Моделирование электроприводов постоянного тока
Моделирование электроприводов постоянного тока с п и пи – регуляторами скорости и однофазным полностью управляемым тиристорным преобразователем
Авторы: Лебедева Валентина Васильевна
и Шитик Татьяна Вацлавовна
Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ»
АННОТАЦИЯ: Статья предназначена для сравнения применения регуляторов c П и ПИ- регуляторами скорости. ПИ-регулятор является одним из наиболее универсальных регуляторов. Фактически ПИ-регулятор – это Регулятор с дополнительной интегральной составляющей. И- составляющая, дополняющая алгоритм, в первую очередь нужна для устранения статической ошибки, которая характерна для пропорционального регулятора. По сути, интегральная часть является накопительной, и таким образом позволяет осуществить то, что ПИ-регулятор учитывает в данный момент времени предыдущую историю изменения входной величины.
Цель работы: изучение принципа действия, статических и динамических свойств тиристорного электропривода CП и ПИ – регуляторами скорости.
Ключевые слова: Принцип действия электропривода, выходное напряжение, моделирование электроприводов, статическая ошибка.
Описание исследуемых электроприводов.
Здесь – сопротивление и ток якорной цепи;
угловая скорость вала двигателя;
момент нагрузки;
электромагнитная постоянная времени;
конструктивный коэффициент;
заданная скорость двигателя;
передаточная функция регулятора скорости;
в случае П – регулятора;
в случае ПИ – регулятора;
ТП – тиристорный преобразователь. Структурная схема ТП приведена на рисунке 2.
Она состоит из системы импульсно-фазового управления (СИФУ) и силовой части. Назначение СИФУ – преобразование входного непрерывного напряжения управления в угол управления, отсчитываемого от момента естественного отпирания тиристоров.
Силовая часть однофазного полностью управляемого тиристорного преобразователя приведена на рисунок 3.
Временные диаграммы работы ТП в режиме непрерывных токов приведена на рисунке 4.
Здесь – угол управления,
угол проводимости тиристоров.
Среднее значение выходного напряжения за период.
где – амплитуда выходного напряжения вторичной обмотки силового трансформатора.
Отсюда видно, что для осуществления пропорциональной зависимости между напряжением управления и величиной необходимо обеспечить: при угол управления должен быть , при величина . Такое соотношение между и можно выполнить применением ГЛИН с формой выходного напряжения , показанной на рисунке 5.
Определим связь между углом управления и напряжением управления:
Формирование импульса напряжения, открывающего тиристор, происходит, когда
Решая (2) относительно, получим
Тогда, с учетом (1), окончательно получим
Возможна грубая линеаризация нелинейной характеристики. В этом случае принимают ... где (5)
– коэффициент передачи ТП.
Найдем амплитуду выходного напряжения вторичной обмотки трансформатора, необходимую для обеспечения вращения вала двигателя в заданном диапазоне скорости и момента сопротивления. Тогда среднее значение за период выходного напряжения ТП:
Это напряжение обеспечиваются минимальным углом управления:
Результат расчета зависит от интуиции проектировщика (удачного выбора ).
Необходимо учитывать, что тиристоры ТП могут открыться, только если величина напряжения сети больше противо-ЭДС двигателя.
Поэтому величину, рассчитанную на основании (7), необходимо проверить на выполнение условия.
Возможен расчет без предварительной оценки величины.
Учитывая (7), (9) и получим: (10)
Выражение позволяет определить амплитуду выходного напряжения вторичной обмотки трансформатора, достаточную для обеспечения вращения вала двигателя со скоростью и момента сопротивления.
Моделирование исследуемых электроприводов на ЭВМ производится с помощью программного пакета «СИМТЕХ». Структурная схема привода с П – регулятором приведена на рисунке 7.
Система импульсно-фазного управления (СИФУ) состоит из блоков 20-29. Выходное напряжение генератора линейно изменяющегося напряжения (блок 21) сравнивается с напряжением управления (блок 19) в сумматоре 22, выходной сигнал которого приведен на рисунок 8. Одновибратор 23 формирует короткий импульс в момент перехода входного напряжения из отрицательной области в положительную. Этот импульс поступает на вход элемента И (блок 5). Синусоидальный генератор (блок 6) имитирует вторичную обмотку силового трансформатора, выходное напряжение которого с помощью реле (блок 4) преобразуется в последовательность прямоугольных импульсов.
Эти импульсы подаются на второй вход элемента И (блок 5). В момент совпадения входных импульсов на выходе блока 5 формируется импульс, который устанавливает триггер 3 в единичное состояние. Последний замыкает контакты реле 8 через которые напряжение со вторичной обмотки трансформатора (блок 6) подается на якорь двигателя (блок 10). Ток якоря инвертируется блоком 11. В момент перехода напряжения блока 11 из отрицательной области в положительную (он соответствует уменьшению тока якоря до нуля) одновибратор 12 формирует короткий импульс, который подается на первый вход элемента И (блок 1). На второй вход блока 1 поступает выходное напряжение триггера 3. Поскольку оба сигнала находятся в единичном состоянии, на выходе блока 1 формируется импульс, который сбрасывает триггер 3 в нулевое состояние. Последний размыкает контакты реле 8, что соответствует закрытому состоянию тиристоров преобразователя.
Список литературы:
1. Михайлов О.П. Автоматизированный электропривод станков и промышленных роботов. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Зимин Е.Н., Яковлев В.И. Автоматическое управление электроприводами. – М.: Высшая школа, 1979.
3. Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. В.А. Елисеева.