Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников учреждений СПО

Дата публикации: 2018-03-19 09:16:52
Статью разместил(а):
Салихов Галей Хамидуллович

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников  учреждений среднего профессионального образования

Автор: Салихов Галей Хамидуллович

ГБПОУ "Аксеновский агропромышленный колледж"

 

В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно.

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста. 

В данной публикации я постарался выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу: 

1. ефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей  выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда); 

2. Низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации); 

3. Завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста (например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.); 

4. Несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений); 

5. Низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей). 

Ряд выпускников, на  мой взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу.

Причины этого следующие: 

1. Нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения  документа государственного образца – диплома, порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование); 

2. Завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.); 

3. Низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу; 

4. Нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства); 

5. Низкий уровень профессиональных знаний и умений. 

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор. 

В каждом учебном заведений должны быть созданы  Служба по трудоустройству выпускников.  Где  определены все   направления работы и основные задачи службы, такие как: 

-  разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников; 

-  мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, руководителями организации и предприятий); 

-  проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу; 

-  заключение договоров между учебными заведениями и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов; 

-  привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников; 

-  участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.); 

-  разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда; 

-  проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

-  организация встреч выпускников с работодателями; 

-  развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы. 

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе ГБПОУ  Аксеновский агропромышленный колледж: 

1. Информирование студентов, начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в  колледже уже на 1 курсе студентам, обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели   рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами). Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности). 

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании. 

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в  колледже по специальности 35.02.05 "Агрономия"  и  35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» помимо основной специальности и получения профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории В; С; Е;F», также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: Водитель автомобиля категории В и С". 

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин, обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В  колледже успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности". 

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения. Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями.  Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов  руководителя одного из крупнейших хозяйств нашего  региона: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?") 

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш  колледж активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих  сельскохозяйственных предприятий  республики. 

7. Работа с  сетью информационных ресурсов, предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило, нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д. 

Работа Службы по трудоустройству выпускников  колледжа была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. 

В заключение следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения. 

 

Библиографический список:

1. Роберт Т. Киосаки, Шарон Л. Лечтер. «Богатый ребенок, умный ребенок». 
2.  Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы соответствия спроса и предложения на рынке труда.

.  .  .