Совершенствование содержания организационных форм и методов образовательного процесса
Совершенствование содержания организационных форм и методов образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Автор: Янчевская Светлана Михайловна
МБОУ «СОШ № 16» ИГО СК
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
(педагогическая истина)
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса
Актуальными направлениями такого комплексного сопровождения являются: научно-методическое, организационное, информационное.
Почему мы говорим об организационно-методическом сопровождении? Организационно-методическое сопровождение – это правильно организованные действия по введению стандартов в школе, это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого была проведена диагностика на основе анкет «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», «Готовность к введению ФГОС», анкета для учителей, работающих по ФГОС.
Выявленные проблемы:
· многие учителя имеют только общее представление о ФГОС;
· учителя затрудняются планировать образовательный процесс и учебные занятия разных типов;
· многие учителя с трудом понимают, как должно происходить обеспечение учащихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода;
· требования ФГОС по развитию УУД ставят перед учителем задачу разнообразить урочную деятельность, что, в свою очередь, требует дополнительной подготовки учителя уже не только в рамках предмета, но и в организации метапредметной деятельности
А еще, как вы знаете, многие учителя испытывают значительные затруднения в перестройке самих себя. Легче всегда научить, чем переучить.
С учетом проблем была проведена корректировка плана методической работы и продуман блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Мероприятия по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС
Педсоветы:
• Системно - деятельностный подход в УВП школы как основа внедрения ФГОС .
• Современный урок в контексте требований ФГОС. Методические основания проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС.
• Повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе использования современных педагогических технологий.
• Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
• Преемственность формирования и развития универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
• Портфолио как инструмент образовательных достижен
Еще один важный момент – это проблема преемственности в обучении. С самого начала перехода на ФГОС ООО необходима совместная работа методической службы НОО и ООО по выработке общей стратегии в выборе УМК, в выборе направлений дополнительного образования.
Выявление, распространение актуального педагогического опыта через
ü проведение предметных декад
ü методического месячника
Основой научно-методического сопровождения внедрения новых Стандартов следует считать формирование, выявление, распространение актуального педагогического опыта, публикации в сборниках, создание методических пособий, повышение квалификации педагогического коллектива практико-ориентированной направленности, оформление банка методических разработок.
В этот период необходима прежде всего мотивационная и методическая готовность учителей школы.
Почему так важно проведение довольно большого количества разнообразных форм работы с педколлективом по повышению их компетентности в вопросах по внедрению стандартов? Как показывает практика, учителя с трудом перестраиваются на новые требования, сами они без руководства к действию, не будут изучать методическую литературу. Помните, что научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Решение многих проблем в реализации ФГОС нового поколения современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса
Индивидуальный план профессионального развития учителя:
· изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
· разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
· обобщение собственного опыта педагогической деятельности
· участие в системе школьной методической работы
· обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
· руководство повышением квалификации других учителей
· работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС , оценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения.» Чарльз Дарвин
Таким образом, организация методического сопровождения ФГОС через создание системы развития базовых компетенций педагогов обеспечивает профессиональную готовность педагогических работников к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.
Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Наталья Чернова
(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость»).
Уроки бабочки
· Я просила сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильной.
· Я просила мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
· Я просила богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я могла работать.
· Я просила возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевала.
· Я просила любви… А жизнь дала мне людей, которым я могла помогать в их проблемах.
· Я просила благ… А жизнь дала мне возможности.
· Я ничего не получила из того, о чем просила.
· Но я получила все, что мне было нужно.
Если бы нам было позволено жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы нежизнеспособны. Жизнь дает нам трудности, чтобы сделать нас сильными.