Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.01.2025г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка нетрадиционного урока русского языка в 6 классе "Путешествие в страну Фразеологию"

Дата публикации: 2018-02-11 08:56:32
Статью разместил(а):
Ермилова Ирина Сергеевна

Разработка нетрадиционного урока русского языка в 6 классе

 "Путешествие в страну Фразеологию"

Автор: Ермилова Ирина Сергеевна 

МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговского района Республики Марий Эл

 

Цель: Пополнение  словарного запаса шестиклассников фразеологическими оборотами

Задачи:

1. Образовательные: расширить знания о фразеологизмах, их источниках;

2. Развивающие: развивать навыки устной речи, познавательный интерес к лингвистике;

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к процессу познания, чувство взаимопомощи.

Универсальные учебные действия:

Личностные: пользоваться на уроке правилами поведения, общими для всех учеников класса; строить отношения с одноклассниками на основе сотрудничества; вырабатывать свои собственные мировоззренческие позиции;

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе изученного материала; формулировать проблему урока; выявлять причинно-следственные связи;

Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, в различных источниках; работать с различными источниками информации; представлять информацию в рисунках; делать аналитические выводы; Коммуникативные: формировать умение полно и точно выражать свои мысли; излагать свое мнение и слышать других; осознанно использовать речевые средства.

План урока

 Организация. Слово учителя  (3 минуты)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир истории, литературы и русского языка. А поможет нам в этом легендарный Одиссей. Давайте вспомним, кто такой Одиссей?  Куда отправился он, когда окончилась Троянская война? Помогите герою быстрее попасть на родину. Для этого выполним несколько заданий…

Этап № 1 (6 минут)

Чтобы попасть на корабль вместе с Одиссеем, отгадаем Загадки…

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают очень доверчивые и любопытные (уши).

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит (ветер).

 Вы только что столкнулись с фразеологизмами. Определите проблему урока.

Что это за выражения? Для чего они нужны? Как они появляются в нашем языке?

Этап № 2 (7 минут)

Довелось Одиссею проплывать между Скиллой и Харибдой. Что означает это выражение? Чтобы проскочить между чудовищами, продолжи фразеологизмы (поговорки).

1. Волков бояться… 2. Нет дыма… 3. Куй железо… 4. На безрыбье и … 5. Не гордись званием, а… 6. Знает кошка… 7. Не было ни гроша… 8. Под лежачий камень ... 9. Не спрашивай старого, а спрашивай …   10. Взялся за гуж… 11. Близок локоток… 12. Старый друг… 13. Что посеешь…

 Этап № 3 (7минут)

Мы плывем возле острова Сирен. Какая опасность подстерегает Одиссея? Для того чтобы благополучно миновать остров, подбери фразеологизм к рассказу:

1. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починит. Как можно его назвать? (мастер на все руки, золотые руки)

2. Только что мы говорили о Викторе, а он тут как тут пришел. Что говорят в таком случае? (легок на помине)

3. Вадим немногословен. Он говорит не часто, но очень точно. Его слова всегда «Бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко, не в бровь, а в глаз)

4. Дима напроказничал, но сумел остаться безнаказанным, уклонился от наказания. Как об этом говорят? (вышел сухим из воды)

Физкультминутка (3 минуты)

Этап № 4 (6 минут)

Напомните, что произошло с Одиссеем на острове циклопов? Кто такой Полифем? Поможем Одиссею выбраться из пещеры, поиграем в игру «Четвертый лишний». В каждой из строк найдите четвертый лишний фразеологизм. Объясните, почему он лишний, что  он означает? Составь предложение с фразеологизмом  (самостоятельная работа)

1. Хоть пруд пруди; кот наплакал; тьма – тьмущая; яблоку негде упасть.

2. Во все лопатки; сломя голову; черепашьим шагом; в мгновение ока.

3. Слово в слово; тютелька в тютельку; вилами на воде написано; комар носа не подточит.

4. Попасть впросак; попасть в переплет; попасть на седьмое небо; попасть в переделку.

5. В двух шагах; рукой подать; за тридевять земель; быть под боком.

Взаимопроверка работ

Этап № 5 (10 минут)

Вспомните, что происходило в доме Одиссея, пока его не было. Помогите его жене Пенелопе выгнать назойливых женихов из дома. Попробуем устроить в доме Одиссея картинную галерею. Сделайте шуточный рисунок по фразеологизму.

1. Папа с головой окунулся в работу

2. Дело в шляпе

3. Аня плачет в три ручья

4. У Саши глаза разбежались

5. Иван работал спустя рукава

6. У Миши семь пятниц на неделе

7. Петя на седьмом небе от счастья

8. У Тани денег куры не клюют

9. На Соне лица нет

10. Соседка уже час висит на телефоне

Этап № 6 (3 минуты)

Наше путешествие благополучно завершилось, Одиссей с вашей помощью попал домой. А мы подведем итоги:

1.      Что такое фразеологизмы?

2.      Для чего они нужны?

3.      Как они попадают в наш язык?

4.      Что нового вы узнали на уроке?

Характеристика урока:

1. Применяемые  на уроке образовательные технологии, обоснование их использования:

 1–4 этапы урока: технология коллективной мыслительной деятельности, технология личностно – ориентированного обучения; 5 этап урока: технология модерации.  Технология коллективной мыслительной деятельности учит работать в коллективе; технология личностно-ориентированного обучения, технология модерации помогает организовать творческую работу детей.

 2. Основной дидактический метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;  частные     методы     и     приемы: словесный, наглядный;

3.  Указание   отобранных   средств обучения,      обоснование      их применения:

·         ФГОС   М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч.- М.: Просвещение, 2016.

·         О.Д.Ушакова «Почему так говорят» фразеологический словарик школьника, Санкт-Петербург, 2007, Издательский дом ЛИТЕРА

·         Компьютерная презентация к уроку «Путешествие в страну Фразеологию»

·         Карточки для самостоятельной работы «Найди лишний фразеологизм».

5. Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории: корректировку основных умений провожу в зависимости от контингента класса. Данный вариант урока разработан для класса с повышенной мотивацией к учению. В классе с пониженной мотивацией этап № 4 игра «Четвертый лишний» выполняется коллективно, под руководством учителя. Обучающиеся с высокой мотивацией к учению готовят сообщения об истории происхождения отдельных фразеологизмов и выступают с ними на следующем уроке. В результате каждый ученик 6 класса получает представление о значении фразеологизмов в нашей речи, получает практические навыки их использования.

.  .  .

technologi.site
technologi.site