Разработка нетрадиционного урока русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Фразеологию"
Разработка нетрадиционного урока русского языка в 6 классе
"Путешествие в страну Фразеологию"
Автор: Ермилова Ирина Сергеевна
МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговского района Республики Марий Эл
Цель: Пополнение словарного запаса шестиклассников фразеологическими оборотами
Задачи:
1. Образовательные: расширить знания о фразеологизмах, их источниках;
2. Развивающие: развивать навыки устной речи, познавательный интерес к лингвистике;
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к процессу познания, чувство взаимопомощи.
Универсальные учебные действия:
Личностные: пользоваться на уроке правилами поведения, общими для всех учеников класса; строить отношения с одноклассниками на основе сотрудничества; вырабатывать свои собственные мировоззренческие позиции;
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе изученного материала; формулировать проблему урока; выявлять причинно-следственные связи;
Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, в различных источниках; работать с различными источниками информации; представлять информацию в рисунках; делать аналитические выводы; Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли; излагать свое мнение и слышать других; осознанно использовать речевые средства.
План урока
Организация. Слово учителя (3 минуты)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир истории, литературы и русского языка. А поможет нам в этом легендарный Одиссей. Давайте вспомним, кто такой Одиссей? Куда отправился он, когда окончилась Троянская война? Помогите герою быстрее попасть на родину. Для этого выполним несколько заданий…
Этап № 1 (6 минут)
Чтобы попасть на корабль вместе с Одиссеем, отгадаем Загадки…
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают очень доверчивые и любопытные (уши).
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит (ветер).
Вы только что столкнулись с фразеологизмами. Определите проблему урока.
Что это за выражения? Для чего они нужны? Как они появляются в нашем языке?
Этап № 2 (7 минут)
Довелось Одиссею проплывать между Скиллой и Харибдой. Что означает это выражение? Чтобы проскочить между чудовищами, продолжи фразеологизмы (поговорки).
1. Волков бояться… 2. Нет дыма… 3. Куй железо… 4. На безрыбье и … 5. Не гордись званием, а… 6. Знает кошка… 7. Не было ни гроша… 8. Под лежачий камень ... 9. Не спрашивай старого, а спрашивай … 10. Взялся за гуж… 11. Близок локоток… 12. Старый друг… 13. Что посеешь…
Этап № 3 (7минут)
Мы плывем возле острова Сирен. Какая опасность подстерегает Одиссея? Для того чтобы благополучно миновать остров, подбери фразеологизм к рассказу:
1. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно его назвать? (мастер на все руки, золотые руки)
2. Только что мы говорили о Викторе, а он тут как тут пришел. Что говорят в таком случае? (легок на помине)
3. Вадим немногословен. Он говорит не часто, но очень точно. Его слова всегда «Бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко, не в бровь, а в глаз)
4. Дима напроказничал, но сумел остаться безнаказанным, уклонился от наказания. Как об этом говорят? (вышел сухим из воды)
Физкультминутка (3 минуты)
Этап № 4 (6 минут)
Напомните, что произошло с Одиссеем на острове циклопов? Кто такой Полифем? Поможем Одиссею выбраться из пещеры, поиграем в игру «Четвертый лишний». В каждой из строк найдите четвертый лишний фразеологизм. Объясните, почему он лишний, что он означает? Составь предложение с фразеологизмом (самостоятельная работа)
1. Хоть пруд пруди; кот наплакал; тьма – тьмущая; яблоку негде упасть.
2. Во все лопатки; сломя голову; черепашьим шагом; в мгновение ока.
3. Слово в слово; тютелька в тютельку; вилами на воде написано; комар носа не подточит.
4. Попасть впросак; попасть в переплет; попасть на седьмое небо; попасть в переделку.
5. В двух шагах; рукой подать; за тридевять земель; быть под боком.
Взаимопроверка работ
Этап № 5 (10 минут)
Вспомните, что происходило в доме Одиссея, пока его не было. Помогите его жене Пенелопе выгнать назойливых женихов из дома. Попробуем устроить в доме Одиссея картинную галерею. Сделайте шуточный рисунок по фразеологизму.
1. Папа с головой окунулся в работу
2. Дело в шляпе
3. Аня плачет в три ручья
4. У Саши глаза разбежались
5. Иван работал спустя рукава
6. У Миши семь пятниц на неделе
7. Петя на седьмом небе от счастья
8. У Тани денег куры не клюют
9. На Соне лица нет
10. Соседка уже час висит на телефоне
Этап № 6 (3 минуты)
Наше путешествие благополучно завершилось, Одиссей с вашей помощью попал домой. А мы подведем итоги:
1. Что такое фразеологизмы?
2. Для чего они нужны?
3. Как они попадают в наш язык?
4. Что нового вы узнали на уроке?
Характеристика урока:
1. Применяемые на уроке образовательные технологии, обоснование их использования:
1–4 этапы урока: технология коллективной мыслительной деятельности, технология личностно – ориентированного обучения; 5 этап урока: технология модерации. Технология коллективной мыслительной деятельности учит работать в коллективе; технология личностно-ориентированного обучения, технология модерации помогает организовать творческую работу детей.
2. Основной дидактический метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; частные методы и приемы: словесный, наглядный;
3. Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения:
· ФГОС М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.- М.: Просвещение, 2016.
· О.Д.Ушакова «Почему так говорят» фразеологический словарик школьника, Санкт-Петербург, 2007, Издательский дом ЛИТЕРА
· Компьютерная презентация к уроку «Путешествие в страну Фразеологию»
· Карточки для самостоятельной работы «Найди лишний фразеологизм».
5. Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории: корректировку основных умений провожу в зависимости от контингента класса. Данный вариант урока разработан для класса с повышенной мотивацией к учению. В классе с пониженной мотивацией этап № 4 игра «Четвертый лишний» выполняется коллективно, под руководством учителя. Обучающиеся с высокой мотивацией к учению готовят сообщения об истории происхождения отдельных фразеологизмов и выступают с ними на следующем уроке. В результате каждый ученик 6 класса получает представление о значении фразеологизмов в нашей речи, получает практические навыки их использования.