Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План урока географии «Возвращение из Космоса»

Дата публикации: 2018-03-20 07:20:50
Статью разместил(а):
Тетюшкина Светлана Анатольевна

План урока географии

«Возвращение из Космоса»

Автор: Тетюшкина Светлана Анатольевна

Южноуральский Городской Округ Челябинской области

 

Цель: обобщить знания по теме «Географические координаты»

Оборудование: парты в паре (16 чел), глобус на парте, атласы и контурные карты, ручки, компас, 2 ленты красного и синего цвета, флажки 4шт, кепки  белые и черные, галстуки голубого цвета, пилотки.

Ход занятия:

1. Приветствие

2. Вводная часть (повторение)

Фронтальный опрос:

Что общего между этими иллюстрациями? (Сетка, Пересечение линий )

Вспомните географическое название пересечение линий?  (Географическая сетка – пересечение параллелей и меридианов)

НА ГЛОБУСЕ и НА КАРТЕ

Что по этим линиям можно определить на карте или глобусе?

Могу ли я провести параллели и меридианы в кабинете? Что для этого нужно?

Где такие же линии мы встречаем на территории школы?

ПОКАЗЫВАЕТ иллюстрации (шахматная доска, зрительный зал, поле морского боя, многоэтажный дом, математические координаты, градусную сетку)

Что их объединяет?

Чем еще нам полезна ГРАДУСНАЯ сетка? (Она помогает определять положение любой точки, Помогает определять положение объекта на карте

Морякам, путешественникам, геологам, военным, летчикам, космонавтам, радистам и т.д.).

Обратить внимание как необходимо в жизни нам знать свои координаты, адрес. Людям каких профессий необходимы знания о географических координатах?

СТИХОТВОРЕНИЕ К. Симонова

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утром

Донесся первый сигнал:

— Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!—

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с ревом первые залпы

Ударили по горам.

И снова сигнал по радио:

— Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!

А сейчас мы попробуем представить себя работниками ЦУП, ведь им тоже необходимы знания географических координат, именно они  управляют самолетом или космической ракетой, сидя в ЦЕНТРЕ УПРАВЛЕНИЯ. Но надо пройти тренировку.

Каждая команда побывает сегодня в роли летчиков, гидрологов, моряков и исследователей - ученых.

ЛЕТЧИКИ выполняют задание и наносят результаты на контурную карту (бортовой журнал)

ГИДРОЛОГИ выполняют задание и наносят результаты на контурную карту.

МОРЯКИ выполняют задание и наносят результаты на контурную карту.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ, УЧЕНЫЕ выполняют задание и наносят результаты на контурную карту.

(остальные пересаживаются и выполняют еще тренировочную работу). 

1) Самолет,  направлявшийся из Англии в Америку, упал в море на 300 с. ш. и 700 з.д.. Летчик в резиновой лодке плыл на северо-восток и был подобран кораблем на 400с.ш. и 400з.д.. Обозначьте место падения самолета на контурной карте крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

2) Гидрологическому судну №1 был выделен участок для определения глубины моря на 100с.ш. и 1100 з.д., а судну №2  - участок 200 ю.ш. и 800 в.д.. Обозначьте на контурной карте треугольниками  места, где работали 1 и 2 судна.

3) Корабль находящийся в точке 300 ю.ш. 700 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (300 ю.ш. 1100 в.д.) и «Вера» (200 ю.ш. 500 в.д.). Нанесите  каждый корабль кружочком на контурную карту. Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну?

4) Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров с координатами 69° ю. ш. и 91° з. д., а на 800с.ш. и 1400в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс  к острову Гренландия. Обозначьте на контурной карте остров кружочком, а направление хребта сплошной линией.

   ПРОВЕРКА  

Проверяем и ставим флажки тем командам, которые справились. Они и будут приняты на работу.

 ИТАК, Теперь наступает ответственный момент: вы приняты на работу в ЦУП, задача которых осуществить безопасное  и точное приземление космонавтов на Землю.

Как выглядит современный пункт управления полетами, думаю, никому не надо объяснять – репортажи из Центра управления полетами видели все.

Отмечаем географические координаты космодрома Восточный – иллюстрация  (510 с.ш. и 1280 в.д.), который был открыт в апреле 2016 года, откуда стартует космический корабль нашего класса.  И приземляемся с координатами г.Южноуральска на географическую площадку.(иллюстрация) Кто помнит координаты?

(ПРОГРАММА ГУГЛ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ)

Отмечают и наносят координаты Восточного и Южноуральска

540 с.ш. и 610 в.д. (СЛАЙД)

Сдают к/к

Ответственная и напряженная работа окончена. Приземление прошло удачно. (Аплодисменты). Сдайте свои контурные карты (бортовые журналы). Спасибо всем за работу.  

Если от других отстал ты,
Если угодил в беду,
Шли в эфир координаты -
И на выручку придут!

Чтобы мы в огромном мире
Не плутали наугад,
Старый глобус расчертили
Сеткою координат!

И в походе, и в работе
Нам без них нельзя никак -
Не доехать, не дотопать,
Ничего не отыскать!

Гонит ветер в море синем 
Очень сильную волну,
Нет спасенья от стихии
И идёте вы ко дну!

Принимайте меры спешно - 
Позывной радист стучи!
С точным градусом, конечно,
Широты и долготы!

И услышав вас, не медля,
Набирая полный ход,
Ориентирована верно,
Помощь вовремя дойдёт!

.  .  .