "Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не алкоголь разрешает проблемы, а люди!".