Безударные падежные окончания существительных единственного числа
Безударные падежные окончания существительных единственного числа
Русский язык 4 кл.
Цель: знакомство с новой орфограммой и овладение способом ее проверки.
Планируемые результаты.
Предметные:
-знать название новой орфограммы;
- на основе анализа, сравнения, обобщения лексического материала выведение алгоритма проверки безударных падежных окончаний;
- уметь определять условия проверки падежного окончания.
Личностные:
- осознать личную значимость изучения орфограммы для грамотного письма;
- возникновение потребности прийти на помощь однокласснику в случае затруднений,
- самооценка собственных действий и достижений.
Метапредметные:
- самостоятельная постановка целей урока;
- самостоятельное построение речевого высказывания по поводу способов решения проблемы;
- самостоятельное определение способов решения и формулирование алгоритма действий;
- коллективное обсуждение способов действий.
1. Запись числа в тетради. Минутка чистописания.
- Сегодня у нас новая сложная и очень важная тема. Прежде чем к ней перейдем, отработаем красивое письмо, а заодно проведем «мозговую» тренировку.
На доске слова с пропущенными буквами: праз ник, ст лица, сер дце, ур жай, ч нил, с бака,
н зина, звез ный, л цо.
- Назовите буквы, которые будем писать. Прописывают их целую строчку (о-и-д)
Предложите, как с помощью этих букв разделить слова на несколько групп. Определите основание классификации (по орфограммам: д- непроизносимая согласная, и- проверяемая безударная гласная в корне, о-непроверяемая безударная гласная)
2. Мотивация на изучение нового материала.
- Представьте, что вы сделали подарок маме и хотите на упаковке написать «Моей дорогой маме». Напишите это предложение в тетради. Спрашиваю, кто какую букву написал в конце слова «маме». Если даже все написали верно, спрашиваю: «Вы уверены, что не может быть буква и? А может быть неважно, какую написать, ведь мама не учитель, может и проверять не будет».
Приходим к мысли, что в другом случае может оказаться не мама, а чужой человек и будет стыдно за свою безграмотность.
3. Постановка цели урока.
Коммуникативное учебное задание (УЗ №1) раздается всем на карточках.
Письмо с «дыркой» не означает «дырка в голове». Когда сомневаешься, какую букву написать в слове, не нужно писать наугад. Лучше остановиться и даже не дописывать слово! Потом подумать, найти в словаре, спросить у знающих. Иначе неверное написание может отложиться в памяти на всю жизнь.
Вставь буквы в тех словах, где точно уверен: хле__, с—сна, грус—ный, к мам--. При возникновении затруднения сформулируй и запиши его причину на линии: __________________________________________________________________ Озвучь причину классу. (Возможные ответы: не знаем правила, незнакомая орфограмма, не смогли подобрать проверочное слово, не умеем проверять гласные в конце слов)
|
- Исходя из этого затруднения, сформулируйте цель урока. Ожидаемый ответ: «Мы должны познакомиться с какой-то новой орфограммой». Если не скажут, прошу объяснить, как вставляли остальные буквы и обобщить, почему это было легко (знакомые орфограммы).
- Так почему же здесь сложно? (Не знают орфограмму, отсюда и цель.)
4. Определение темы.
- Как называется эта орфограмма? ( безударная гласная). Но мы же умеем проверять безударные гласные, а здесь все же не смогли проверить.
Предлагаю следующее УЗ №2 (когнитивное).
Определяем тему урока = орфограмму. Бывают разные, но похожие орфограммы.
Вставь пропущенные буквы, а рядом в скобках записывай проверочные слова. Сл—за ( ), х—дить ( ), сн—гирь ( ), к мам—( ). Обобщи условия написания букв, не вызвавших затруднений, запиши их ниже. ___________________________________________________________________ Сделай вывод, какому условию не соответствует орфограмма в последнем слове. (Она не в корне) Запиши, как бы ты назвал её__________________________________________________ |
Обобщаем выводы учеников и получаем результат-тему: безударная гласная в окончаниях существительных.
- Уточните цель урока. (Узнать способ проверки безударных гласных в окончаниях и научиться им пользоваться).
Физминутка+ развитие слухового внимания и морфемного анализа.
Если услышите слово с безударной гласной в корне, присядьте, если не в корне, наклонитесь вперед-назад (иногда предлагаю без этой орфограммы): следы, подвал, снег, кружочек, вьёт, волосок, прибил, края.
5. Поиск способов достижения цели.
- Выполните мини-проект – «Определение гласной в слове «к мам- » (работа в мини группах по 3-4 человека)
Вам пригодятся следующие условия и данные: (Вывожу их на экран)
1) Склонение и падеж ;
2) Основной закон проверки безударных гласных !!!;
3) Существенное одно из слов: к бабушке, к земле, от земли, к ели (дерево)
Если возникнут на каком-то этапе затруднения, снова возвращайтесь к ним.
Презентуйте найденный способ.
Примерные рассуждения детей ( С возможными обращениями к учителю за незначительными подсказками, если совсем не могут):
- К мам- 1скл., Д.п.
- Надо проверить, поставив в ударную позицию. Но как подобрать проверочное слово для окончания пока не знаем.
- Даны слова. Попробуем и у них определить склонение и падеж :
к бабушке -1скл., Д.п;
к земле – 1 скл., Д.п.;
от земли – 1 скл., Р.п.;
к ели – 3 скл., Д.п.
- Видим два совпадения в склонении и падеже (к бабушке, к земле), но в условии – одно слово существенное. Поставим ударение - полное совпадение со словом «к земле». Видимо и в слове
« к маме» надо писать е.
- Это верные рассуждения. Так можно проверить любую безударную гласную в окончаниях существительных.
По одному представителю от группы дают оценку их работы.
« Мы справились с поставленной задачей полностью /частично рассуждали верно; сами/прибегали к помощи учителя (в чем); мы учли/не учли, что… и поэтому оцениваем работу группы так…
- Еще поработаем в группах, чтобы сформулировать алгоритм проверки данной орфограммы. (Пишут его крупно на листе А 4 фломастерами. Все варианты вывешиваем на доску, озвучиваем, обобщаем. Вывожу общий алгоритм на экран:
Проверка безударных окончаний существительных:
1. Определяю склонение и падеж;
2. Подбираю проверочное слово с такими же данными, но с ударным окончанием;
3. В проверяемом слове пишу такое же окончание.
6. Применение общего способа решения на конкретных примерах.
Выполнение рефлексивного УЗ №3 (раздаю каждому карточку)
Слышал звон, а знаешь ли где он? Если активно участвовал в поисках решения, то сможешь воспользоваться выведенным алгоритмом. Прочитай проверяемые слова: от матер- , о Кост- , у бабушк- . Найди из следующего набора слов, проверочные для данных: об автомобиле, от печи, на столе, от земли, на земле. Соотнеси линиями каждое проверяемое слово с его проверочным. Докажи это соотнесение, подписав над каждым словом из пары условия из алгоритма. Проверь себя по ключу (возьми у учителя), Оцени по критериям: Верно определены проверочные слова – по 1 баллу за слово; Верно вставил все гласные в окончаниях – по 1 баллу за слово; Верно определил в каждой паре слов падеж и склонение – по 2 балла; Итого 12 баллов. Поставь себе оценку_______ Напиши, в чем больше всего затруднился__________________________________________
|
- Подумайте, нужно ли теперь при определении окончаний существительных всякий раз придумывать проверочные слова с ударными окончаниями.
Привести к выводу о том, что мы уже подобрали такие слова для каждого склонения в УЗ № 3. Их надо просто запомнить и пользоваться.
Проверяем 1 скл. словом земля, 2 скл- стол, 3 скл. –печь. Добавляем данный вывод в алгоритм.
- Двое желающих оцените работу на уроке лично для себя с точки зрения достижения цели.
7. Данная работа проводится на уроке при наличии времени или обязательно на следующем уроке.
Склоняют слово печь и приходят к выводу, что в 3 скл. вообще не бывает окончания е. Это упрощает работу при проверке (не нужно подставлять в определенный падеж).
8. Домашнее задание.
- Запомнить алгоритм;
-Выбрать задание с разным уровнем сложности:
А) (задание попроще) определите у слов (яблоня, ветер) склонение, подберите из алгоритма проверочные слова и просклоняйте их.
Б) Просклонять данные слова (лошадка, лошадь, конь) в таком порядке:
- его падежные формы не имеют буквы е в окончаниях,
- его окончания можно проверить по слову окно,
- его окончания можно проверить по слову мечта.