Методические указания по проведению ЛПЗ по ПМ 01 специальности 36.02.01 Ветеринария

Дата публикации: 2018-03-19 10:10:41
Статью разместил(а):
Ляпина Галина Ивановна

Методические указания

по проведению лабораторных работ и практических занятий

по профессиональному модулю 01: Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Автор: Ляпина Галина Ивановна

Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

 

Введение

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ составлены в соответствии с рабочей программой ПМ.01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий и предназначены в качестве учебного пособия для обучающихся по специальности 36.02.01 Ветеринария с целью оказания обучающимся помощи при выполнении лабораторных и практических работ.

На лабораторно-практических занятиях обучающиеся закрепляют теоретические знания по диагностике паразитарных заболеваний и мерам борьбы с ними, осваивают методы лабораторных диагностических исследований и технику лечебных и профилактических обработок при паразитарных заболеваниях животных, а также приобретают навыки по соблюдению личной профилактики в работе с материалом от животных, больных зоонозами – заболеваниями, общими человеку и животным (эхинококкоз, финноз, чесотка и др.).

В начале лабораторно-практических работ преподаватель проверяет подготовку обучающихся к занятию, затем кратко объясняет план работы, технику и методику выполнения задания, в некоторых случаях сам демонстрирует тот или иной практический прием.

В процессе занятия преподаватель помогает обучающимся, контролирует ход выполнения задания, проверяет записи, которые ведут обучающиеся в тетрадях для лабораторно-практических занятий, и выставляет оценку в журнале.

Первичные навыки, получаемые обучающимися на лабораторно-практических занятиях, совершенствуются и закрепляются на занятиях учебной практики.

 

1. Изучение анатомического строения трематод.

Задание. Изучить анатомическое строение фасциол, дикроцелиумов, описторхисов, простогонимусов и зарисовать схемы строения изученных трематод.

Основное оборудование и материалы. Препаровальные лупы, окрашенные препараты трематод на стеклах или трематоды, законсервированные в 70° спирте, плакаты с изображением трематод, пинцеты, предметные и покровные стекла, 50%-ная смесь глицерина с водой.

Организация и план работы. Окрашенные препараты трематод или консервированные паразиты выдают на каждых двух обучающихся. Рабочие места оборудуют до занятий, плакаты с рисунками трематод развешивают на стене. Обучающиеся сначала простым глазом, а затем под лупой самостоятельно изучают строение трематод, пользуясь плакатами и учебниками. Схемы строения изученных трематод каждый обучающийся зарисовывает в тетради для практических занятий.

 

2. Вскрытие печени, пораженной фасциолами и изучение строения яиц трематод.

Задание. Изучить патологоанатомические изменения печени при фасциолезе. Освоить технику полного гельминтологического вскрытия печени. Изучить строение яиц фасциол, дикроцелиумов, описторхисов и простогонимусов.

Основное оборудование и материалы. Эмалированные тазики, скальпели, пинцеты, чашки Петри, предметные и покровные стекла, глицерин с водой (поровну) в капельнице, микроскопы, ручные лупы, белые эмалированные кюветы, стеклянные палочки, вода: 70° спирт, склянки с притертыми пробками или пробирки; фасциолезные печени, консервированные в 70° спирте, дикроцелиумы, описторхисы и простогонимусы, плакаты с рисунками яиц трематод.

Организация и план работы. 1. До занятия оборудуют рабочие места для звеньев; количество мест должно соответствовать числу заготовленных на бойне фасциолезных печеней. Обучающиеся каждого звена осматривают печень снаружи, разрезают ее с диафрагмальной стороны, а крупные желчные ходы – вдоль и изучают патологоанатомические изменения; обнаруживают и определяют трематод. Затем производится полное гельминтологическое вскрытие печени, сбор, консервирование и этикетирование гельминтов.

Каждый обучающийся в тетради заполняет форму журнала записей результатов полных гельминтологических вскрытий органов и форму этикетки.

2. На каждом столе (на 2 человека) обучающиеся готовят на предметных стеклах препараты яиц трематод и изучают их строение под микроскопом, а также пользуясь рисунками в учебниках и на плакатах. Схему строения яиц трематод обучающиеся зарисовывают в тетрадь.

 

3. Исследование проб кала жвачных на фасциолез.
Знакомство с промежуточными и дополнительными хозяевами трематод

Задание. Освоить методику взятия проб кала у животных. Исследовать пробы кала от овцы или крупного рогатого скота на фасциолез методом последовательного промывания. Ознакомиться с промежуточными и дополнительными хозяевами трематод.

Основное оборудование и материалы. Пробы кала от овец или крупного рогатого скота из неблагополучного по фасциолезу хозяйства, чашки Петри, стаканы, металлические сита, стеклянные палочки, предметные и покровные стекла, глазные пипетки, вода, вата, микроскопы; раковинки малого прудовика, жаберного пресноводного моллюска, различных видов сухопутных моллюсков; коллекция стрекоз, муравьи из рода Formica.

Организация и план работы. Под руководством преподавателя обучающиеся берут пробы кала от животных в клинике техникума (одна проба на два человека).

Обучающиеся исследуют взятые пробы методом последовательного промывания, обнаруживают и определяют яйца гельминтов. В течение времени, необходимого для неоднократного отстаивания смеси кала с водой, обучающиеся знакомятся с промежуточными и дополнительными хозяевами трематод путем просмотра музейных макропрепаратов. В конце занятия в тетради каждый обучающийся заполняет форму журнала записей результатов копрологических обследований и пишет сопроводительную к пробам кала для лаборатории.

 

4. Определение клещей–переносчиков гемоспоридиозов по морфологическим особенностям строения их тела.

Задание. Определить в наборе все 6 родов иксодовых клещей. Зарисовать схемы основных родовых морфологических отличительных особенностей строения тела клещей.

Основное оборудование и материалы: лупы препаровальные, лупы ручные, препаровальные иглы, пинцеты, наборы шести родов иксодовых клещей в чашках Петри, вата; таблицы (строение и отличие иксодовых клещей по родам).

Методика проведения занятия. До начала занятия клещей извлекают из консервирующей жидкости, чтобы они обсохли. Оборудование и набор клещей в чашках Петри выдается на двух обучающихся.

Преподаватель, демонстрируя таблицы, кратко сообщает об основных особенностях строения тела клещей, отличии их от насекомых, самцов от самок.

Клещей рода Ixodes обучающиеся изучают и определяют под руководством преподавателя; осматривают простым глазом и при помощи ручной и препаровальной луп (10-кратное увеличение).

Обучающиеся рассматривают строение клещей из этого рода, форму спинного щитка, хоботка, пальп, расположение анальной бороздки, ножек и пр.

Остальные 5 родов клещей обучающиеся определяют самостоятельно. Преподаватель проверяет правильность определения. Чтобы закрепить умение определять клещей, обучающимся дается дополнительно по нескольку экземпляров паразитов и они дифференцируют их по родам, в процессе работы зарисовывают схемы основных морфологических отличительных признаков всех 6 родов клещей.

 

5. Диагностика чесоточных заболеваний.

Задание. Освоить технику взятия соскобов кожи, их упаковки, а также технику исследования для диагностики чесоточных заболеваний. Изучить морфологическое строение чесоточных клещей и зарисовать контуры зудня, накожника и демодекса.

Основное оборудование и материалы. Чашки Петри, ложки Фолькмана, скальпели, пинцеты, пробирки, бутылочки, ножницы, резиновые пробки, дезораствор, 10%-ный раствор едкого калия, керосин, стаканы, горячая вода, микроскопы, препаровальные иглы, консервированные в 70° спирте соскобы кожи с чесоточными клещами, постоянные препараты чесоточных клещей на стеклах, плакаты чесоточных клещей. Животные подопытные или больные чесоточными заболеваниями.

Организация и план работы. Преподаватель делает краткую морфологическую характеристику клешем основных родов – зудня, накожника, кожееда и демодекса, объясняет способы взятия и исследования соскобов кожи на чесотку, подчеркивает, что накожника можно видеть простым глазом.

Затем каждый обучающийся изучает под микроскопом строение чесоточных клещей указанных родов на постоянных препаратах. Он обращает внимание на форму тела и хоботка клеща, длину и строение ножек и стерженьков присосок.

На каждый стол (на 2 человека) раздают консервированные соскобы кожи, содержащие клещей. Исследуя соскобы обучающиеся практикуются в обнаружении и определении родов чесоточных клещей. В тетради они пишут образцы сопроводительных, которые необходимо посылать с соскобами кожи в местные лаборатории, и зарисовывают контуры зудня, накожника и демодекса.

 

6. Изучение паразитических насекомых и их личинок.

Задание. Изучить морфологическое строение: вшей, власоедов, пухоедов, личинок (3 стадии) кожных, желудочных и полостного оводов. Ознакомиться: с половозрелыми формами большого желудочного овода лошади, обыкновенного кожного овода крупного рогатого скота, овечьего овода и слепней.

Основные материалы и оборудование. Микроскопы, препаровальные лупы и иглы, чашки Петри, предметные стекла, пинцеты, личинки (3 стадии) желудочных, кожных и полостного (овечьего) оводов, вши, власоеды и пухоеды, коллекции половозрелых двукрылых – оводов и слепней, постоянные препараты вшей, власоедов и пухоедов на стеклах; таблицы паразитических насекомых и их личинок; макропрепараты – участок желудка лошади и лобные пазухи овцы с личинками оводов, пораженная гиподерматозом кожа теленка.

План и методика работы. Преподаватель дает краткую характеристику строения тела паразитических насекомых и их личинок из отрядов Diptera, Anoplura и Mallophaga. Каждый обучающийся невооруженным глазом и под лупой рассматривает строение вшей, власоедов и пухоедов, изучает их отличие друг от друга (по постоянным препаратам их на стеклах и консервированным паразитам). Обращает внимание на размер паразитов, строение головы и усиков.

Так же изучается морфология личинок оводов и их отличие по размеру, цвету, строению и расположению на сегментах шипиков.

С половозрелыми формами оводов и слепней учащиеся знакомятся путем осмотра коллекций двукрылых, при этом обращают внимание на различия в строении ротового аппарата оводов и слепней. В оставшееся время учащиеся тренируются в нахождении отличий вшей от власоедов и определении по личинкам видов оводов.

В конце занятия демонстрируются макропрепараты – желудок лошади и лобная пазуха овцы с личинками оводов, а также кожа теленка, пораженная кожным оводом.

 

7. Методы борьбы с паразитическими насекомыми.

Задание. Приготовить масляный раствор ДДТ, эмульсию из эфирного экстракта мужского папоротника и отвар корневища белой чемерицы. Изучить технику обработки: крупного рогатого скота против кожного овода раствором ДДТ, овец – против эстроза по методу Ган. Освоить методы лечебной обработки домашних животных и птиц против паразитических насекомых.

Основное оборудование и материалы. ДДТ, гексахлоран, соляровое масло, корневище мужского папоротника, мыльный спирт, бельевая сода, вода, настойка йода, весы с разновесом, корневище белой чемерицы, конские щетки, мерки для раствора ДДТ, аппарат для обработки овец против зстроза, 10%-ный дуст гексахлорана, дезораствор, вата, резиновые перчатки, ножницы; опытные животные клиники или скот колхоза, совхоза или учебного хозяйства.

 

8. Микроскопическая диагностика трихомоноза, трипанозомозов животных и спирохетоза птиц.

Задание. Изучить технику взятия материалов от животных и птиц для исследования, чтобы поставить диагноз на трихомоноз, трипанозомозы и спирохетоз. Изучить строение трихомонад, трипанозом и спирохет. Трипанозому и трихомонаду зарисовать.

Основное оборудование и материал. Обезжиренные предметные и покровные стекла, физиологический раствор, резиновые трубки или эбонитовые катетеры для коров, чашки Петри, ложки Фолькмана, уретральные ложки, скальпели, вата, шприцы, иглы, проволочная петля, ножницы, спирт с эфиром (поровну), тушь, пипетки, шлифованные стекла, микроскопы, мазки с трипанозомами, спирохетами и трихомонадами, таблицы с рисунками паразитических простейших. Животные – белые мыши, зараженные трипанозомозом морские свинки, опытные или больные лошади, коровы и быки, куры.

Организация и план работы. 1. Преподаватель вкратце напоминает о строении паразитических жгутиковых. Каждый обучающийся, исследуя под микроскопом окрашенные мазки с трихомонадами, трипанозомами и спирохетами, изучает их строение и схематично зарисовывает в тетрадь.

2. Преподаватель разъясняет методику взятия материалов от животных для исследования с целью диагностики указанных заболеваний.

3. Учащихся распределяют на звенья. Каждому звену по указанию преподавателя поручается одна из работ, технику выполнения которой каждое звено демонстрирует группе:

а) смыв препуция у опытного (или больного трихомонозом) быка и приготовление раздавленных капель из добытого материала;

б) взятие соскоба со слизистой оболочки опытной (или больной подседалом) кобылы и приготовление микроскопических препаратов;

в) взятие и приготовление раздавленных капель крови от лабораторных животных, зараженных Trypanosoma ninае kohl-jakimovi (или от больных су-ауру животных);

г) приготовление микроскопических препаратов из кишечника умерщвленной белой мыши для изучения живых трихомонад;

д) при наличии больных спирохетозом кур – приготовление мазков крови с тушью.

4. Каждый обучающийся под средним увеличением микроскопа исследует раздавленные капли крови с живыми трипанозомами от лабораторного животного и маски с живыми трихомонадами из кишечника белой мыши, изучает строение паразитов, их цвет и характер движения (для активирования движения паразитов препарат необходимо периодически подогревать рукой).

 

9. Приготовление растворов лекарственных средств.Техника лечебной обработки половых органов крупного рогатого скота при трихомонозе.

Задание. Приготовить по рецептам растворы наганина и новарсенола. Освоить технику лечебной обработки половых органов быков и коров при трихомонозе.

Основное оборудование и материалы. Наганин, новарсенол, физиологический раствор поваренной соли, колбы, воронки, вата, водяная баня, текучепаровой аппарат, весы с разновесом, раствор риваноля 1:1000, спринцовка, шприц Жанэ, катетер, резиновая трубочка. Животные – опытные или больные трихомонозом коровы и быки.

Организация и план работы. По заданию преподавателя каждый обучающийся выписывает рецепты наганина и новарсенола, а затем обучающиеся по звеньям готовят растворы наганина и новарсенола одновременно. Качество приготовления растворов проверяет преподаватель.

Вторая половина занятия проводится в клинике. На опытных животных преподаватель демонстрирует обучающимся технику лечебной обработки половых органон быков и коров. Распределенные на звенья по количеству опытных животных, обучающиеся проделывают показанные манипуляции самостоятельно, строго соблюдая при этом правила асептики и антисептики. Вместо лекарственных веществ обычно используют стерильный физиологический раствор или раствор риваноля.

 

10. Приготовление мазков крови и их обработка.

Задание. Освоить технику приготовления мазков крови, их фиксации и окраски по способу Романовского.

Основное оборудование и материалы. Обезжиренные предметные и шлифованные стекла, измерительные цилиндры, пипетки, стаканчики химические, вата, спирт с эфиром поровну, настойка йода, подставки для предметных стекол, банки для стекол, кюветы, большие и малые, ножницы Купера, краска Гимза, дистиллированная вода нейтральной или слабощелочной реакции, чашки Петри, спички, фильтровальная бумага, метиловый спирт, цитрированная кровь, бутыли с тубусами, набор доброкачественных и недоброкачественных мазков крови, опытные животные – лошади, собаки, кролики.

Организация и план работы. После краткого сообщения о подготовке стекол и технике приготовления, фиксации и окраски мазков крови преподаватель демонстрирует обучающимся набор удачных и неудачных мазков. Затем каждый обучающимся (работают по звеньям) тренируется в приготовлении качественных мазков сначала из цитрированной крови, а потом из свежей, которую он самостоятельно берет из уха опытного животного, предварительно подготовив поле операции. На каждое звено выделяется опытное животное.

Преподаватель проверяет и анализирует качество работы, демонстрируя всем обучающимся лучшие мазки, следит, чтобы каждый обучающийся приготовил мазок, пригодный для исследования.

На удавшихся мазках после их высушивания обучающиеся делают надписи, затем самостоятельно фиксируют мазки и, приготовив во время их фиксации рабочий раствор краски Гимза, окрашивают мазки по Романовскому.

Пока мазки окрашиваются, обучающиеся пишут в тетрадях сопроводительные письма к мазкам крови для местной лаборатории.

Преподаватель оценивает качество готовых для исследования мазков у каждого учащегося.

 

11. Морфологическое отличие возбудителей гемоспоридиозов в мазках крови.

Задание. Освоить технику микроскопии мазков крови. Приобрести навыки по обнаружению и определению возбудителей гемоспоридиозов в мазках крови. Зарисовать характерные формы гемоспоридий в эритроцитах.

Основное оборудование и материалы. Мазки крови с пироплазмами, нутталлиями, бабезиеллами, франсаиеллами, тейлериями, анаплазмами и мазки из пунктатов лимфатических узлов с «гранатными телами», микроскопы, демонстрационные насадки к микроскопам, вата, спирт с эфиром (поровну), кедровое масло, плакаты с рисунками характерных форм гемоспоридий в эритроцитах.

Организация и план работы. Преподаватель кратко излагает правила исследования мазков под иммерсионной системой микроскопа и рассказывает о строении гемоспоридий, подчеркивая морфологическое отличие их в мазках крови. Обращается внимание обучающихся на то, что гемоспоридий имеют специфическую структуру и окраску, не блестят при вращении микровинта, контуры их появляются и исчезают из поля зрения микроскопа одновременно с контурами эритроцитов. Занятие рекомендуется проводить при хорошем дневном свете, для каждого обучающегося должен быть микроскоп (или на двоих микроскоп). Окрашенные мазки крови накануне просматриваются преподавателем и лучшие из них – с большим поражением эритроцитов паразитами – отбираются для занятия.

Обучающиеся самостоятельно исследуют мазки, обнаруживают гемоспоридий и с помощью преподавателя определяют их род. Один обучающийся исследует мазок с пироплазмами, второй – с бабезиеллами, третий – с нутталлиями и т.д. В процессе работы обучающиеся меняются мазками. Обнаруженные характерные формы гемоспоридий просматривают под микроскопом все обучающиеся, контуры гемоспоридий в эритроцитах зарисовывают.

Целесообразно провести дополнительное занятие во внеурочное время для закрепления у обучающихся навыков по обнаружению и определению гемоспоридий в мазках крови.

В конце занятия обучающиеся удаляют с мазков кедровое масло и очищают от него объективы микроскопов.

 

12. Приготовление растворов химиотерапевтических препаратов.

Задание. Приготовить по рецептам растворы – трипансини, флавакридина, гемоспоридина и пироплазмина.

Основное оборудование и материалы. Колбы, воронки, вата, дистиллированная вода, физиологический раствор, водяная баня, текучепаровой аппарат, весы с разновесом, фильтровальная бумага, электрические плитки или керогазы, измерительные цилиндры, химиотерапевтические препараты.

Методика работы. Обучающиеся записывают рецепты в тетрадях, затем по звеньям готовят растворы химиотерапевтических препаратов и этикетируют их.

Каждое звено готовит раствор одного препарата. Преподаватель оценивает качество приготовленных растворов.

В конце занятия по указанию преподавателя один из обучающихся каждого звена рассказывает всей группе о технике приготовления раствора препарата.

 

13. Внутривенные инъекции лекарственных веществ крупным животным.

Задание. Освоить технику внутривенных инъекций лекарственных веществ крупным животным.

Основное оборудование и материалы. Стерильный физиологический раствор поваренной соли, аппараты Боброва, шприцы Жанэ с резиновыми трубочками, инъекционные иглы Боброва или Сайковича, примусы, электроплитки или керогазы, стерилизаторы, ножницы, настойка йода, вата, марля. Опытные лошади и коровы (или предубойный скот).

Методика проведения занятия. Работа проводится звеньями по 4–5 человек каждое. Обучающиеся звена, поочередно меняясь обязанностями, самостоятельно производят внутривенное введение физиологического раствора, подготовку операционного поля и фиксацию животного.

После того, как преподаватель продемонстрирует технику внутривенных инъекций опытным животным, в каждом звене выполняют это задание в первую очередь те учащиеся, которые на практических занятиях по терапии и хирургии самостоятельно не производили этих вливаний. Во время инъекций необходимо строго соблюдать правила асептики и антисептики.

В конце занятия преподаватель оценивает работу каждого учащегося.

 

14. Диагностика кокцидиозов.

Задание. Изучить методы прижизненной и посмертной диагностики кокцидиозов. Изучить строение ооцист кокцидий и зарисовать их.

Основное оборудование и материалы. Микроскопы, центрифуги, колбы Эрленмейера, воронки, металлические сетки, фарфоровые ступки с пестиками, насыщенный раствор поваренной соли, металлические петли, предметные и покровные стекла, скальпели, препаровальные иглы, инцезионные ножницы, смесь глицерина с водой (поровну), консервированная кокцидиозная печень крольчонка, пробы кала крольчат или цыплят, больных кокцидиозом, плакаты с изображением ооцист кокцидий.

Методика проведения занятий. Обучающимся демонстрируют консервированную (или свежую) кокцидиозную печень крольчонка с характерными патологическими изменениями. На каждом столе обучающиеся приготовляют из этой печени временные микроскопические препараты и, исследуя их, изучают строение ооцисты Eimeria stiedae под микроскопом. Схему обнаруженной зрелой ооцисты следует зарисовать. Затем методом Дарлинга или Фюллеборна исследуются выданные на каждых четырех обучающихся пробы кала крольчат или цыплят, больных кокцидиозом (или кокцидионосителей).

Если исследование проводится методом Фюллеборна, смесь кала с раствором соли приготовляют и оставляют для отстаивания в начале занятия. В исследуемых пробах обучающиеся обнаруживают и определяют ооцист, пользуясь при этом плакатами и рисунками их в учебниках. Микроскопию проб проводит каждый обучающийся.

 

Литература:

Законодательные и нормативные акты:

1.    Ветеринарное законодательство Том 1. Авилова В.М. – М. : Росзооветснабпром, 2000. – 552 с.

2.    Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93, № 4979-1. – М. : Росзооветснабпром, 2000.

Учебные издания:

1.    Акбаев М. Ш., Василевич Ф. И., Балагула Т. В. и др. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных. – М. : КолосС, 2007. – 161 с.

2.    Ятусевич А.И., Карасев Н.Ф., Якубовский. Паразитология и инвазионные болезни животных. – М. : ИВЦ Минфина, 2007.

3.    Христиановский П.И., Пономарев И.С. Паразитология и инвазионные болезни животных. – Оренбург. : Издательский центр ОГАУ, 2006.

Дополнительные источники:

1.    Акбаева М.Ш. Практикум по диагностике инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. – М. : Колос, 1994.

2.    Абуладзе К.И. Паразитология и инвазионные болезни. – М.: Колос, 1990.

Периодические издания:

Журналы «Ветеринария», «Ветеринарная газета», «Ветеринарный консультант».