Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

Дата публикации: 2018-03-19 16:57:08
Статью разместил(а):
Петрушенко Елена Сергеевна

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

Направление «Общеинтеллектуальное  развитие личности»

      Для обучающихся 1- 4 классов 

Автор: Петрушенко Елена Сергеевна

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39», г. Череповец

 

Пояснительная записка.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Актуальность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. 

Актуальность  программы основывается и на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, ориентированный,  деятельностный подходы. 

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся на занятиях, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Проектная деятельность».

Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·                   Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                   Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                   Планировать (составлять план своей деятельности);

·                   Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                   Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·                   Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность»  организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

                                  Форма организации:

Занятия проводятся в 1 классе 1 раз в неделю  (33 часа в год), во 2 классе 2 раза в неделю (68 часов в год), в 3 – 4 классах 3 раза в неделю( по 102 часа в год). Занятия проводятся  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4года (1 – 4  класс).

 

Предполагаемые результаты реализации программы.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


 

Личностные   результаты:

Результаты

формируемые  умения

средства формирования

Личностные

·            формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

·            развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  

организация на занятии

парно-групповой работы 

Метапредметные результаты:

Результаты

формируемые  умения

средства формирования

Регулятивные

•     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 

•     планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве 

Познавательные

·            умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

·            добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

•     осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; 

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; 

·            осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков

·                 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

·     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·     умение координировать свои усилия с усилиями других.  

•  формулировать собственное мнение и позицию; 

•  договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов; 

·     задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

·    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 

·    понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы; 

·    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности; 

·    продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·    с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия 

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Примерные критерии оценок проектной деятельности: 

1. Самостоятельность работы над проектом. 

2. Актуальность и значимость темы. 

3. Полнота раскрытия темы. 

4. Оригинальность решения проблемы. 

5. Артистизм и выразительность выступления. 

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации. 

7. Использование средств наглядности, технических средств.

 

Содержание программы

1 класс 

Проект №1: «Изготовление бумаги из макулатуры» - 16 часов

Проект №2: «Выгонка луковичных растений» - 10 часов

Проект №3: «Чудо - клумба» -7 часов

Итого: 33 часа

2 класс 

Проект №1:  «Чудо - клумба» - 16 часов

Проект №2:  «Загадки» -  15 часов

Проект №3: «Рассказ о слове» - 19 часов

Проект №4: «Чудо - клумба» -18 часов

Итого: 68  часов

 

3 класс 

Проект №1: «Чудо - клумба» - 24 часа

Проект №2: «Значение цвета» - 21 час

Проект №3: «Юный математик» -28 часов

Проект №4: «Чудо - клумба» -29 часов

Итого: 102  часа

4 класс 

Проект №1: «Чудо - клумба» - 24 часа

Проект №2: «Узамбарские фиалки»- 21 час

Проект №3: «В.Верещагин и его знаменитое Вологодское масло»-28 часов

Проект №4: «Чудо - клумба»-29 часов

 Итого: 102  часа

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Обучающиеся должны научиться:

·     видеть проблемы;

·     ставить вопросы;

·     выдвигать гипотезы;

·     давать определение понятиям;

·     классифицировать;

·     наблюдать;

·     проводить эксперименты;

·     делать умозаключения и выводы;

·     структурировать материал;

·     готовить тексты собственных докладов;

·     объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

 Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

 

Учебно-тематический план

1 класс 

Проект №1 ТЕМА: «Изготовление бумаги из макулатуры»

Цель: Используя доступные средства, изготовить бумагу в домашних условиях.

                         Найти область применения изготовленной бумаги.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

 

1

2

Этапы работы над проектом

Умение поставить цель и сформулировать задачи для достижения цели (Р)

1

3

Отбор информации для проекта

Определение источников информации, планирование способов сбора и анализа материала по выбранной теме (П)

1

4

Подготовка мини сообщения на тему: «Откуда к нам пришла бумага»

Умение найти и выделить нужную информацию (П)

1

5

Заслушивание мини сообщения на тему: «Откуда к нам пришла бумага»

Умение слушать и вступать в диалог (К)

1

6

Сбор информации о разных способах изготовления бумаги из макулатуры

Развитие умения сотрудничества, умения вести диалог, планирование учебного сотрудничества (К)

1

7

Создание алгоритма изготовления бумаги из макулатуры

Формулирование и аргументация своего мнения (Л). Умение делать выводы (П)

1

8

Изготовление бумаги в домашних условиях с различными наполнителями

Умение работать по созданному алгоритму деятельности (Р)

6

9

Изготовление поделок из полученной бумаги

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

2

10

Защита проекта на родительском собрании

Умение делать выводы, оценка полученных результатов (П)

 

1

 

Проект №2. ТЕМА: «Выгонка луковичных растений»

Цель: Произвести выгонку луковичных растений.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

1

2

Сбор информации по теме проекта

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

2

3

Условия выгонки луковичных растений

Учиться составлять план и последовательность действий (Р)

1

4

Посадка крокусов, гиацинтов, тюльпанов

Учиться действовать по созданному плану (Р)

1

5

Выращивание и уход за посадками

Формировать умение договариваться, находить общее решение. Убеждать и уступать (К)

4

6

Защита проекта на празднике 8 Марта

Оценка процесса и результата деятельности (П)

1

 

Проект №3. ТЕМА: «Чудо - клумба»

Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную   цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

1

2

Дизайн школьной клумбы и выбор цветов для посадки

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

1

3

Посадка цветочной рассады

Создание алгоритма деятельности (П)

1

4

Выращивание цветочной рассады

Умение делать выводы (П)

1

5

Высаживание цветочной рассады в грунт

Умение работать в группе (К)

1

6

Уход за цветами

Творческое отношение к труду (Л)

2

Всего: 33 часа
 

Учебно-тематический план

 2 класс

Проект №1.  ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»»

Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную   цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Цветочный микс»

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

2

2

 Подготовка мини сообщения на тему: «Мир луковичных первоцветов»

Умение найти и выделить нужную информацию (П)

2

3

Заслушивание мини сообщений на тему: «Крокусы», «Первоцветы», «Как сажать луковицы тюльпанов»

 Умение слушать и вступать в диалог (К)

2

4

Подготовка земли для посадки, высаживание луковичных растений

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

2

5

Обрезка кустарников, высаживание многолетних растений. Совместный труд с родителями.

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

2

6

 Подготовка мини сообщения на тему: «Подготовка растений к зимнему периоду»

 Умение найти и выделить нужную информацию (П)

2

7

 Заслушивание  мини сообщения на тему: «Подготовка растений к зимнему периоду»

Умение слушать и вступать в диалог (К)

2

 8

Подготовка растений к зимнему периоду

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

2

 

Проект №2. ТЕМА: «Загадки»

Цель: Научиться составлять загадки по темам .

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

2

2

Сбор информации по теме проекта

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

2

3

Учимся сопоставлять рисунки и народные загадки о них

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

2

4

Составляем таблицу – опору о животном, растении, природном явлении

Учиться составлять план и последовательность действий (Р)

2

5

Составление загадок по таблице - опоре

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

6

Рисуем иллюстрации к придуманным загадкам

Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К)

3

7

Защита проекта. Книга «Наши загадки»

Оценка процесса и результата деятельности (П)

1

 

Проект №3.  ТЕМА: «Рассказ о слове»

Цель: Учимся подбирать из разных источников информацию о слове.

№ п/п

Тема

Д

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

2

2

Сбор информации по теме проекта

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

3

Наши помощники – словари

Экскурсия в библиотеку.

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

4

Совершенствуем умение находить однокоренные слова

Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

5

Знакомство с фразеологизмами и их значениями

 Формировать интерес к новому и способу действия (Л)

2

6

Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации

Умение делать выводы (П)

2

7

Учимся оформлять страницу своего журнала

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

2

8

Защита проекта. Журнал «Эти удивительные слова и выражения»

Оценка процесса и результата деятельности (П)

2

 

Проект №4.  ТЕМА: «Чудо - клумба»

 Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

       Благоустройство центральной территории у школы            

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

1

2

Дизайн школьной клумбы и выбор цветов для посадки

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

2

3

Посадка цветочной рассады

Создание алгоритма деятельности (П)

3

4

Выращивание цветочной рассады

  Умение делать выводы (П)

5

5

Высаживание цветочной рассады в грунт

Умение работать в группе (К)

4

6

Уход за цветами

Творческое отношение к труду (Л)

3

Всего: 68 часов
 

Учебно-тематический план

 3 класс 

 Проект №1.  ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»

 Цель:

Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Наш двор»

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

2

 Подготовка мини сообщения на тему: «Многолетние растения»

Умение найти и выделить нужную информацию (П)

3

3

Заслушивание мини сообщения на тему: «Многолетние растения»

 Умение слушать и вступать в диалог (К)

3

4

Подготовка земли для посадки, высаживание многолетних растений

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

5

Совместная работа с родителями на пришкольном участке: спиливание старых деревьев, обрезка кустарников, высаживание многолетних растений.

 

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

6

 Подготовка мини сообщения на тему: «Эти удивительные спиреи»

 Умение найти и выделить нужную информацию (П)

3

7

 Заслушивание  мини сообщения на тему: «Эти удивительные спиреи»

Умение слушать и вступать в диалог (К)

3

 8

Высаживаем вместе с родителями спиреи на центральную территорию у школы

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

 

Проект №2.   ТЕМА: «Значение цвета»

 Цель: Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта, постановка цели исследования, задач

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

3

2

Сбор информации по теме проекта, проведение опроса учеников о выборе любимого цвета (анкета)

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

3

Нахождение значения каждого цвета из различных информационных источников

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

4

Влияние выбора цвета на характер и поведение личности ученика

Учиться составлять план и последовательность действий (Р)

3

5

Оформление исследовательского проекта «Значение цвета»

 

 

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

6

Формулируем выводы проекта

Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К). Формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (К)

3

7

Защита проекта

Оценка процесса и результата деятельности (П). Умение отвечать на незапланированные вопросы (П)

3

Проект №3.  ТЕМА: «Юный математик».

 Цель: Узнать о происхождении чисел и их использовании человеком.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта, постановка задач

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

3

2

Сбор информации по теме проекта

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

4

3

Числа в пословицах и поговорках, стихи из чисел

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

4

Числа в названиях предприятий и организациях нашего города

Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

5

Опрос: «Мои любимые числа»

 Формировать интерес к новому и способу действия (Л)

3

6

Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, подведение итогов опроса, построение диаграмм

Умение делать выводы (П)

5

7

Изготавливаем лэпбук и заполняем его найденной информацией

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

4

8

Защита проекта. Участвуем в школьной конференции «Эврика»

Оценка процесса и результата деятельности (П)

3

 

Проект №4.  ТЕМА: «Чудо - клумба»

 Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Благоустройство территории за школой

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

1

2

Дизайн школьной клумбы и выбор кустарников для посадки

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

4

3

Высаживаем Барбарисы, спирею Широбана

Создание алгоритма деятельности (П)

5

4

Выращивание цветочной рассады (астры, петуния, сальвия, бархатцы )

  Умение делать выводы (П)

Умение работать в группе (К)

10

5

Высаживание цветочной рассады и кустарников  в грунт

Умение работать в группе (К)

5

6

Уход за цветами и кустарниками Подготовка к городскому конкурсу «Цветущий город»

Творческое отношение к труду (Л)

4

Всего: 102 часа

 

Учебно-тематический план 4 класс 

Проект №1.  ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»

 Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Цветущий город»

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

2

 Подготовка мини сообщения на тему: «Эти удивительные очитки» Учимся делать слайды к сообщению

Умение найти и выделить нужную информацию (П)

Творческое отношение к труду (К)

3

3

Заслушивание мини сообщения на тему: «Эти удивительные очитки»

 Умение слушать и вступать в диалог (К)

3

4

Подготовка земли для посадки, высаживание многолетних растений

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

5

Совместная работа с родителями на пришкольном участке: спиливание старых деревьев, обрезка кустарников, высаживание многолетних растений.

Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

6

 Подготовка мини сообщения на тему: «Вечнозелёные хвойники» Учимся делать слайды к сообщению

 Умение найти и выделить нужную информацию (П)

3

7

 Заслушивание  мини сообщения на тему: «Вечнозелёные хвойники»

Умение слушать и вступать в диалог (К)

3

 8

Высаживаем можжевельники, тую, ели вместе с родителями.

 Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K)

3

 Проект №2.  ТЕМА: «Узамбарские  фиалки»

 Цель: Выяснить способы размножения фиалок и их выращивание

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта, постановка цели исследования, задач

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

3

2

Сбор информации по теме проекта, проведение опроса учеников об умении ухаживать за фиалками  (анкета)

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

3

Нахождение  нужной  информации из различных информационных источников

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

4

Виды размножения фиалок. Выращивание их для школы.

Учиться составлять план и последовательность действий (Р)

3

5

Оформление исследовательского проекта «Узамбарские фиалки»

 

 

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

6

Формулируем выводы проекта. Изготавливаем своими руками лэпбук.

Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К). Формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (К)

3

7

Защита проекта. Участие в городском конкурсе « Зелёная рекреация»

Оценка процесса и результата деятельности (П). Умение отвечать на незапланированные вопросы (П)

3

Проект №3.  ТЕМА: «В. Верещагин и его знаменитое вологодское масло»

 Цель: Узнать о происхождении Вологодского масла, его оригинальной рецептуре.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Выбор темы проекта, постановка задач

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

3

2

Сбор информации по теме проекта

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

4

3

История масла. Чем уникальна рецептура Вологодского масла?

 Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

3

4

Посещение дома -  музея Верещагиных

Учиться действовать по созданному плану (Р)

3

5

Опрос и дегустация разных сортов масла произведённых в области

 Формировать интерес к новому и способу действия (Л)

3

6

Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, подведение итогов опроса, построение диаграмм

Умение делать выводы (П)

5

7

Учимся оформлять страницу своего журнала

 Учиться действовать по созданному плану (Р)

4

8

Защита проекта Участие в школьной конференции «Эврика»

Оценка процесса и результата деятельности (П)

3

 

Проект №4. ТЕМА: «Чудо - клумба»

Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во

часов

1

Постановка задач на весенний период, составляем план работы. Принимаем участие в областном конкурсе «Зелёная планета»

Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л)

1

2

Дизайн школьной клумбы, изготовление забавных сказочных героев и «заселение» их на клумбы

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П)

Творческий труд (Л)

4

3

Посадка цветочной рассады

Создание алгоритма деятельности (П)

5

4

Выращивание цветочной рассады

  Умение делать выводы (П)

10

5

Высаживание цветочной рассады и кустарников  в грунт

Умение работать в группе (К)

5

6

Уход за цветами и кустарниками Анкета «Чему я научился на внеурочных занятиях «Проектная деятельность»

Творческое отношение к труду (Л)

4

Всего: 102 часа

 

Список литературы,  используемой для составления программы.

Концепция модернизации Российской Федерации.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

 

Материально-техническое обеспечение:

1.     Горячев А.В., Иглина  Н.И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.: БАЛЛАС, 2008.

2.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

3.     Дубова  М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: БАЛЛАС, 2008.

4.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.

5.     Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

6.     Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.

7.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

8.     Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

9.     Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2010.

12. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Методическое пособие. 1 класс. Программа. - Издательство: РОСТкнига, 2012 г.

13. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. - Издательство: РОСТкнига, 2012 г.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.