Программа учебного предмета «Литература» основного общего образования (индивидуальное обучение)

Дата публикации: 2018-03-05 10:26:38
Статью разместил(а):
Симонова Татьяна Викторовна

Программа учебного предмета «Литература»

 основного общего образования

 (индивидуальное обучение)

Автор: Симонова Татьяна Викторовна 

 

Пояснительная записка.

Назначение предмета «Литературы»:

              Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

              Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 

Цель курса:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Нормативные  документы:

       Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Сведение о программе:

    Рабочая программа для 5 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по литературе под редакцией В.Я Коровиной,  с учетом учебника  В.Я Коровиной, П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература» в 2-х частях. – 12-е издание, переработанное.

Определение места и роли учебного курса:

         Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 102 часа (3 часа в неделю).

Особенности данной программы заключается в том, что:

          Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» и составляет вместе с ней описание непрерывного курса. Курс литературы в 5-м классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Программа приобщает учащегося в «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, ориентирует на развитие творческих способностей обучающегося и заключается в проведении творческих мастерских.

Учитывается

- состояние учащегося

- уровень его знаний и умений по данному предмету (курс «Литературное чтение»  за 4 класс пройден в полном объёме).

 

Формы организации образовательного процесса:

- основная форма – урок;

- беседа;

- сочинение.

 

Технология обучения:

- проблемное;

- дифференцированное;

- развивающее;

- здоровьесберигающее;

- информационно-коммуникативные.

 

Виды и формы контроля

Виды: текущий контроль, тематический контроль.

Формы: устный опрос, письменный опрос

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

- Учебник: Литература 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений  в 2-х частях / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012

- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010. 

- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО, 2011. 

Для учителя:

- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.

Содержание тем учебного курса:

п/п

Раздел

Содержание раздела

1.

Введение. Книга в жизни человека.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

2.

Устное народное творчество. 

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Сказки «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын», «Журавль и цапля». Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка.  

3.

Славянские мифы. 

«Сотворение земли». Языческие представления о Земле и ее создании.

4.

Из   древнерусской   литературы. 

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». 

Теория литературы:  летопись. 

5.

Из   литературы 18 века. 

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два  астронома  в пиру..»

Теория литературы: роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. 

6.

Из   литературы 19 века. 

Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.

7.

Из литературы 20 века

Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.

Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигрантов.

8.

Из зарубежной литературы

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.

 

Календарно-тематическое планирование:

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Планируемые результаты

(предметные)

Материально-техническое

обеспечение урока

1.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Загадки.

1

 

Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

2.

Русская народная сказка. Виды сказок. «Царевна -лягушка».

1

 

Знать особенности волшебной сказки, выразительно читать и сказывать волшебную сказку, составлять план сказки

Уметь конспектировать. 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

 

3.

Р.к. Сказки о животных. «Волк и лиса», «Журавль и цапля».

1

 

Уметь классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника

Знать о бытовых сказках,

уметь отмечать народные представления о добре и зле 

 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

 

4.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали

1

 

Уметь: работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни; рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова; готовить сообщение по теме; читать по ролям.

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

5.

В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сюжет и герои

1

 

Знать: биографию В.А.Жуковского; историю создания сказки «Спящая царевна»; термины (литературная/авторская сказка); черты народной сказки в произведениях В.А.Жуковского;

Уметь: беседовать по содержанию; художественно пересказывать фрагменты сказки, сочетая при этом элементы повествования, описания и рассуждения; сравнивать сказки с одинаковыми сюжетами, используя вопросы учителя.

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

6.

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути.  Стихотворение «Няне

1

 

Знать: биографию А.С.Пушкина; термины (рифма, ритм, строфа, стопа, стихотворная и прозаическая речь, литературная сказка).

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

7.

А. С. Пушкин «Сказка о мёрт10.вой царевне и семи богатырях». Система образов

1

 

Выразительно читать и анализировать прочитанное, составлять план сюжета произведения, находить особенности волшебной сказки

Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке,

 уметь доказывать закономерность победы добра в сказках 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

8.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

 

Знать творчество Пушкина, уметь отвечать на поставленные вопросы.

 

9.

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

2

 

Знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

10.

М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы. История создания стихотворения «Бородино»

1

 

Знать: биографию М.Ю.Лермонтова, условия, в которых формировался характер решительный, вольный и страстный; историческую основу стихотворения «Бородино»; понятия (сравнение, эпитет, гипербола, звукопись, метафора, аллитерация); особенности организации текста и композицию  стихотворения «Бородино»;

  Уметь: составлять цитатный план по эпизоду; наблюдать за развитием сюжета и поведением героев; давать художественный анализ сцены; беседовать по вопросам. 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

 

 

11.

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

1

 

Знать:  биографию Н.В.Гоголя; термины (юмор, сатира, лирика, фантастик, гротеск); о своеобразии сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет повести «Заколдованное место»;

Уметь: выразительно читать; составлять план ответа, используя материал учебника; беседовать по содержанию. Знать сюжет повести, понятие «быль», уметь отвечать на вопросы 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

 

 

 

12.

Зачетный урок по произведениям Н.В. Гоголя

1

 

Уметь отвечать на тестовые задания. 

 

13.

Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…»

1

 

Знать отрывки из стихов наизусть,

уметь выразительно читать их 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

14.

И. С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни

1

 

Знать: биографию и начало литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания и прототипы рассказа «Муму»; содержание рассказа «Муму»;  о нравственном превосходстве Герасима над окружавшими в доме барыни людьми;

Уметь: беседовать по вопросам, анализировать

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

 

 

15.

Р.к. А. А. Фет. Слово о поэте «Весенний дождь»

1

 

Знать о поэте, мотивах его стихов,

уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

16.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

 

Знать: о жизненном пути Л.Н.Толстого; термины (идея, рассказ, авторская позиция); содержание и главных героев рассказа «Кавказский пленник»;

Уметь: беседовать по материалам учебника; слушать индивидуальные задания; работать с толковым словарем и иллюстрациями;

выбирать эпизоды для анализа теста; беседовать по итогам групповой работы; составлять план сочинения. 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

17.

р\р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

1

 

Знать историю жизни героев, план сравнительной характеристики, уметь анализировать поступки героев 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

18.

А. П. Чехов. Слово  о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ

1

 

Знать: биографию А.П.Чехова;  понятия (юмор, сатира) и термины (идея, сюжет, рассказ);  содержание рассказов («Толстый и тонкий, «Хирургия»); особенности ранних рассказов А.П.Чехова;

Уметь: работать в группе; беседовать по домашнему заданию; выразительно читать по ролям; отвечать на вопросы по тексту рассказов.

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

19.

Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств

1

 

Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств  и настроений,

уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе 

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

20.

Р\р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века) 

1

 

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

21.

И. А. Бунин. Слово о писателе «Косцы»

1

 

Знать о писателе, сюжет рассказа,

уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

22.

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

 

Знать отдельные факты биографии писателя, отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать текст произведения, владеть понятием сюжет  и составлять подробный план сюжета произведения

Составлять аналитический пересказ текста, отвечать на вопросы по прочитанному, выразительно читать текст, выделять границы эпизодов.

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

23.

Р.к. С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

1

 

Знать факты жизни поэта, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному, создавать словесные иллюстрации, работать с терминологическим словарём, определять тему, основную мысль произведения, характеризовать образ лирического героя

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

24.

П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка»

1

 

Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

25.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

 

Знать героев  сказки,

уметь оценить их  поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

26.

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака

1

 

Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

27.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика

1

 

Знать о  жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

28.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»

1

 

Знать отдельные эпизоды жизни писателя, делать сообщение на заданную тему, выразительно читать текст и отвечать на вопросы по нему

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

29.

Контрольная работа.

1

 

 

 

30.

Р\р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения 

1

 

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

 

31.

К. М. Симонов. Слово о поэте «Майор привез мальчишку на лафете»

1

 

Готовить и выступать сообщением на заданную тему, выразительно читать тексты стихотворений, анализировать прочитанное, определять тему и основную мысль произведений, давать характеристику образам

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

32.

А. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста»

1

 

Готовить и выступать сообщением на заданную тему, выразительно читать тексты стихотворений, анализировать прочитанное, определять тему и основную мысль произведений, давать характеристику образам

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

33.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

1

 

Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими

Знать основные факты жизни писателя, читать материалы учебника и составлять по прочитанному вопросы, правильно отвечать на вопросы викторины по сказкам Андерсена

Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях.

 

34.

Зачетное занятие по итогам 5 класса

1

 

Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);