Формирование коммуникативных УУД младших школьников с помощью сервисов Web 2.0.

Дата публикации: 2018-02-27 15:10:06
Статью разместил(а):
Федяева Марина Николаевна

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Web 2.0. на уроках математики

Автор: Федяева Марина Николаевна

Учитель начальных классов


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования продиктована тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих, государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше основной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова

Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Темп развития интернет-технологий сегодня – один из самых высоких в современном мире. Веб 2.0 – это новый Интернет, который делают  пользователи, а не отдельные «посвященные». Постоянное возникновение новых сервисов, ориентированных на решение разнообразных коммуникационных задач, рождает вопрос: как  использовать их в образовательной практике?

Развитие интернет-сервисов позволяет реализовать стандарты второго поколения в образовании. Уроки постепенно переходят в интерактивную форму и социальные сервисы Веб 2.0 являются активными помощниками в этом. Но большинство учителей школы недооценивают сервисы Веб 2.0. и не применяют их в своей работе. 

Таким образом, сложилось противоречие: между широкими возможностями применения сервисов Веб 2.0. на уроках математик с целью формирования коммуникативных УУД и недостаточным использованием их на учебных занятиях.

Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать проблему: какие сервисы Веб 2.0. можно использовать в учебном процессе и какова их эффективность для формирования коммуникативных УУД?

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников

Предмет исследования – сервисы Web 2.0. как средство формирования коммуникативных УУД  

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы проблемы формирования коммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Веб 2.0;

2) Рассмотреть виды УУД;

3) Дать характеристику сервисам Web 2.0, изучить их возможности;

4) Подобрать и апробировать сервисы Web 2.0, которые можно использовать на уроках математики

5) Проанализировать полученные результаты

Методы исследования:  

§  Теоретические: анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

§  Эмпирические: тестирование, беседа

База исследования: г.Муром МБОУ «СОШ№20» 4 «Б» класс.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках   математики.

1.1 Характеристика универсальных учебных действий.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие") [5,8].

К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся школ. [8]

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут "найти себя", что может привести к негативным социальным последствиям [5,8].

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. [13]

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [14,15].

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.[3]

В работе мы рассмотрели теоретические основы проблемы формирования коммуникативных УУД посредством сервисов Веб 2.0. Изучили виды УУД. 

Виды универсальных учебных действий: личностные; регулятивные;  познавательные; коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

·                    самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·                    смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

·                    нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы.

Самоопределение.

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

— осознания этнической принадлежности и культурной

идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно -этическая ориентация включает:

— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ отделения на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

       — формирование чувства прекрасного и эстетических  чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.[9]

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

·                    целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·                    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·                    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

·                    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

·                    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

·                    оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

·                    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— преодоление импульсивности, непроизвольности;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей, формирование

установки на поиск способов разрешения трудностей;

— формирование основ оптимистического восприятия мира[9]

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

·                    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·                    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·                    структурирование знаний;

·                    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·                    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·                    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·                    смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·                    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

·                    моделирование;

·                    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·                    анализ;

·                    синтез;

·                    сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

·                    подведение под понятие, выведение следствий;

·                    установление причинно-следственных связей;

·                    построение логической цепи рассуждений;

·                    доказательство;

·                    выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·                    формулирование проблемы;

·                    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Подробно остановились на коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [13]

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

·                    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·                    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·                    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·                    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

·                    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации [5].

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. [8]

 

1.2. Характеристика сервисов Веб 2.0.

Сервисы WEB 2.0. (Веб 2.0) – это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа- информацию.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в

формировании собственного сетевого контента. Создание презентаций,

фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами может проходить как в индивидуальном режиме, так и в функции группового доступа.

Сервисы Web 2.0 постоянно совершенствуются, в том числе и при участии пользователей. Сервис Web 2.0 нельзя использовать на компьютере, который не подключен к Интернет.[9]

Каждый из Web 2.0 сервисов можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, в основном, от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя.

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность для формирования коммуникативных УУД: 

ü   совместный поиск;

ü   совместное хранение закладок;

ü   создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);

ü   совместное создание и редактирование гипертекстов;

ü   совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;

ü   совместное редактирование и использование карт и схем.


1.3. Сервисы Web 2.0 как средство формирования коммуникативных УУД  на уроках математики.

На уроках математики и в рамках вариативного курса происходит формирование и развитие коммуникативной деятельности обучающихся, они изучают новые инструменты общения (форумы, чаты, конференции, блоги, электронную почту), раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников.

ИКТ-технологии позволяют:

·          cоздавать гипермедиа-сообщения (wiki);

·          cопровождать выступление  аудио-визуальной поддержкой;

·          фиксировать ход коллективной, личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись);

·          общаться в цифровой среде.

Итогом работы обучающегося при этом будет не только словесное изложение результатов деятельности, но и сопровождение выступления – представление своего мини-сайта, проекта, буклета. Таким образом идет формирование и последующее развитие следующих презентационных умений и навыков:

·               навыков монологической речи;

·               умения уверенно держать себя во время выступления;

·               артистических умений;

·               умения использовать различные средства наглядности при выступлении;

·               умения отвечать на незапланированные вопросы.

Все это является важным инструментом формирования коммуникативных учебных действий. При помощи этих средств преподаватель и обучающиеся совместно используют информацию, сотрудничают в решении общих проблем, презентуют свои идеи, участвуют в решении задач и их обсуждении.[10]

Использование современных интерактивных средств (интерактивной доски, системы опроса, документ-камеры) и оптимальных методов обучения (деятельностного подхода) приводит к целому ряду положительных эффектов:

·               освещает урок эмоциональной окрашенностью;

·               психологически облегчает процесс усвоения;

·               возбуждает живой интерес к предмету познания;

·               расширяет общий кругозор;

·               повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность (в рамках вариативного курса) с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Проектная деятельность повышает уровень грамотности учащихся, создает учебные условия (гимназический сайт) для интеграции коммуникативных умений. Данный вид работы позволяет обучающимся принимать участие (I областной медиафестиваль, областной конкурс сайтов, посвященный Году учителя) и побеждать  в творческих проектах, конкурсах разного уровней («КИТ», «Инфознайка», муниципальный конкурс-игра «Digital teens»),  что способствует формированию умения строить речевое высказывание, слушать других, отвечать на вопросы, принимать другие точки зрения.[10]

Стремительное развитие коммуникаций и появление Web 2.0 и социальных сервисов этой сети ведет к формированию взаимодействия людей в группе. Один из принципов социальных сетей – принцип ответственности каждого за сам контент. Совместное ведение документов (например, совместное заполнение таблицы в среде Google), работа в одной среде (например,wiki-страницы) обеспечивают умение понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя. Сервисы Web 2.0 помогают обучающимся выйти за рамки класса и школы, обмениваясь информацией и сотрудничая со сверстниками, учителями, родителями и специалистами во всем мире.

Развитие  коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Большой эффект дают следующие виды деятельности, применяемые на занятиях:

·               Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

·               Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.

·               Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

·               Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.

·               Понимание факта многообразия языков – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.

·               Умение работать в  группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в сети. Проявление толерантности, умение строить общение с представителями других взглядов  - это означает существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Уровень развития коммуникации обучающегося повышается также и при поиске информации в сети Интернет. Ученик на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергает сомнению достоверность прочитанного, обнаруживает недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находит пути восполнения этих пробелов.[14]

Таким образом, уроки математики  обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, тем самым, осуществляются коммуникативные действия.

Решающим фактором развития интеллектуального потенциала обучающегося выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и поисковую активность личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, предоставляет возможность творческого самовыражения, создаёт условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и в целом позволяет более эффективно развивать коммуникативную компетентность обучающегося. Ребёнок стремится к знаниям, становится неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо, поскольку умение – это фундамент образования, и от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность выпускника в современном мире.[20]

 

ВЫВОДЫ:

Таким образом, в первой главе я  изучила теоретические основы проблемы формирования коммуникативных УУД посредством сервисов Веб 2.0.

Подробно остановилась на коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Так же, в первой главе я  изучила классификацию и возможности сервисов Веб 2.0., которые можно использовать в учебном процессе, в том числе на уроках математики для формирования коммуникативных УУД младших школьников.

 

ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по формированию коммуникативных УУД посредством сервисов Web 2.0

2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников

Для определения уровня сформированности коммуникативных УУД я  провела первичную диагностику.

А именно анкетирование и  диагностические методики: «Матрешки» (Цукерман), «Дорога к дому», «Ковер» (Р.Овчарова).[15] 

Данные диагностики соответствует предмету исследования, отвечают требованиям педагогической диагностики, понятны учащимся. Кроме того, эта методики отражают ступени, этапы развития коммуникативной компетентности.

Диагностика «Матрешки» (Цукерман).[15]

Суть этой методики в том, что дети объединяются по четверо человек. Они получают матрешки, их задача договорить и решить что будет изображено на матрешках. Рисунок должен получиться одинаковый на всех четырех матрешках.

Критерии выполнения задания.

1)продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на матрешках;

2)умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

3)взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

4)взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

Анализ анкетирования учащихся показал, что у 38 % учащихся данного класса высокий уровень (матрешки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания матрешек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла),  у 41 % - средний уровень (сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия), у 21 % - низкий уровень (в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на свое).

Диагностика «Дорога к дому».[15]

Суть данной диагностики в том, что двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

1) продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

2) способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

3) умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; 

4) способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

5) эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Анализ анкетирования учащихся показал, что у 40 % учащихся данного класса высокий уровень (узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом), у 45 % - средний уровень (имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание), у 15 % - низкий уровень (узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера).

Сравнивая полученные результаты, можно говорить о том, что у 36 % (9 человек) детей данного класса соответственно высокий уровень сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий. Эти дети успешно справились с заданием и продемонстрировали прекрасное владение коммуникативными умениями. 44% (11 человек) детей соответственно показали средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, что свидетельствует о том, что у этих учащихся хорошо развито умение работать в группе, но испытали  затруднения при нахождении общего  решения задачи. 20% (5 человек) детей класса в ходе выполнения работы не смогли договориться, найти общее решение задачи, что говорит о низком уровне сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Таким образом, результаты первичной диагностики позволили сделать вывод о том, что преобладающий уровень сформированности коммуникативных УУД у учащихся данного класса средний.

2.2. Проектирование  деятельности по формированию коммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Web 2.0        

Исходя из результатов первичной диагностики, я начала опытно-практическую работу по формированию коммуникативных УУД. Уровень сформированности коммуникативных УУД у учеников 4 класса  повышали посредством сервисов Web 2.0 в течение полутора лет.

Основная цель практической работы – подбор, составление и применение сервисов Web 2.0 на уроках математики. [17,18]

С  помощью WEB 2.0. (Веб 2.0) я организовывала следующую коллективную деятельность для формирования коммуникативных УУД:

·         совместное хранение закладок;

·         создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…)

·         совместное редактирование и использование карт и схем;

·         совместное составление дидактических материалов к урокам.

  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;

Из всего многообразия сервисов Web.2.0, которые были изучены в теоретический главе, я отобрала и апробировала те, которые, на мой взгляд, способствуют повышению уровня сформированности коммуникативных УУД. Данные сервисы  использовались на разных этапах урока математики.

Социальные фотосервисы- сервисы, предназначенные для публикации, хранения, просмотра и комментирования изображений. Использовались  персонально и с коллективным доступом. Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов (создание галереи)

Социальные видеосервисы- сервисы, предназначенные для публикации, хранения, просмотра и комментирования видео. Используется для самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учащихся, основанной на поиске и обмене видеоматериалами, а также размещении собственных видеоматериалов в процессе совместной деятельности удаленных участников учебной группы

Социальные аудиосервисы- сервисы, предназначенные для публикации, хранения, прослушивания и комментирования аудиозаписей

Сервисы для создания и/или хранения презентаций - социальные сервисы, предназначенный для публикации, хранения, просмотра и комментирования мультимедийных презентаций, в том числе, со звуком и эффектами (на некоторых сервисах). Есть возможность вставки в блоги и сайты с помощью кода. Публикация и хранение творческих работ учеников и учителей. Обмен разработками к урокам для учителей

Сервисы для создания и/или хранения документов - социальные сервисы, предназначенные для совместного создания и редактирования документов: текстов, презентаций, таблиц и рисунков. Средство для совместного редактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых. Для проведения и поддержки уроков (например, создания, совместного редактирования и публикации текстов с рисунками, схемами, иллюстрациями: эссе, сказок, рассказов и т.д.).

Вики (Wiki)-сервисы- социальный сервисы, позволяющие любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий.

Социальные геосервисы – сервисы, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью. Платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д. Платформа для проведения сетевых проектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различных географических пунктов Земли

Сервисы для создания Карт знаний (Интеллект – карт, Mind map) социальные сервисы для создания карт знаний. Для переработки и систематизации информации (например, для установления связей между объектами, для создания электронного конспекта, опорных схем и т.д.)

Сервисы для создания опросов и тестов - Онлайн-сервисы, предназначенные для создания опросных форм и тестов. Для создания и проведения тестов по учебным предметам. Для проведения опросов и анкетирования

Сервисы для создания дидактических игр. Для создания дидактических материалов к урокам. Для самостоятельной проверки и закрепления знаний в игровой форме Сервисы для совместного творчества

Блоги (сетевые дневники) - сервисы, позволяющие любому пользователю вести записи в хронологии. Блоггер может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователей или совсем приватными. Площадка для виртуальных сообществ учителей-практиков и место для педагогических дискуссий. Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний.. Площадка для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам («электронная тетрадь ученика»). Площадка для организации дистанционного учебного курса. Дневник жизни класса или дневник внеклассной работы школы/параллели/группы. Среда для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся

 

2.3. Анализ полученных результатов.

С целью обнаружения  положительной динамики по формированию коммуникативных УУД младших школьников   была проведена итоговая диагностика, в которой детям были предложены задания, аналогичные тем, что и при первичной диагностике.

Уже у  40% (10 человек) учеников данного класса высокий уровень сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий, у 48% (12 человек) детей - средний уровень, у 12% (3 человек) детей класса низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Таким образом, полученные данные позволили сделать вывод о том, что проведенная  практическая работа способствовала, положительной динамике в формировании коммуникативных УУД на уроках математики у детей младшего школьного возраста.

 

ВЫВОДЫ:

Во второй главе я описала проведенную  опытно-практическую работу по формированию у младших школьников коммуникативных УУД на уроках математики посредством сервисов Веб 2.0. Она состояла из трёх этапов.

Первый этап – первичная диагностика. Его цель состояла в том, чтобы определить уровень сформированности коммуникативных УУД.

Второй этап - опытно-практическая работа. Основная цель – подбор, составление и использование сервисов Web 2.0 на уроках математики. 

Ученикам  предлагалась работа в различных сервисах Web 2.0: cредства для хранения закладок, социальные фотосервисы- сервисы, предназначенные для, социальные видеосервисы- сервисы, социальные аудиосервисы- сервисы, сервисы для создания и/или хранения презентаций, сервисы для создания и/или хранения документов, вики (Wiki)-сервисы, социальные геосервисы, сервисы для создания Карт знаний (Интеллект – карт, Mind map),сервисы для создания опросов и тестов, сервисы для создания дидактических игр, блоги (сетевые дневники ).

Третий этап – итоговая диагностика. Цель – обнаружение положительной динамики по формированию коммуникативных УУД.

Таким образом, в работе я изучила классификацию и возможности сервисов Веб 2.0., создали и апробировали в учебном процессе сервисы, которые можно использовать в учебном процессе, в том числе на уроках математики для формирования коммуникативных УУД младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в своей работе я  ещё раз хотела  подчеркнуть важность проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Апробируя серию уроков математики с применением сервисов Web 2.0 для повышения коммуникативных УУД у младших школьников, я достигла цели.

Применение сетевых сервисов Web 2.0, позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач. Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических  материалов простым и доступным

Работа представляет практическую и теоретическую значимость для учителей,  родителей. Методика работы по формированию коммуникативных УУД  младших школьников посредством применения серии уроков дала положительные результаты по проблеме исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2013.67 с.

2.     Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 5. - С. 69-73.

3.     Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

4.     Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2015.

5.     Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2014.

6.     Кулик Е.Ю., Патаракин Е.Д. WikiWiki в организации учебного процесса.

7.     Логинова О. Конструирование учебных ситуаций.

8.     Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум.

9.     Печенкин В.АНАЛИЗhttp://cdncache-a.akamaihd.net/items/it/img/arrow-10x10.png социальных сетей: в ожидании чуда. Журнал «Компьютерра» №42, 2014 г.

10.   Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М.: Интуит.ру, 2014. — 64 с.

11.   Патаракин Е.Д., Создание коллективного гипертекста. //Информатика и образование. — 2013. — № 4.

12.   Прохоров А.Социальные сети и Интернет. Журнал «КомпьютерПресс» №1, 2006 г.

13.   Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

14.   Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2012

15.   Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2013.