Программа учебного предмета "Литература" основного общего образования (индивидуальное обучение)
Программа учебного предмета "Литература"
основного общего образования
(индивидуальное обучение)
Автор: Симонова Татьяна Викторовна
Пояснительная записка.
Назначение предмета «Литературы»:
Литература, как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Цель курса:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Нормативные документы:
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Сведение о программе:
Рабочая программа для 5 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, с учетом учебника В.Я. Коровиной, П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература» в 2-х частях. – 12-е издание, переработанное.
Определение места и роли учебного курса:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 102 часа (3 часа в неделю).
Особенности данной программы заключается в том, что:
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» и составляет вместе с ней описание непрерывного курса. Курс литературы в 5-м классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Программа приобщает учащегося в «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, ориентирует на развитие творческих способностей обучающегося и заключается в проведении творческих мастерских.
Учитывается состояние учащегося, уровень его знаний и умений по данному предмету (курс «Литературное чтение» за 4 класс пройден в полном объёме).
Формы организации образовательного процесса:
- основная форма – урок;
- беседа;
- сочинение.
Технология обучения:
- проблемное;
- дифференцированное;
- развивающее;
- здоровьесберигающее;
- информационно-коммуникативные.
Виды и формы контроля
Виды: текущий контроль, тематический контроль.
Формы: устный опрос, письменный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
- Учебник: Литература 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011.
Для учителя:
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011.
Содержание тем учебного курса:
№ п/п |
Раздел |
Содержание раздела |
1. |
Введение. Книга в жизни человека. |
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. |
2. |
Устное народное творчество. |
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Сказки «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын», «Журавль и цапля». Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. |
3. |
Славянские мифы. |
«Сотворение земли». Языческие представления о Земле и ее создании. |
4. |
Из древнерусской литературы. |
Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». Теория литературы: летопись. |
5. |
Из литературы 18 века. |
М.В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру» Теория литературы: роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. |
6. |
Из литературы 19 века. |
Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы. |
7. |
Из литературы 20 века |
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России. Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигрантов. |
8. |
Из зарубежной литературы |
Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях. |
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Планируемые результаты (предметные) |
Материально-техническое обеспечение урока |
1. |
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Загадки. |
1 |
Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
2. |
Русская народная сказка. Виды сказок. «Царевна -лягушка». |
1 |
Знать особенности волшебной сказки, выразительно читать и сказывать волшебную сказку, составлять план сказки Уметь конспектировать. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
3. |
Р.к. Сказки о животных. «Волк и лиса», «Журавль и цапля». |
1 |
Уметь классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника Знать о бытовых сказках, уметь отмечать народные представления о добре и зле |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
4. |
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали |
1 |
Уметь: работать со статьей учебника; определять жанровые признаки басни; рассказать о жизни и творчестве И.А.Крылова; готовить сообщение по теме; читать по ролям. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
5. |
В.А. Жуковский «Спящая царевна». Сюжет и герои |
1 |
Знать: биографию В.А. Жуковского; историю создания сказки «Спящая царевна»; термины (литературная/авторская сказка); черты народной сказки в произведениях В.А. Жуковского. Уметь: беседовать по содержанию; художественно пересказывать фрагменты сказки, сочетая при этом элементы повествования, описания и рассуждения; сравнивать сказки с одинаковыми сюжетами, используя вопросы учителя. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
6. |
А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Стихотворение «Няне. |
1 |
Знать: биографию А.С. Пушкина; термины (рифма, ритм, строфа, стопа, стихотворная и прозаическая речь, литературная сказка). |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
7. |
А.С. Пушкин «Сказка о мёрт10.вой царевне и семи богатырях». Система образов. |
1 |
Выразительно читать и анализировать прочитанное, составлять план сюжета произведения, находить особенности волшебной сказки. Знать сюжет сказки, понятие о стихотворной сказке, уметь доказывать закономерность победы добра в сказках |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
8. |
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. |
1 |
Знать творчество Пушкина, уметь отвечать на поставленные вопросы. |
|
9. |
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». |
2 |
Знать сюжет сказки, уметь пересказать нравоучительное содержание |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
10. |
М.Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы. История создания стихотворения «Бородино». |
1 |
Знать: биографию М.Ю. Лермонтова, условия, в которых формировался характер решительный, вольный и страстный; историческую основу стихотворения «Бородино»; понятия (сравнение, эпитет, гипербола, звукопись, метафора, аллитерация); особенности организации текста и композицию стихотворения «Бородино». Уметь: составлять цитатный план по эпизоду; наблюдать за развитием сюжета и поведением героев; давать художественный анализ сцены; беседовать по вопросам. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
11. |
Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». |
1 |
Знать: биографию Н.В. Гоголя; термины (юмор, сатира, лирика, фантастик, гротеск); о своеобразии сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжет повести «Заколдованное место». Уметь: выразительно читать; составлять план ответа, используя материал учебника; беседовать по содержанию. Знать сюжет повести, понятие «быль», уметь отвечать на вопросы |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
12. |
Зачетный урок по произведениям Н.В. Гоголя. |
1 |
Уметь отвечать на тестовые задания. |
|
13. |
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…». |
1 |
Знать отрывки из стихов наизусть, уметь выразительно читать их |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
14. |
И.С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни. |
1 |
Знать: биографию и начало литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания и прототипы рассказа «Муму»; содержание рассказа «Муму»; о нравственном превосходстве Герасима над окружавшими в доме барыни людьми. Уметь: беседовать по вопросам, анализировать. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
15. |
Р.к. А.А. Фет. Слово о поэте «Весенний дождь» |
1 |
Знать о поэте, мотивах его стихов, уметь выразительно их читать и отвечать на вопросы |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
16. |
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. |
1 |
Знать: о жизненном пути Л.Н.Толстого; термины (идея, рассказ, авторская позиция); содержание и главных героев рассказа «Кавказский пленник»; Уметь: беседовать по материалам учебника; слушать индивидуальные задания; работать с толковым словарем и иллюстрациями; выбирать эпизоды для анализа теста; беседовать по итогам групповой работы; составлять план сочинения. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
17. |
р\р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. |
1 |
Знать историю жизни героев, план сравнительной характеристики, уметь анализировать поступки героев |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
18. |
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. |
1 |
Знать: биографию А.П.Чехова; понятия (юмор, сатира) и термины (идея, сюжет, рассказ); содержание рассказов («Толстый и тонкий, «Хирургия»); особенности ранних рассказов А.П.Чехова; Уметь: работать в группе; беседовать по домашнему заданию; выразительно читать по ролям; отвечать на вопросы по тексту рассказов. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
19. |
Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств. |
1 |
Знать о стихотворном ритме как о средстве передачи чувств и настроений, уметь выразительно читать стихи, рассказывать об авторе |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
20. |
Р\р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века). |
1 |
Создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). |
|
21. |
И.А. Бунин. Слово о писателе «Косцы». |
1 |
Знать о писателе, сюжет рассказа, уметь составлять рассказ по репродукции картины и делать иллюстрации по содержанию рассказа |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
22. |
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». |
1 |
Знать отдельные факты биографии писателя, отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать текст произведения, владеть понятием сюжет и составлять подробный план сюжета произведения. Составлять аналитический пересказ текста, отвечать на вопросы по прочитанному, выразительно читать текст, выделять границы эпизодов. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
23. |
Р.к. С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. |
1 |
Знать факты жизни поэта, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному, создавать словесные иллюстрации, работать с терминологическим словарём, определять тему, основную мысль произведения, характеризовать образ лирического героя |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
24. |
П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка» |
1 |
Знать о писателе, содержание сказа, уметь составлять план к рассказу о писателе, представить образ Хозяйки Медной горы |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
25. |
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». |
1 |
Знать героев сказки, уметь оценить их поступки , рассказать о роли пейзажа в произведении |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
26. |
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. |
1 |
Знать положительных и отрицательных героев пьесы, уметь рассказать о столкновении добра и зла. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
27. |
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. |
1 |
Знать о жизни и творчестве писателя, восприятии окружающего мира героем произведения, уметь оценивать поступки героев. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
28. |
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». |
1 |
Знать отдельные эпизоды жизни писателя, делать сообщение на заданную тему, выразительно читать текст и отвечать на вопросы по нему. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
29. |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
30. |
Р\р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения. |
1 |
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета). |
|
31. |
К.М. Симонов. Слово о поэте «Майор привез мальчишку на лафете». |
1 |
Готовить и выступать сообщением на заданную тему, выразительно читать тексты стихотворений, анализировать прочитанное, определять тему и основную мысль произведений, давать характеристику образам. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
32. |
А. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». |
1 |
Готовить и выступать сообщением на заданную тему, выразительно читать тексты стихотворений, анализировать прочитанное, определять тему и основную мысль произведений, давать характеристику образам. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
33. |
Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. |
1 |
Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими. Знать основные факты жизни писателя, читать материалы учебника и составлять по прочитанному вопросы, правильно отвечать на вопросы викторины по сказкам Андерсена. |
Учебник В.Я. Коровиной в 2-х частях. |
34. |
Зачетное занятие по итогам 5 класса. |
1 |
Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам, создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета). |
|