Латинский язык в ветеринарии. Методические указания по внеаудиторной работе

Дата публикации: 2018-03-19 07:31:35
Статью разместил(а):
Ляпина Галина Ивановна

Методические указания

по организации самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине ОП.02. Латинский язык в ветеринарии

Автор: Ляпина Галина Ивановна

Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

 

Введение

Методические указания для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с учебным планом, рабочей программой по дисциплине ОП. 02. Латинский язык в ветеринарии.

Внеаудиторная работа выполняет важную роль в технологии обучения. ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария на внеаудиторную работу обучающихся предусматривается выделение 50 % часов от общего количества учебного времени. В программе по дисциплине ОП. 02. Латинский язык в ветеринарии на внеаудиторную работу выделяется 19 часов.

Цель методических указаний – оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной работы по дисциплине ОП.02. Латинский язык в ветеринарии.

Цели выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:

- обеспечение профессиональной подготовки специалиста;

- формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;

- формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности;

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по дисциплине;

- формирование умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Задачи внеаудиторной работы обучающихся: 

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по дисциплине Латинский язык в ветеринарии;

- формирование уровня практического владения ветеринарной терминологией;

- овладение практическими навыками применения полученных знаний по Латинскому языку в ветеринарии;

- расширение словарного запаса обучающихся, более глубокое понимание терминов, развитие культуры речи, лингвистического кругозора путем совершенствования навыков нормативного употребления интернационализмов греко-латинского происхождения;

- рациональное использование и организация свободного времени обучающихся;

- осуществление новой функции образования – быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельности и ответственности.

Самостоятельная деятельность определяется содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности обучающихся.

Виды заданий для внеаудиторной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать индивидуальные особенности обучающегося.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

- уровень освоения обучающемся учебного материала;

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общих и профессиональных компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

- учитывается способность обучающегося выразить своё отношение к действительности в устной и письменной форме;

- учитывается уровень развития коммуникативной компетенции обучающего, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой латинского языка, нормами орфографии и пунктуации

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности обучающихся. 

Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по латинскому языку:

1)        соответствующие виды разбора,

2)        письменные работы,

3)        доклады,

4)        защита творческих работ,

5)        тематический контроль,

6)        тестирование,

7)        просмотр и проверка выполнения внеаудиторной работы преподавателем,

8)        обсуждение результатов выполненной работы на занятии,

9)        проведение устного опроса,

10)    организация и проведение индивидуального собеседования,

Описание каждой внеаудиторной работы содержит название темы, цели работы, задание, алгоритм выполнения, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий.

 

1. Рекомендации обучающимся по выполнению и оформлению внеаудиторной работы

1.1. Подготовка перевода текста

Схема работы над переводом:

–      беглый просмотр переводимого текста;

–      просмотр материалов по данной теме, которые могут помочь при выполнении перевода;

–      определения порядка перевода текста;

–      работа по переводу текста, без прочитывания всего текста от начала до конца;

–      выполнение чистого перевода с оставлением необходимого количества мест для последующего выяснения и уточнения;

–      уточнение неясных мест и унификация перевода некоторых терминов, более точный вариант перевода, который выясняется только после перевода всего текста целиком;

–      сравнение текста перевода с оригиналом на предмет выявления возможных пропусков;

–      окончательное форматирование текста с максимальным приближением его к оригиналу.

Критерии оценки переводов:

Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной не грубой ошибки и одного недочета либо не более трех недочетов.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

1.2. Подготовка реферата

Реферат – форма интерпретации исходного текста или нескольких источников, в отличие от конспекта является новым, авторским текстом.

Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Таким образом, реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата заключается в том, что:

–         в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок;

–         в нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме;

–         он не должен содержать субъективных взглядов реферата на излагаемый вопрос; оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.

Структура реферата включает в себя:

1.    Титульный лист.

2.    Оглавление (содержание).

3.    Введение (отражение актуальности темы и раскрытие поставленных в работе задач).

4.    Основная часть (все существенные положения; раскрытие содержания работы; комментарии; задачи, отражающие краткую историю исследуемой проблемы; возможно представление достигнутых по отдельным вопросам темы результатов и обзор литературы; могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.; конспективно, фрагментарно, аналитически – на выбор обучающегося).

5.    Заключение (выводы, сделанные автором, обобщения, резюме реферата).

6.    Приложения (не обязательная часть: таблицы, схемы, графики, фотографии и т.д.).

7.    Литература (оформление источников информации в алфавитном порядке).

Выбрав тему реферата и изучив источники основной и дополнительной литературы, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель – предмет стремления, то, что надо (желательно) осуществить (изучить, обобщить, изложить, систематизировать).

План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. Черновой набросок плана будет в ходе работы изменяться и дополняться.

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Изложение должно быть ясным, простым, точным и при этом выразительным.

Сноски на источники цитирования могут оформляться различными способами: цитата в тексте; подстрочная сноска на литературный источник. Нумерацию ссылок можно делать сплошной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы.

Ссылки на таблицы и иллюстрации даются в скобках – номер таблицы или рисунка (табл. 2. или рис. 2.);

При написании текста рекомендуется избегать длинных предложений, так как они затрудняют понимание текста;

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

  Требования к оформлению реферата 

1.    Основные требования к оформлению реферата:

–      текст реферата набирается шрифтом Times New Roman, размер – 14;

–      заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделить полужирным;

–      междустрочный интервал – полуторный;

–      отступ в абзацах 1,25 см;

–      поле левое – не менее 2,5 см, правое – не менее 1,0 см, верхнее – не менее 2,0 см, нижнее – не менее 2,0 см.

–      нумерация страницы – снизу справа;

–      объем реферата – до 25 страниц.

2.    Текст работы размещается на одной стороне листа (формата А-4), страницы пронумеровываются. Главы и параграфы начинаются с новой страницы, сокращения слов только общепринятые.

3.    Наименования структурных частей работы служат их заголовками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не подчёркивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются.

4.    Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, при этом нумерация начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится.

5.    Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, карты) располагаются в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных. Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

6.    Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посередине. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

7.    Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, названии учебной дисциплины, по которой выполнен реферат. (Образец оформления титульного листа приведен в приложении 2).

8.    Список литературы помещается в конце реферата после заключения, перед приложениями в следующем порядке:

1)   Нормативно-законодательные акты по уровням нормативного регулирования /по значимости/ (Конституция, федеральные законы, Постановления Правительства РФ, органов государственной и местной власти, инструкции, указания, письма Центрального Банка России) (Например: 1) Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (с последними изменениями). 2) Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). 3) Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре Российской Федерации» (с изменениями от 16 апреля 2001 г.).

–      Учебная литература, монографии – в алфавитном порядке (А-Я).

Сведения о книге даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы), название, подзаголовок, выходные данные (место издания, издательство и год издания), количество страниц (Например: 4) Белоусова А.Р., Дебабова М.М., Шевченко С.В.  Латинский язык. с основами ветеринарной терминологии: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 192 с.: ил.).

–      Статьи – в алфавитном порядке их авторов (А-Я).

После автора и названия публикации указываются: Название сборника, журнала, газеты, Место издания и год издания (если сборник), Год, номер журнала или дата выхода газеты, страница (Например: 4) Девришов Д.А., Гусейнов М.М. Доклинические испытания препарата «Полисорбин»// Ветеринарная медицина.– 2013.– № 2. – С. 25.)

–      Информационно-правовые системы: КонсультантПлюс, Гарант.

–      Адреса сетевых сайтов (Интернет-источники) Например: www.fsvps.ru – официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору).

Критерии оценки рефератов:

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если работа содержит точные определения, исчерпывающая по объему, при этом присутствуют ссылки на первоисточники, авторов-исследователей; основные положения иллюстрируются примерами, доказательствами; изложение четкое, связное, логичное; активно и адекватно используется специальная терминология; автор высказывает свое мнение по теме, аргументирует его; работа правильно и аккуратно оформлена, имеется качественно выполненный презентационный материал или (и) раздаточного, не дублирующий основной текст реферата, а являющийся его иллюстративным фоном.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если тема раскрыта практически полностью: освещены основные положения; в тексте присутствуют примеры, собственное мнение автора; изложение связное, последовательное, с употреблением специальных терминов, без ссылок на первоисточники, допущены неточности в изложении и оформлении работы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если работа выполнена в недостаточном объеме, небрежно оформлена, тема освещена не полностью, присутствуют искажения, неточности в передаче основного содержания; отсутствуют примеры; изложение непоследовательное, имеются ошибки в употреблении специальных терминов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если работа неаккуратно, неправильно оформлена, содержит общие рассуждения, мало конкретных фактов, тема не раскрыта; автор не владеет специальной терминологией.

Темы рефератов:

1.    Этимология латинских, химических элементов.

2.    Латинские изречения в классической литературе

3.    Этимология латинских и русских названий растений.

4.    Римская и древнегреческая мифология в названиях лекарственных средств.

5.    Латинский язык в системе мировой цивилизации.

6.    Латинский язык в системе индоевропейских языков.

7.    Вклад латинского и древнегреческого языков в медицину и мировую культуру.

8.    Влияние латинского языка на другие языки.

9.    Мир животных средств как источник метафорической не анимации.

10.     Антропоморфные термины в анатомической терминологии.

 

1.3. Создание презентации

Компьютерная презентация – это набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Презентация является мультимедийным документом. Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

Цель презентации донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.

Планирование презентации включает в себя определение целей, формирование структуры и логики подачи материала.

Примерное содержание презентации

1.    Титульный лист (тема выступления и сведения об авторах).

2.    Содержание с кнопками навигации.

3.    Основные пункты презентации.

4.    Список источников

5.    Завершающий слайд. 

Разработка презентации – это подготовка слайдов презентации: подбор содержания, определение соотношения текстовой и графической информации, заполнение слайдов информацией.

Основной элемент презентации – слайд. Поэтому оформление презентации – это оформление каждого слайда. Элементами слайда являются текст, таблицы, картинки, диаграммы, графические объекты, рисунки, фотографии, фильмы и звуки, видеоклипы и т.д.

Требования к оформлению слайдов

Стиль. Для лучшего восприятия следует придерживаться единого стиля слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма).

Фон. Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста лучше использовать контрастные цвета.

Анимационные эффекты. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

Содержание информации. Лучше использовать короткие слова и предложения, как можно меньше предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Объем информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наиболее эффективно отображение ключевых пунктов по одному на каждом отдельном слайде. Оптимальное количество строк на слайде – не более 7. Количество символов в строке не более 40 (включая пробелы).

Расположение информации на странице. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Шрифты. Лучше всего презентация смотрится при использовании не более 2 типов шрифтов. Оптимальные шрифты: заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (например, Arial, Verdana).

Для выделения информации лучше использовать жирный шрифт или подчеркивание. Одновременно на слайде желательно иметь лишь один элемент выделения текста – или полужирный или подчеркнутый. Прописные буквы читаются хуже строчных.

Сохранение презентаций. Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps.

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки компьютерной презентации:

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если работа полностью завершена, демонстрирует понимание описываемых процессов, даны интересные материалы, отсутствуют фактические ошибки, грамотно используется научная лексика, предложены собственные обобщения, аналогии, выводы, дизайн логичен, очевиден и оригинален, выполнен в едином стиле, подчеркивает содержание, грамотно использовано цветовое оформление, текст хорошо читается, графический материал хорошо подобран, соответствует содержанию, обоснованно и рационально использованы средства мультимедиа и анимационных эффектов.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если тема раскрыта практически полностью: освещены основные положения, хотя некоторые детали не уточняются, присутствуют примеры, собственное мнение автора; научная лексика используется, но иногда не корректно, нет ссылок на первоисточники, дизайн логичен, имеются постоянные элементы дизайна, дизайн соответствует содержанию, шрифт читаемый, графика соответствует содержанию, минимальное количество ошибок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если работа выполнена в недостаточном объеме, тема освещена не полностью, присутствуют искажения, неточности в передаче основного содержания; отсутствуют примеры; работа демонстрирует понимание, но неполное, научная терминология или используется мало или используется некорректно, дизайн случайный, нет постоянных элементов дизайна, может и не соответствовать содержанию, параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию, графика мало соответствует содержанию, есть ошибки, мешающие восприятию.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если тема не раскрыта, работа сделана фрагментарно, содержит общие рассуждения, мало конкретных фактов, демонстрирует минимальное понимание, минимум научных терминов, дизайн не ясен, элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него, параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым, графика не соответствует содержанию, много ошибок, делающих материал трудночитаемым.

1.4. Выполнение упражнений

Перед тем, как начать выполнение упражнения, следует повторить пройденную тему, после чего выполнить упражнение:

1.    Прочитать задания к упражнению.

2.    Прочитать все упражнение.

3.    Выполнить устные задания к упражнению (ответить на вопросы).

4.    Выполнить письменную работу.

5.    Проверить правильность выполнения упражнения.

Критерии оценки выполнения упражнений:

Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной не грубой ошибки и одного недочета либо не более трех недочетов.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

Библиографический список:

1.    БелоусоваА.П. ,ДебабоваМ.М., ШевченкоС.В. Латинский язык с основами ветеринарной терминологии: Учебное пособие. 2 изд., стер. – СПб.: Издательства «Лань»,2014. – 192 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Дополнительные источники:

1.    Городкова Ю.И. Латинский язык. – М., 2014.

2.    Тананушко К. А. Латинско-русский словарь – М., 2002.