Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

Дата публикации: 2018-03-15 15:43:13
Статью разместил(а):
Мымрина Ирина Николаевна

 Коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития с использованием средств арт-терапии

Автор: Мымрина Ирина Николаевна

МБОУ «СОШ № 63», г. Ижевск

 

Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению.

Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

 2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети с выраженными внутри личностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Она без особых затруднений позволяет отрегулировать отрицательные эмоции, привить навыки приемлемого избавления от гнева, агрессии, развить внутренний контроль. Арт – терапия способствует разрушению коммуникативных барьеров, тем самым позволяет ребенку включиться в социальное окружение. В настоящее время существует колоссальное количество направлений арт - терапии, каждое из которых направлено на гармоничное развитие личности посредством формирования способности к самовыражению и самопознанию через искусство, а так же позволяет привить навыки конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Психолого-педагогическая коррекция негативных эмоциональ­ных реакций у детей с задержкой психического развития направле­на на смягчение у них эмоционального дискомфорта в рамках межличностных взаимодействий с одноклассниками: максималь­ное снижение агрессивности, повышенной гиперактивности, нега­тивизма, немотивированного упрямства, склонности к аффектив­ным реакциям, вспышкам гнева, раздражительности, замкнутости, заторможенности с повышенной тревожностью и др. 

 Термин «арт-терапия» (art - искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Это терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством. Арт - терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Арт - терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений, в первую очередь изобразительного искусства, а также творческой деятельности, связанной с изобразительным искусством.  Стратегической целью арт - терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт - терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.   Поскольку арт - терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия, танец, движение – кинезитерапия). В свою очередь каждый вид арт - терапии подразделяется на подвиды.

1. Музыкотерапия — это вид арт - терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно, катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. В качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия музыкотерапии выделяются следующие:

  — регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма; — катарсис, регуляция психоэмоционального состояния; — повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; — облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; — активизация творческих проявлений.  

   Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 минут. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение – спокойное, отличающееся расслабляющим действием. Оно формирует определенную атмосферу для всего занятия, вводит в занятие. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций из собственной жизни ребенка. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, возникших у участников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд оптимизма и бодрости.

2.Кинезитерапия-положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.

3. Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. В соответствии с этим задачами имаготерапии являются:

 — укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

 — воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий;

 — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

— развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности.

4. Кукло-терапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).  Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения кукло-терапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией . Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.

5. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изо-терапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изо-терапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

 В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт - терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень тревожно.  Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

На занятиях арттерапией основная цель - терапевтическая и коррекционная работа в сочетании с косвенной диагностикой и решением некоторых воспитательных задач.  При реализации арт - терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.   Диагностический и терапевтический процессы протекают одновременно. При этом легче устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения между ребенком и психологом.  Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится только к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют.  

Рассматривая спонтанные рисунки как средство выражения бессознательного для интерпретации выбираются опорные элементы: впечатление от рисунка, расположение его частей, цвета деталей и т.п. При интерпретации рисунков нужно: 1) обратить внимание на то, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно; 2) изучить рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение, они с большой долей вероятности обозначают или символизируют то, чего недостает этому человеку в жизни; 3) то, что нарисовано в центре рисунка, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным; 4) важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов, животных, людей. Преувеличенно большие фигуры призваны что-то усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить; 5) весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, которой необходимо уделить особое внимание; 6) горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически угнетает «художника». В большинстве случаев это «что-то» является для него бременем, из-за него человек испытывает страх; 7) написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Иногда ребенок боится, что не смог выразить суть рисунка, поэтому слова призваны внести ясность в него. Достоинство метода рисования заключается не только в том, что рисование позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций: мышления, способности выразить себя в речи, представления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию.

Нужно заметить, что работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Видение и понимание психологом отраженного в рисунке непосредственного восприятия ребенком своей ситуации, его переживаний, чаще всего неосознаваемых и невербализуемых, позволяет вести беседу по тому, что изображено на рисунке. С этого момента терапевтический процесс может проходить следующие этапы:

 1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе. Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребенок делился своими ощущениями, чувствами, возникающими по отношению к самой работе, к процессу рисования. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя, то, что он делает.

2. Описание рисунка с точки зрения ребенка. Ребенок делится впечатлениями о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется. Это следующий этап осознания себя.

3. Обсуждение содержания рисунка. Обсуждается содержание рисунка, его части и детали, появившиеся образы предметов, людей, животных. Проговариваются и обсуждаются конкретные чувства, вызванные изображенной ситуацией и всем тем, что с ней было связано. Проводится необходимая работа с переживаниями.

4. Описание рисунка с использованием слова «Я». Психотерапевт просит ребенка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я» (если это уместно).

 5. Идентификация. Выбираются важные для ребенка предметы на рисунке, для того чтобы он идентифицировал их с чем-нибудь или с кем-нибудь. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка, обострение осознания себя.

 6. Работа с героями рисунка. Ребенку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта и злость, любовь и ненависть, горе и радость, сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

 7. Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвет: что он означает, о чем говорит.

 8. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникшие в ходе беседы. В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание. Возможно, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление. Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения или трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

6. Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное воздействие при библиотерапии может быть неспецифическим, то есть характеризоваться универсальностью воздействия на всю личность. В результате у ребенка формируются чувство уверенности в себе, общая психическая активность. Ребенка может успокаивать специально подобранная художественная литература – чтение таких произведений приводит в состояние покоя, умиротворения. Чтение хорошей книги дает необходимое дополнительное удовольствие, что очень важно для людей с проблемами, поскольку, переживая трудности, человек чувствует себя отделенным от мира своей проблемой и ограничен в получении удовольствия из этого мира.

Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации. Кроме того, большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

Читая книги, ребенок отождествляет переживания героев со своими собственными, может понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.

Литература дает возможность, которую не может дать ни один психолог – основательно, не торопясь узнать, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности, ребенок получает знания об иных возможных формах поведения и способах переживания. Кроме того, чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.

Проведение библиотерапии выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для ребенка, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями, и литературы, стимулирующей осознание характера затруднений и причин трудностей.

Перед чтением ребенок получает инструкцию: что из списка требует особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике.

После прочтения книги проводится беседа:

– Что особенно интересно было узнать?

– Какую пользу он из этого извлек?

– Что вызвало сомнение, опасение?

– Что осталось неясным?

– Как он относится к отдельным персонажам?

Таким образом, мы  видим, что арт – терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Она является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний. Арт – терапия является одним из лучших и результативных способов коррекции эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста.

Рекомендации для педагогов по использованию приемов арт-терапии:

Для детей первой группы можно использовать игры и упраж­нения, позволяющие снять излишнюю напряженность: 

♦  рисование по точкам; 

♦  методика «Дорисуй картинку» фломастерами и карандашами; 

♦  рисование овалов, кругов и их сочетаний (солнце, рыбка, цыпленок, пингвин, телевизор, вагончики); 

♦  методика «Дорисуй группы точек до образа» (клубничка, жучок, огурец и т. д.); 

♦  рисование различных линий — прямых, наклонных, дугооб­разных, волнистых (окно, рамка, дым, дождик, волны); 

♦  рисование замкнутых и петлеобразных линий (улитка, сол­нышко, цветок, недовязанный носок); 

♦  рисование спиралеобразных, округлых линий (пчела, дым из трубы, волна, спящая кошка, мышка, бабочка, змея и т. д.); 

♦  рисование различных геометрических фигур (домик, уточ­ка, лягушка);♦  методика «Монотипия» (по тесту Роршаха) — рисование цветовых пятен на листе бумаги, согнутом пополам, затем дорисовать до образа;

♦  самовыражение в рисунке: «Рисование самого себя - какой я», «Такие разные лица» (рисование эмоциональных со­стояний: радость, грусть, страх, удивление, злость, обида, удовольствие и др.).

Не рекомендуется на начальном этапе использование красок, глины, пластилина, то есть материалов, стимулирующих не­структурированную, ненаправленную активность ребенка. 

Детям второй группы следует предлагать такие задания, как рисование мелом, красками. Для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности могут быть предложены следу­ющие задания: «Волшебные пятна», «Создание фресок», «Когда я счастлив», «Я в будущем», «Что я люблю», «Мой самый хоро­ший поступок», «Как мы боремся со своими трудностями» и др. Целесообразно предлагать детям большие листы бумаги, глину, пластилин, игры с бегущей из-под крана водой («Пуантилизм» — пальцевая живопись, «Кляксография»), что способствует само­выражению ребенка в рисунке. 

Для детей обеих групп можно использовать следующие задания: 1) «Волшеб­ные нитки»; 2) «Рисование на обозначенную тему» (приятное — неприятное, радость — печаль, веселое — грустное); 3) «Раскраши­вание образов или предметов, обозначающих полярные поня­тия» (добрый волшебник — злой волшебник, веселый клоун — грустный клоун); 4) «Нарисуй свое настроение в цвете». 

В качестве средств библиотерапии в работе с детьми обеих групп можно использовать обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее», «Синие листья», «Сторож», «Чего нельзя, того нельзя». А. Л. Барто «Копейкин», И. Василенко «Мостик». К. Д. Ушинского «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстого «Два товарища»  А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы».  М. Пляцковского «Речные камешки», «Урок дружбы». К. Тангрыкулиева «Мин­даль мы вместе посадили».  Р. Тимершина «Где лежало спасибо?». М. Майна «Пока они спорили», Г. Сапгира «Самые слова».  О. Дриз «Добрые слова» и др. 

Дети этой группы также нуждаются в обучении приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Для снятия физической агрес­сии могут быть использованы музыкальные произведения: «Щит и меч», «Боксер», «Каратист», «Маленькое привидение», «Бу­мажные гранаты», «Комок гнева».  

Для детей заторможенных, замкнутых (вторая группа) следу­ет использовать игры и упражнения на повышение самооценки и уверенности в себе: «Кораблик», «Смелая мышка», «Штанга», «Зайки и слоники», «Тень», «Зеркало», «Темнота» (в темной норке, ночные звуки), «Веселый цирк». Комплименты, этюды: «Встреча с другом», «Два друга», «Очень худой ребенок», «Побе­ди свой страх»; игровые упражнения на развитие и тренировку мимики (поднять брови, опустить брови, сдвинуть брови, поджать и надуть губы, улыбнуться, наморщить нос), пантомимических и жестовых движений. В работе могут быть использованы этю­ды на развитие выразительности жеста — «Заколдованный ре­бенок», «Отдай», «Уходи», «Я не знаю», «Игра в снежки», «Игра в камушки», «Иностранец».

Для коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы и поведения детей можно использовать психогимнастику (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кря­жевой). В жестах, мимике, позах, движениях отражается внутрен­нее эмоциональное состояние ребенка. Вербальный запас ребен­ка с задержкой психического развития очень беден. Школьники с трудом могут назвать всего лишь несколько эмоциональных со­стояний. Обычно они так характеризуют различные эмоции: «ве­селый», «грустный», «плохой», «хорошо», «нехорошо». Суще­ствование других эмоций или их оттенков (восторг, ужас, досада, обида, ярость, удивление и др.) даже не предполагают. В этом случае им бывает трудно распознать эмоции как свои, так и дру­гих людей.

Для всех школьников с задержкой психического раз­вития характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. Поэтому в комплекс коррекционной работы це­лесообразно включать ряд упражнений для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний.  Этюды: «Удивле­ние», «Круглые глаза», «Вкусные конфеты», «Северный по­люс», «Ой-ой, болит зуб, живот, голова», «Соленый чай», «Грязь», «Сердитый человек», «Веселый человек», «Грустный человек», «Лисенок боится», «Провинившийся», «Поссорились и поми­рились», «Разное настроение». 

Использование музыкотерапии способствует достижению состо­яния покоя и релаксации у детей. В коррекционной работе с деть­ми с задержкой психического развития хорошо зарекомендовали себя следующие музыкальные произведения: Л. В. Бетховен «Со­ната № 14» — первая часть, П. И. Чайковский «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», «Баркарола», «Сентиментальный вальс», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-й части, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др. 

Для снятия подавленного, угнетенного состояния у младших школьников с задержкой психического развития можно ис­пользовать музыку.  И. С. Бах — «Бранденбургский концерт»; А. Вивальди — «Времена года»; Л. В. Бетховен — «К радости»; Ф. Шопен — «Мелодия»; В. А. Моцарт — «Симфония № 40» (отрывок) и др. В специальной обработке спокойная музыка с шумом морского прибоя оказывает положительное эмоцио­нальное воздействие на всех детей. 

В процессе занятий детям предлагают сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. На фоне музы­ки, предваряющей слушание рассказов «На лугу», «Бабочки», «Подснежники», «Летний дождь», «Волшебный сон», «Листо­пад», детей следует настроить на восприятие определенной му­зыкальной картинки. Мелодия уводит ребенка от отрицатель­ных переживаний, раскрывает красоту природы и окружающего мира. Для активизации зрительных образов можно использо­вать в работе медитативную музыку, передающую картины при­роды в аудиозаписи («Шум морского прибоя», «Шум дождя» и др.). Этот метод применяется в зависимости от самочувствия детей, например, если ребенок находится в возбужденном состо­янии, после уроков или во второй половине дня, когда церебростенические явления становятся особенно выраженными. Вывод ребенка из того или иного эмоционального состояния можно проводить следующим образом: дать прослушать отры­вок из музыкального произведения (например, очень быстрой, подвижной музыки), затем постепенно сменять прослушива­емую музыку в соответствии с желаемым настроением ребен­ка (допустим, на более спокойную). 

Комплекс работы целесообразно строить в виде коррекционных занятий, включающих 4-6 игр и заданий для детей. Заня­тия могут иметь следующую структуру. 

Вводная часть — приветствие, обязательный тактильный кон­такт, ободряющая улыбка, упражнения на мышечную релакса­цию. Детям сообщается, чему будет посвящено занятие. Основная часть — занимает 3/4 времени занятия и включает иг­ровые упражнения в зависимости от задач для каждой Труппы детей дифференцированно. Как правило, это 2-3 игровых упраж­нения. Обязательно должно учитываться общее состояние де­тей. Не следует оставлять без внимания проявления повышенной утомляемости. 

Заключительная часть — подведение итогов занятия, рефлексия на то, что было на занятии, и обеспечение плавного перехода из мира фантазий и игры в мир реальности и обязанностей. На этом этапе занятия также обязательны тактильный контакт, визуаль­ный контакт «глаза в глаза», коммуникация с ребенком: «Я очень рада, что вы пришли на занятие. Мне понравилось, как вы сегод­ня выполняли задания. Буду ждать вас на следующее занятие». Заключительная часть играет важную роль в формировании по­зитивной системы «взрослый — ребенок» и, прежде всего, отно­шений доверия и взаимопонимания. 

Для закрепления и обобщения приобретенного позитивного опыта общения в процессе этапа дифференцированной коррек­ции и для перенесения его в отношения кооперации и сотрудни­чества в группе целесообразны организация и проведение под­готовки детей к групповой (коллективной) работе. 

Групповая психолого-педагогическая коррекция (третий блок). 

Первоначально занятия проводятся с группой из трех че­ловек, затем из пяти. Увеличение числа детей, принимающих участие в занятиях, происходит постепенно. 

Основным методом психолого-педагогической коррекции при групповой работе выступает игротерапия в сочетании с арттерапией (музотерапией, библиотерапией, рисуночной). В данном блоке групповой коррекции можно использовать игры и мето­дические рекомендации по коррекции эмоционально личност­ной сферы детей с нормальным интеллектуальным развитием (применяемые Р. В. Овчаровой, Н. Л. Кряжевой, М. А. Чистяко­вой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной).  Упражнения для релаксации, разработанные И. Г. Выготской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успен­ской, модифицированные и адаптированные применительно для детей с задержкой психического развития.

Это могут быть вербальные и невербальные коммуникативные игры. Со стороны взрослого следует предоставить школьникам инициативу и самостоятельность в использовании приемов для формирования чувства принадлежности к группе (например, «Перебрасывание мяча с называнием имени», «Передача имени по кругу»). 

Для формирования чувства принадлежности к группе можно использовать значки с именами детей, которые они сами напи­сали заранее на заготовках из бумаги, игры с правилами «Паро­возик», «Моргалки», «Салочки», «Кегли». 

При использовании рисуночной арттерапии можно приме­нять следующие темы рисунков: «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Мои друзья», «Графическая музыка», «Рисунок по кругу» (дети рисуют на одном листе бумаги, передавая его по кругу), совместное рисование на больших листах бумаги: «Наш класс», «Наша школа», «Мои друзья». 

Групповая коррекционная работа предусматривает также формирование у младших школьников с задержкой психичес­кого развития адекватных способов поведения в конфликт­ных ситуациях, способности к произвольной регуляции дея­тельности, развитие умения согласовывать свои действия со сверстниками. 

Для детей гиперактивных, склонных к агрессии (первая груп­па), целесообразно использование игр с четкими правилами, способствующих развитию внимания, контроля импульсивности и двигательной активности; игры и упражнения на снятия мы­шечного напряжения.  Например, «Игра с пчелкой»;  «Кулачок»; «В уши попала вода», «Узоры на асфальте», «Паровозик», «Школа разведчиков», «Колокол», «Кошки-мышки», «Жмурки», «За­прещенное движение», «Замри». 

Для школьников, поведение которых характеризуется зам­кнутостью, повышенной тревожностью (вторая группа), исполь­зуются упражнения на снятие мышечного напряжения (напри­мер, «Графическая музыка», «Слепой танец», «Летний дождь», «Бабочка»), игры, направленные на обучение приемам саморе­гуляции, способствующие физическому и эмоциональному рас­крепощению ребенка (такие как «Маленькое привидение», «Ро­зовый куст», «Серебряное копытце», «Избавление от тревог», «Разбей башню», «Кукла Бобо», «Подушечный бой», «Будущие чемпионы», «Бумажные гранаты», «Жужжа»). Для этих млад­ших школьников также следует предусмотреть игры и упражне­ния, направленные на повышение самооценки («Смелая мыш­ка», «Зайки и слоники», «Кораблик», «Гусеница», «Водопад», «Дождик», «Штанга», «Победи свой страх», «Дракон»). 

Для всех детей могут быть использованы этюды «Встреча с дру­гом», «Два друга», «Факиры», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки», игры «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Дракон кусает свой хвост». 

Для развития эмпатии, способности к пониманию чувств и со­переживанию другому человеку возможно включить в коррекционную работу следующие игровые упражнения: «Доброе жи­вотное», «Скажем, друг другу хорошее», «Хоровод», «Какие бывают улыбки», «Улыбнись другому», «Слепой и поводырь». 

В процессе коррекционной работы, по мере общего развития де­тей, школьники начинают предлагать свои игры, которые по ходу обыгрывания превращаются в сюжетно-ролевые, игры-драматиза­ции, подвижные. В качестве ситуаций для обыгрывания могут быть использованы такие как «Строгий учитель и ученик», «Школа», «Что такое хорошо, что такое плохо», театрализованные игры «Как поссорились Мальвина и Буратино», драматизация сказки А. По­повой «Коряга». Разыгрывание ситуаций с использованием вежли­вых слов, о дружбе в коллективе (по стихотворению Г. Сапгира «Самые слова»).   Беседы о совместном труде и дружбе в классе («Один в поле не воин», «Нет друга — ищи, а нашел — береги»).

.  .  .