Воспитание толерантности на уроках географии

Дата публикации: 2018-02-25 15:50:56
Статью разместил(а):
Машталер Евгения Ивановна

Воспитание толерантности на уроках географии

Автор: Машталер Евгения Ивановна

учитель географии МБОУ "Калачеевская СОШ № 1"

 

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.. Условиями получения опыта толерантности в образовательной системе выступают: диалогическое общение (дискуссия, диалог, диспут) и сотрудничество в обучении.

Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, незаметно, красной нитью из урока в урок включая идеи терпимости, компромисса, благодарности и любви.

 Предмет «География» даёт прекрасную возможность органично и ненавязчиво ввести в мировоззрение учащихся толерантность. Например, развить уважение к правам людей различных рас и национальностей при изучении темы «Человеческие расы» в 6 классе, или воспитать терпимость к людям иной национальности, культуры, религии при изучении темы «Этнический состав населения России» в 9 классе. Или обратить внимание на опасность проявления расизма и национализма в разных странах мира. И от того, какие акценты делаются при подаче материала, во многом формируется отношение учащихся к жизни, их оценка происходящих событий в странах и мире.

    Задача воспитания толерантности решается как содержанием  урока  или внеурочного занятия, так и формой проведения. В содержательном аспекте урока необходимо: расширение информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира.

    Что касается форм обучения, то на сегодняшний день наиболее эффективными являются интерактивные. Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение.  Это могут быть:  лекции-соразмышления ; смоделированные учителем  специальные игровые ситуации, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них хорошей подготовки к игре), вступают в «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Большое значение может иметь и организация проблемных дискуссий. Здесь речь идёт о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами сверстников, часто способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников для подростков бывает очень весомым.

    Примерные темы для дискуссий, встроенных в учебный процесс могут быть такими:

«Можно ли считать Россия толерантным государством?» - при изучении темы «Этнический состав населения России».

«Является ли эпоха межэтнических конфликтов в Африке следствием колониального прошлого?».

«Обречены ли страны Ближнего Востока на постоянные конфликты?»

    В 10-11 классах  учащиеся часто выполняют:  

1- рефераты на тему: “горячие точки” мира (Израиль и Палестина; Индия и Пакистан; Китай и Тайвань; Россия и Япония и др.).  В результате знакомства с причинами конфликтов и их последствиями у ребят мобилизуется желание найти способ прекращения конфликта, и они часто предлагают свой сценарий для этого. Во время своих рассуждений они становятся на разные точки зрения участников конфликтов и активно ищут компромисс. Это развивает терпимость к разным точкам зрения на одни и те же события, а значит толерантность.

2- В 9 классе сообщения на тему: “Этнография  народов мира» В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.

3- презентации и сообщения на тему: «Этические принципы крупнейших мировых и национальных  религий»

4-Традиционно в 7 классе по теме «Африка» проводим КВН, мини проекты по теме  «Страны Африки»

 Эффективной формой работы является проведение информационной пятиминутки «Сегодня в мире» на каждом уроке, где  ребята выступают с сообщениями о событиях в мире, обсуждают их. Такая работа формирует у ребят желание иметь собственное мнение об освещаемых событиях, в том числе и о событиях, связанных с межэтническими и религиозными конфликтами, проявлениями национализма в различных странах и регионах мира

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое условие  стабильности общества.