Работа с материалами матричного характера на уроках химии
Работа с материалами матричного характера на уроках химии
Автор: Чеканов Юрий Николаевич
учитель биологии и химии МБОУ "СОШ № 180", г. Новосибирск
Каждому ученику выдается карточка-матрица, содержащая все варианты тренировочных заданий. Получив карточку, ученик узнает из нее номер своего варианта (его можно отметить звездочкой или цветом), просматривает соответствующий перечень заданий, например, формул веществ или уравнений реакций.
Работу с данным дидактическим материалом можно проводить различным образом: в форме графического, цифрового диктанта (для этого ряды записей пронумерованы), в виде письменной работы или беседы с учащимися.
В случае беседы учащиеся получают одно общее задание и по очереди отвечают на вопросы по всем вариантам. Весь класс следит за ответом, и при наличии ошибок учащиеся поднимают руки. При этом в работу включаются все ученики, а не только работающие по одному варианту.
Матрица "Классы неорганических соединений":
№ п/п |
ВАРИАНТЫ |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
|
1 |
CuCl2 |
CO2 |
H2S |
SO3 |
Al2O3 |
NaBr |
2 |
BaSO4 |
KOH |
ZnCl2 |
Mg(OH)2 |
Zn(NO3)2 |
MgO |
3 |
HBr |
Ca(OH)2 |
HI |
N2O5 |
MgCl2 |
HNO3 |
4 |
Zn(OH)2 |
HCl |
CaO |
NaOH |
BaO |
CO2 |
5 |
CaO |
FeCl3 |
H2CO3 |
CaCl2 |
HF |
ZnSO4 |
6 |
P2O5 |
H3PO4 |
CuO |
Ba(OH)2 |
SO2 |
HgO |
7 |
Hg(OH)2 |
SiO2 |
MgSO2 |
NaNO3 |
KOH |
HCl |
8 |
Fe2O3 |
KNO3 |
Al(OH)3 |
KBr |
H2SiO3 |
Ca(OH)2 |
9 |
H2SO4 |
Cu(OH)2 |
PbS |
H2SO3 |
Fe(OH)3 |
K3PO4 |
10 |
AgCl |
Li2O |
Ag2O |
Cu2O |
H2SO4 |
Cr(OH)3 |
Вопросы и задания для учащихся к матрице (вариант 1)
1. Выберите из каждого варианта оксиды.
2. Укажите оксиды металлов и неметаллов.
3. Какие вещества относятся к классу кислот? Дайте им названия.
4. Назовите одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты.
5. Укажите заряд ионов кислотных остатков выбранных кислот.
6. Назовите соли.
7. Какие основания указаны в вашем варианте?
8. С какими из веществ вашего варианта будет реагировать соляная кислота гидроксид натрия, цинк и др.)?
Список вопросов и заданий к данной матрице можно продолжить в соответствии с содержанием уроков.
Вопросы и задания к матрице (вариант 2)
1. Изучите формулы веществ, представленные в вашем варианте.
2. Выберите из перечня веществ формулы бинарных соединений; определите валентность каждого элемента в них.
3. Выберите среди веществ оксиды; дайте им названия; укажите степени окисления всех элементов. К какой группе оксидов относятся выбранные вещества - к оксидам металлов или оксидам неметаллов?
4. Составьте уравнения реакций получения указанных в варианте оксидов из соответствующих простых веществ.
5. Укажите, какие из оксидов в данном варианте растворимы в воде. Составьте уравнения химических реакций взаимодействия данных оксидов с водой.
6. Выберите из перечня веществ кислоты; дайте им названия; укажите заряд иона кислотного остатка; определите, какой является каждая кислота - одноосновной, двухосновной или трехосновной, бескислородной или кислородсодержащей.
7. Дайте названия солям, соответствующим выбранным кислотам.
8. Установите, с какими из оксидов, указанных в вашем варианте, взаимодействуют выбранные кислоты; составьте уравнения соответствующих реакций.
9. Выберите из перечня веществ формулы солей; дайте им названия.
10. Составьте одно-два уравнения реакций, в которых получались бы данные соли.
11. Выберите из перечня веществ основания. Какой признак берется за основу выбора?
12. Каков заряд иона металлов в выбранных основаниях?
13. Растворимы ли выбранные основания в воде?
14. С какими из оксидов, указанных в варианте, взаимодействуют выбранные основания? Составьте уравнения соответствующих реакций.
15. Какие оксиды соответствуют выбранным основаниям?
16. Можно ли получить выбранные из перечня основания растворением соответствующих оксидов в воде? В нужных случаях напишите уравнения реакций.
17. Составьте уравнения реакций, возможных между кислотами и основаниями, указанными в варианте.
Какие химические реакции возможны между веществами, указанными в вашем варианте? Напишите уравнения.