Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Акула»

Дата публикации: 2018-02-08 20:36:21
Статью разместил(а):
Наволенко Галина Яковлевна

Знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Акула»

Автор: Наволенко Галина Яковлевна


Цель урока: развитие читательских умений. 
Задачи: 

- познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность;
- работать над осознанностью чтения, развитием читательских умений;
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Используемые приёмы: корзина понятий, кластер, приём «Предположение», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Мозговая атака», «Перекрёстная дискуссия», рефлексия.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, толковый словарь Ожегова,  энциклопедия «Мир моря», карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря».
                                                         Ход урока.
 Стадия вызова:
Учитель: Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).


Учитель: Что вы знаете об этом животном? (Ответы детей). 
Учитель: Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).
Приём «Корзина понятий».
Учитель: Кто изображен на слайде? (Л. Н.Толстой) 

 
Учитель: Что вы знаете об этом писателе?
По ответам детей происходит заполнение «Кластера». 

 
Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула»).
Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).
Учитель: Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать  произведение, рассуждать, развивать речь, обогащать словарный запас, размышлять над поступками и действиями героев).
Приём «Предположение».
Учитель: Литературное произведение называется «Акула». Сформулируйте для себя, о чём пойдёт речь в тексте? Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа? (Дискуссия детей).
- Какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападёт на людей; человек убьёт акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу). Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
Лексическая работа:
Учитель: В рассказе есть незнакомые вам слова. Где можно найти их значение?

(В «Толковом словаре»). Работа по группам и в паре.
Два ученика ищут значение слова «артиллерист»  в «Толковом словаре».
(Остальные дети работают в группах, находят значение данных слов в виде теста).
Учитель: Найдите правильное объяснение значения слов.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов; горящая свеча; подставка для огня.
Ропот – громкие крики; неясный шум, негромкие звуки; ссора.
Артиллерист – солдат; солдат, стреляющий из пушки; капитан корабля.
Учитель: Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов. 

 
Стадия осмысления. Приём «Чтение с остановками».
Учитель читает текст рассказа под звучание аудиозаписи «Звуки моря».
Чтение 1 части (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».)
Первая остановка. Приём «Дерево предсказаний». 

 
Групповая работа. - Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?

- Вы получили новую информацию. 
2.Чем закончится рассказ? 
Дети обмениваются идеями, заполняют «Дерево предсказаний».
- Какие предсказания получились? (Ответы детей, по 1 ученику от группы).
Продолжение чтения текста рассказа учителем до конца.
Вторая остановка. Приём «Мозговой штурм».
Учитель: Правильно ли вы предположили содержание рассказа? (Ответы по «Дереву предсказаний»). Спросите о том, что не поняли?
Учитель: О чём это произведение? ( О любви отца к сыну, о том, как важно сделать правильный выбор в трудной ситуации).
Учитель: От чьего имени идет повествование? (От лица автора).
Учитель: Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).
Учитель: Было ли вам страшно? ( Да, когда акула поплыла к детям).
Учитель: Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надёжности? (Дельфин).
Динамическая пауза.
Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.
Учитель: Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? («Наш корабль стоял на якоре у берега Африки.  День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топлённой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары»).
Учитель: Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
(«Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море»). 
Учитель: Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? («Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: -Не выдавай! Понатужься!»).
Учитель: Когда артиллериста охватил страх? ( «Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков»). 
Учитель: Какие чувства испытывал отец мальчика? ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)
Учитель: Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
(«Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов»).
Учитель: Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? («Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны»).
Учитель: Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 
( Он сделал всё, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков).
Учитель: Какие чувства он испытал в этот момент? (Чувство страха, горя).
Учитель: Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние).

Учитель: Подберите заголовки к абзацам (ответы учащихся).

Учитель: Прочитайте вопросы  к тексту. Отметьте знаком «+» своё согласие и знаком «-» несоответствие вопроса содержанию текста. Какого вопроса ,по вашему, не хватает? В какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет?
Работа над сюжетом произведения. Восстановление последовательности событий  рассказа.
Учитель: Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.
1.Купальня в парусе.
2.Мальчики в открытом море.
3.Акула.
4.Выстрел.
5.Дети спасены.
Работа по композиции рассказа.
Учитель: Вспомните композицию литературного произведения. 

 
Учитель: Расскажите о  завязке сюжета? («Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»).
Учитель: Как дальше развивались события? (  Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке).
Учитель: Кульминация рассказа. ( Выстрел из пушки).
Учитель:  Какова развязка сюжета? ( Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).
Перекрёстная дискуссия:
Аргументы за -
Аргументы против -
Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?                                                        

2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что матросы  могли спасти мальчиков?
5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?
Итог. Рефлексия.
Учитель: Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).
Учитель: О чём хотел сказать нам писатель своим произведением?
(О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).
Учитель: Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).
Учитель: Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).

Учитель: Выразите своё отношение к тексту.

- Я узнал -; запомнил -; научился -; поучительно -; расскажу дома -;

- Урок привлёк меня -; показался интересным -; взволновал, заставил задуматься -; навёл на размышление -.
Домашнее задание по выбору: 
Творческий пересказ от лица мальчика;
Составить «синквейн» со словом «артиллерист».
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

.  .  .