Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
Направление «Общеинтеллектуальное развитие личности»
Для обучающихся 1- 4 классов
Автор: Петрушенко Елена Сергеевна
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39», г. Череповец
Пояснительная записка.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Актуальность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы основывается и на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, ориентированный, деятельностный подходы.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся на занятиях, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Проектная деятельность».
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации:
Занятия проводятся в 1 классе 1 раз в неделю (33 часа в год), во 2 классе 2 раза в неделю (68 часов в год), в 3 – 4 классах 3 раза в неделю( по 102 часа в год). Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4года (1 – 4 класс).
Предполагаемые результаты реализации программы.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Личностные результаты:
Результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
Личностные |
· формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. · развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты:
Результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
Регулятивные |
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные |
· умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. · добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные |
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). · умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Содержание программы
1 класс
Проект №1: «Изготовление бумаги из макулатуры» - 16 часов
Проект №2: «Выгонка луковичных растений» - 10 часов
Проект №3: «Чудо - клумба» -7 часов
Итого: 33 часа
2 класс
Проект №1: «Чудо - клумба» - 16 часов
Проект №2: «Загадки» - 15 часов
Проект №3: «Рассказ о слове» - 19 часов
Проект №4: «Чудо - клумба» -18 часов
Итого: 68 часов
3 класс
Проект №1: «Чудо - клумба» - 24 часа
Проект №2: «Значение цвета» - 21 час
Проект №3: «Юный математик» -28 часов
Проект №4: «Чудо - клумба» -29 часов
Итого: 102 часа
4 класс
Проект №1: «Чудо - клумба» - 24 часа
Проект №2: «Узамбарские фиалки»- 21 час
Проект №3: «В.Верещагин и его знаменитое Вологодское масло»-28 часов
Проект №4: «Чудо - клумба»-29 часов
Итого: 102 часа
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Обучающиеся должны научиться:
· видеть проблемы;
· ставить вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определение понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперименты;
· делать умозаключения и выводы;
· структурировать материал;
· готовить тексты собственных докладов;
· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Учебно-тематический план
1 класс
Проект №1 ТЕМА: «Изготовление бумаги из макулатуры»
Цель: Используя доступные средства, изготовить бумагу в домашних условиях.
Найти область применения изготовленной бумаги.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
|
1 |
2 |
Этапы работы над проектом |
Умение поставить цель и сформулировать задачи для достижения цели (Р) |
1 |
3 |
Отбор информации для проекта |
Определение источников информации, планирование способов сбора и анализа материала по выбранной теме (П) |
1 |
4 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Откуда к нам пришла бумага» |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
1 |
5 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Откуда к нам пришла бумага» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
1 |
6 |
Сбор информации о разных способах изготовления бумаги из макулатуры |
Развитие умения сотрудничества, умения вести диалог, планирование учебного сотрудничества (К) |
1 |
7 |
Создание алгоритма изготовления бумаги из макулатуры |
Формулирование и аргументация своего мнения (Л). Умение делать выводы (П) |
1 |
8 |
Изготовление бумаги в домашних условиях с различными наполнителями |
Умение работать по созданному алгоритму деятельности (Р) |
6 |
9 |
Изготовление поделок из полученной бумаги |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
2 |
10 |
Защита проекта на родительском собрании |
Умение делать выводы, оценка полученных результатов (П)
|
1 |
Проект №2. ТЕМА: «Выгонка луковичных растений»
Цель: Произвести выгонку луковичных растений.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
1 |
2 |
Сбор информации по теме проекта |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
2 |
3 |
Условия выгонки луковичных растений |
Учиться составлять план и последовательность действий (Р) |
1 |
4 |
Посадка крокусов, гиацинтов, тюльпанов |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
1 |
5 |
Выращивание и уход за посадками |
Формировать умение договариваться, находить общее решение. Убеждать и уступать (К) |
4 |
6 |
Защита проекта на празднике 8 Марта |
Оценка процесса и результата деятельности (П) |
1 |
Проект №3. ТЕМА: «Чудо - клумба»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
1 |
2 |
Дизайн школьной клумбы и выбор цветов для посадки |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
1 |
3 |
Посадка цветочной рассады |
Создание алгоритма деятельности (П) |
1 |
4 |
Выращивание цветочной рассады |
Умение делать выводы (П) |
1 |
5 |
Высаживание цветочной рассады в грунт |
Умение работать в группе (К) |
1 |
6 |
Уход за цветами |
Творческое отношение к труду (Л) |
2 |
Всего: 33 часа
Учебно-тематический план
2 класс
Проект №1. ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Цветочный микс» |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
2 |
2 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Мир луковичных первоцветов» |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
2 |
3 |
Заслушивание мини сообщений на тему: «Крокусы», «Первоцветы», «Как сажать луковицы тюльпанов» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
2 |
4 |
Подготовка земли для посадки, высаживание луковичных растений |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
2 |
5 |
Обрезка кустарников, высаживание многолетних растений. Совместный труд с родителями. |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
2 |
6 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Подготовка растений к зимнему периоду» |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
2 |
7 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Подготовка растений к зимнему периоду» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
2 |
8 |
Подготовка растений к зимнему периоду |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
2 |
Проект №2. ТЕМА: «Загадки»
Цель: Научиться составлять загадки по темам .
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
2 |
2 |
Сбор информации по теме проекта |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
2 |
3 |
Учимся сопоставлять рисунки и народные загадки о них |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
2 |
4 |
Составляем таблицу – опору о животном, растении, природном явлении |
Учиться составлять план и последовательность действий (Р) |
2 |
5 |
Составление загадок по таблице - опоре |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
6 |
Рисуем иллюстрации к придуманным загадкам |
Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К) |
3 |
7 |
Защита проекта. Книга «Наши загадки» |
Оценка процесса и результата деятельности (П) |
1 |
Проект №3. ТЕМА: «Рассказ о слове»
Цель: Учимся подбирать из разных источников информацию о слове.
№ п/п |
Тема |
Д |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
2 |
2 |
Сбор информации по теме проекта |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
3 |
Наши помощники – словари Экскурсия в библиотеку. |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
4 |
Совершенствуем умение находить однокоренные слова |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
5 |
Знакомство с фразеологизмами и их значениями |
Формировать интерес к новому и способу действия (Л) |
2 |
6 |
Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации |
Умение делать выводы (П) |
2 |
7 |
Учимся оформлять страницу своего журнала |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
2 |
8 |
Защита проекта. Журнал «Эти удивительные слова и выражения» |
Оценка процесса и результата деятельности (П) |
2 |
Проект №4. ТЕМА: «Чудо - клумба»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Благоустройство центральной территории у школы |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
1 |
2 |
Дизайн школьной клумбы и выбор цветов для посадки |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
2 |
3 |
Посадка цветочной рассады |
Создание алгоритма деятельности (П) |
3 |
4 |
Выращивание цветочной рассады |
Умение делать выводы (П) |
5 |
5 |
Высаживание цветочной рассады в грунт |
Умение работать в группе (К) |
4 |
6 |
Уход за цветами |
Творческое отношение к труду (Л) |
3 |
Всего: 68 часов
Учебно-тематический план
3 класс
Проект №1. ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»
Цель:
Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Наш двор» |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
2 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Многолетние растения» |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
3 |
3 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Многолетние растения» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
3 |
4 |
Подготовка земли для посадки, высаживание многолетних растений |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
5 |
Совместная работа с родителями на пришкольном участке: спиливание старых деревьев, обрезка кустарников, высаживание многолетних растений.
|
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
6 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Эти удивительные спиреи» |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
3 |
7 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Эти удивительные спиреи» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
3 |
8 |
Высаживаем вместе с родителями спиреи на центральную территорию у школы |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
Проект №2. ТЕМА: «Значение цвета»
Цель: Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта, постановка цели исследования, задач |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
3 |
2 |
Сбор информации по теме проекта, проведение опроса учеников о выборе любимого цвета (анкета) |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
3 |
Нахождение значения каждого цвета из различных информационных источников |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
4 |
Влияние выбора цвета на характер и поведение личности ученика |
Учиться составлять план и последовательность действий (Р) |
3 |
5 |
Оформление исследовательского проекта «Значение цвета»
|
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
6 |
Формулируем выводы проекта |
Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К). Формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (К) |
3 |
7 |
Защита проекта |
Оценка процесса и результата деятельности (П). Умение отвечать на незапланированные вопросы (П) |
3 |
Проект №3. ТЕМА: «Юный математик».
Цель: Узнать о происхождении чисел и их использовании человеком.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта, постановка задач |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
3 |
2 |
Сбор информации по теме проекта |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
4 |
3 |
Числа в пословицах и поговорках, стихи из чисел |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
4 |
Числа в названиях предприятий и организациях нашего города |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
5 |
Опрос: «Мои любимые числа» |
Формировать интерес к новому и способу действия (Л) |
3 |
6 |
Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, подведение итогов опроса, построение диаграмм |
Умение делать выводы (П) |
5 |
7 |
Изготавливаем лэпбук и заполняем его найденной информацией |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
4 |
8 |
Защита проекта. Участвуем в школьной конференции «Эврика» |
Оценка процесса и результата деятельности (П) |
3 |
Проект №4. ТЕМА: «Чудо - клумба»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Благоустройство территории за школой |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
1 |
2 |
Дизайн школьной клумбы и выбор кустарников для посадки |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
4 |
3 |
Высаживаем Барбарисы, спирею Широбана |
Создание алгоритма деятельности (П) |
5 |
4 |
Выращивание цветочной рассады (астры, петуния, сальвия, бархатцы ) |
Умение делать выводы (П) Умение работать в группе (К) |
10 |
5 |
Высаживание цветочной рассады и кустарников в грунт |
Умение работать в группе (К) |
5 |
6 |
Уход за цветами и кустарниками Подготовка к городскому конкурсу «Цветущий город» |
Творческое отношение к труду (Л) |
4 |
Всего: 102 часа
Учебно-тематический план 4 класс
Проект №1. ТЕМА: «Проект по благоустройству школьной территории «Чудо - клумба»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Уход за цветущими растениями, прополка, подготовка к конкурсу «Цветущий город» |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
2 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Эти удивительные очитки» Учимся делать слайды к сообщению |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) Творческое отношение к труду (К) |
3 |
3 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Эти удивительные очитки» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
3 |
4 |
Подготовка земли для посадки, высаживание многолетних растений |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
5 |
Совместная работа с родителями на пришкольном участке: спиливание старых деревьев, обрезка кустарников, высаживание многолетних растений. |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
6 |
Подготовка мини сообщения на тему: «Вечнозелёные хвойники» Учимся делать слайды к сообщению |
Умение найти и выделить нужную информацию (П) |
3 |
7 |
Заслушивание мини сообщения на тему: «Вечнозелёные хвойники» |
Умение слушать и вступать в диалог (К) |
3 |
8 |
Высаживаем можжевельники, тую, ели вместе с родителями. |
Умение работать в группе (К). Оценка процесса и результата деятельности (П). Творческое отношение к труду (K) |
3 |
Проект №2. ТЕМА: «Узамбарские фиалки»
Цель: Выяснить способы размножения фиалок и их выращивание
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта, постановка цели исследования, задач |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
3 |
2 |
Сбор информации по теме проекта, проведение опроса учеников об умении ухаживать за фиалками (анкета) |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
3 |
Нахождение нужной информации из различных информационных источников |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
4 |
Виды размножения фиалок. Выращивание их для школы. |
Учиться составлять план и последовательность действий (Р) |
3 |
5 |
Оформление исследовательского проекта «Узамбарские фиалки»
|
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
6 |
Формулируем выводы проекта. Изготавливаем своими руками лэпбук. |
Формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать (К). Формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения (К) |
3 |
7 |
Защита проекта. Участие в городском конкурсе « Зелёная рекреация» |
Оценка процесса и результата деятельности (П). Умение отвечать на незапланированные вопросы (П) |
3 |
Проект №3. ТЕМА: «В. Верещагин и его знаменитое вологодское масло»
Цель: Узнать о происхождении Вологодского масла, его оригинальной рецептуре.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Выбор темы проекта, постановка задач |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
3 |
2 |
Сбор информации по теме проекта |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
4 |
3 |
История масла. Чем уникальна рецептура Вологодского масла? |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) |
3 |
4 |
Посещение дома - музея Верещагиных |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
3 |
5 |
Опрос и дегустация разных сортов масла произведённых в области |
Формировать интерес к новому и способу действия (Л) |
3 |
6 |
Учимся сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, подведение итогов опроса, построение диаграмм |
Умение делать выводы (П) |
5 |
7 |
Учимся оформлять страницу своего журнала |
Учиться действовать по созданному плану (Р) |
4 |
8 |
Защита проекта Участие в школьной конференции «Эврика» |
Оценка процесса и результата деятельности (П) |
3 |
Проект №4. ТЕМА: «Чудо - клумба»
Цель: Облагородить пустующий участок земли, создав на нем необычную цветочную композицию.
№ п/п |
Тема |
УУД |
Кол-во часов |
1 |
Постановка задач на весенний период, составляем план работы. Принимаем участие в областном конкурсе «Зелёная планета» |
Формирование умения ставить проблему (П). Формировать интерес к новому и к способу действия (Л) |
1 |
2 |
Дизайн школьной клумбы, изготовление забавных сказочных героев и «заселение» их на клумбы |
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний (П) Творческий труд (Л) |
4 |
3 |
Посадка цветочной рассады |
Создание алгоритма деятельности (П) |
5 |
4 |
Выращивание цветочной рассады |
Умение делать выводы (П) |
10 |
5 |
Высаживание цветочной рассады и кустарников в грунт |
Умение работать в группе (К) |
5 |
6 |
Уход за цветами и кустарниками Анкета «Чему я научился на внеурочных занятиях «Проектная деятельность» |
Творческое отношение к труду (Л) |
4 |
Всего: 102 часа
Список литературы, используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Материально-техническое обеспечение:
1. Горячев А.В., Иглина Н.И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.: БАЛЛАС, 2008.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: БАЛЛАС, 2008.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
5. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
6. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.
10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2010.
12. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Методическое пособие. 1 класс. Программа. - Издательство: РОСТкнига, 2012 г.
13. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь. - Издательство: РОСТкнига, 2012 г.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.