Методические указания по проведению ПЗ по ПМ 02. Диагностика и лечение сельскохозяйственных животных
Методические указания
по проведению практических занятий на тему
Профилактическая и лечебная дегельминтизация сельскохозяйственных
и домашних животных при трематодозах, цестодозах, и нематодозах
профессионального модуля 02 Участие в диагностике и лечении заболеваний
сельскохозяйственных животных междисциплинарного курса 02.01. Методики
диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных
Автор: Ляпина Галина Ивановна
Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства
Введение
Практические занятия по теме «Лечебная и профилактическая дегельминтизация сельскохозяйственных животных» проводится в клинике колледжа или на ферме хозяйства.
На занятиях обучающиеся должны работать в халатах резиновых сапогах и резиновых перчатках, после работы тщательно мыть и дезинфицировать руки, а также использованные инструменты и оборудование.
Особое внимание обращают на организацию рабочего места: наличие стола, покрытого клеенкой, правильное размещение на нём медикаментов и инструментов, стерилизацию инструментов кипячением, а не раствором дезосредств.
Оснащение рабочих мест перед занятием преподаватель проверяет лично.
Во время работы необходимо следить за чистотой и порядком на своём рабочем месте, быть внимательным и аккуратным, строго выполнять указания преподавателя. Бережно хранить и использовать инструменты и оборудование, которое выдаётся во время работы.
На практических занятиях обучающиеся закрепляют теоретический материал по диагностике паразитарных заболеваний и меры борьбы с ними.
Приступая к практическому занятию, обучающиеся получают инструкционно-технологическую карту с методическими указаниями по выполнению практической работы. Согласно инструкционной карте обучающиеся получают возможность знать тему и цель работы, приобретаемые навыки и умения, норму времени и оборудование, правила техники безопасности и необходимые учебные пособия для выполнения практической работы, чётко спланировать работу, представить результат, который необходимо получить во время работы.
По окончанию практического занятия проводится проверка записей в рабочих тетрадях, анализ выполнения задания, ответов на контрольные вопросы, подводятся итоги занятия – выставляется оценка.
Тематика практических занятий и виды работ:
№ п/п |
Тема практического занятия |
Количество часов |
Виды работ |
1 |
Проведение лечебной дегельминтизации овец и телят при фасциолезе. |
2 |
1. Прослушать инструктаж по технике безопасности при обращении с животными и антгельметиками. 2. Рассчитать и отмерить дозу антигельметика, приготовить раствор и ввести его в организм животных. 3. Составить акт на проведение дегельминтизации. |
2 |
Проведение лечебной дегельминтизации собак при цестодозах. |
2 |
1. Ознакомится с правилами личной безопасности при выполнении работы. 2. Собрать анамнез, провести общее клиническое исследование животного. 3. Взять пробу кала и исследовать его методом Фюллеборна. 4. Провести дегельминтизацию собаки. |
3 |
Проведение лечебной дегельминтизации лошадей при параскаридозе и оксиурозе. |
2 |
1. Прослушать инструктаж о соблюдении правил безопасности при обращении с животными. 2. Провести дегельминтизацию лошадей при параскаридозе. 3. По окончанию работы составить акт о дегельминтизации в 2-х экземплярах. |
4 |
Проведение лечебной дегельминтизации свиней при аскаридозе |
2 |
1. Изучить инструкцию по борьбе с аскаридозом. 2. Провести дегельминтизацию свиней при аскаридозе. 3. Составить акт обработки животных |
5 |
Проведение лечебной дегельминтизации животных при легочных гельминтозах |
2 |
1. Приготовить водный раствор йода. 2. Провести дегельминтизацию животных при диктеокаулёзе. 3. Составить акт обработки животных. |
Дегельминтизация овец и телят при фасциолезе.
Задание. Освоить технику дегельминтизации жвачных при фасциолезе. Составить акт на проведенную дегельминтизацию.
Оборудование и материалы. Четыреххлористый углерод, гексахлорэтан-фасциолин, примус с керосином, стерилизатор, шприцы, инъекционные иглы, пинцеты, капсуловводители Чичахишвили, корнцанги, дезораствор, вата, клеенка, полотенце, мыло; животные ветеринарной клиники или хозяйства.
Организация и методика работы. До проведения дегельминтизации животных в хозяйстве необходимо ознакомиться с состоянием животных, их количеством, возрастным составом, выяснить условия кормления и содержания животных, пути заражения их инвазией и составить план мероприятий по ликвидации заболевания.
Перед началом работы преподаватель
- делит группу на звенья, назначает старшего в каждом звене;
- каждое звено оборудует рабочее место, изучает инструкцию по борьбе с фасциолезом.
- проводит клинический осмотр животных.
Затем преподаватель зачитывает инструкцию по борьбе с фасциолезом, разъясняет ее, подчеркивает основные положения – на основании каких данных биологического цикла развития паразита рекомендованы инструкцией меры борьбы с заболеванием.
После распределения обучающихся на звенья преподаватель показывает каждому звену технику дегельминтизации животных всеми способами и обучает этому в первую очередь старших звеньев.
Затем каждое звено под руководством преподавателя приступает к самостоятельной работе. В звене обязанности среди обучающихся распределяются следующим образом: один обучающийся дегельминтизирует животных, второй дезинфицирует поле инъекции остальные фиксируют животных. В процессе работы обучающиеся меняются обязанностями.
По окончании работы подводится итог с оценкой работы каждого обучающего. Во время беседы преподавателя с обучающимся намечается перечень мероприятий по ликвидации фасциолеза в данном хозяйстве.
Каждый обучающийся описывает технику дегельминтизации, составляет акт о ее проведении, рекомендует конкретные меры борьбы с инвазией в данном хозяйстве с учетом местных условий. Оценки преподаватель выставляет после проверки выполненного задания.
Дегельминтизация собак при цестодозах.
Задание. Дегельминтизировать собак, больных цестодозами, и описать технику дегельминтизации.
Оборудование и материалы. Бромистоводородный ареколин, шприцы, химические стаканчики, настойка йода, вода, термометр, часы, вата, мясной фарш из свежего мяса, фонендоскоп. При отсутствии ареколина- филиксан, экстракт мужского папоротника в капсулах или ацетоновый экстракт мужского папоротника в облатках; больные цестодозами собаки.
Методика выполнения работы. Обучающихся разбивают на звенья. В каждом звене один обучающийся собирает анамнез, второй производит общее клиническое исследование животного, третий берет пробу кала и исследует ее методами гельминтоскопии и гельминтоовоскопии (методы Щербовича, Фюллеборна), четвертый под руководством преподавателя производит дегельминтизацию собаки и наблюдает за ее состоянием.
Перед дегельминтизацией обобщаются результаты исследований, и уточняется диагноз. Каждое звено регистрирует больную собаку в журнале амбулаторного приема клиники.
После дегельминтизации обучающейся рекомендуют хозяевам собак соблюдать меры предохранения от повторного заражения плотоядных цестодозами.
Дегельминтизация лошадей при параскаридозе и оксиурозе.
Задание. Освоить технику дегельминтизации лошадей. Составить акт на проведенную дегельминтизацию.
Оборудование и материалы. Носо-пищеводный зонд, вазелин, вата, спринцовка, вода, болюсодаватель, зевник, воронки, мензурки, глауберовая соль, стаканы, пол-литровые кружки, закрутки, 3%-ный раствор карболовой кислоты, четыреххлористыи. углерод в капсулах по 10,0 и разливной; опытные или больные параскаридозом или оксиурозом лошади.
Методика проведения занятия такая же, как при фасциолезе.
Дегельминтизация свиней при аскаридозе.
Задание. Освоить технику дегельминтизации свиней при аскаридозе и дезинвазии свинарника. Составить акт обработки.
Оборудование и материалы. Кремнефтористый натрий, фтористый натрий или сантонин, каломель, корм для свиней; опытные или больные аскаридозом свиньи.
Методика проведения занятия та же, что и при фасциолезе.
После проведения дегельминтизации свиней в хозяйстве обучаюшиеся (по звеньям) производят тщательную механическую очистку свинарника и дезинвазию его крутым кипятком или негашеной известью. Занятие заканчивается составлением акта.
Дегельминтизация животных при легочных гельминтозах.
Задание. Приготовить водный раствор йода. Освоить технику дегельминтизации жвачных при диктиокаулезе и свиней при мегастронгилезе. Составить акты обработок.
Оборудование и материалы: йод, йодид калия, дистиллированная вода, бутыли, весы с разновесом, примус, стерилизатор, шприцы, инъекционные иглы, дезораствор, пинцеты, клеенка, вата, полотенце, мыло, фиксационные станки для свиней, рештаки, желоба, стол. Опытные или больные диктиокаулезом и метастронгилезом животные.
Методика работы. Перед выездом в хозяйство, утром, в аптеке учебного заведения 1-2 обучающихся демонстрационным методом в присутствии группы готовят водный раствор йода, необходимый для дегельминтизации выделенных животных (концентрат раствора йода и йодида калия заготовляется за 3 часа до этого!).
Критерии оценки выполнения практических работ:
При организации практических занятий обучающихся выделены следующие критерии оценки результатов практических занятий
1. Уровень освоения учебного материала;
2. Умение использовать теоретические знания при выполнения практических заданий;
3. Сформированность общеучебных умений;
4. Обоснованность и четкость изложения ответа;
5. Оформление материала в соответствии с требованиями;
6. Уровень самостоятельности при выполнении практических заданий;
7. Формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль выполнения заданий осуществляется преподавателем на каждом практическом занятии.
Практическое занятие засчитывается обучающемуся после его выполнения. Выполненная работа оценивается одной оценкой по пятибалльной системе. Оценка выставляется в день выполнения практической работы.
Практическая работа не засчитывается, если письменный отчёт по ней оценён преподавателем «неудовлетворительно», или работа не выполнена в полном объёме. Пропущенные практические занятия (независимо от причины) и оценённые на «неудовлетворительно» подлежат обязательному выполнению.
Критерии оценки практического задания:
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все задания выполнены правильно, работа оформлена чисто, без исправлений.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если задания выполнены не в полном объеме, но более половины, работа оформлена чисто, аккуратно.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если половина заданий вызвала затруднения, работа выполнена в недостаточном объеме, небрежно оформлена.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если правильно выполнено менее половины заданий, работа неаккуратно, неправильно оформлена.
Литература:
Тихонов Г.В. Лабораторно-практические занятия по паразитологи. – М., 2014.
Шустова М.В., Пашкин П.И., Белова Л.М. Паразитология. – Издательский центр «Академия», 2014
Шевцов А.А., Колабский Н.А., Никольский С.Н. Паразитология. – М.: Колос, 2014.