Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Безударные падежные окончания существительных единственного числа

Дата публикации: 2018-01-31 11:08:18
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Безударные падежные окончания существительных единственного числа

Русский язык 4 кл.

Цель: знакомство с  новой орфограммой и овладение способом ее проверки.

Планируемые результаты.

Предметные:

-знать название новой орфограммы;

- на основе анализа, сравнения, обобщения лексического материала выведение алгоритма  проверки безударных падежных окончаний;

- уметь определять условия проверки падежного окончания.

Личностные:

- осознать личную значимость изучения орфограммы для грамотного письма;

- возникновение потребности прийти на помощь однокласснику в случае затруднений,

- самооценка собственных действий и достижений.

Метапредметные:

- самостоятельная постановка целей урока;

- самостоятельное построение речевого высказывания по поводу способов решения проблемы;

- самостоятельное  определение способов решения и формулирование  алгоритма действий;

- коллективное обсуждение способов действий.

 

1.  Запись числа в тетради. Минутка чистописания.

- Сегодня у нас новая сложная и очень важная тема. Прежде чем к ней перейдем, отработаем красивое письмо, а заодно проведем «мозговую» тренировку.

На доске слова с пропущенными буквами: праз  ник, ст  лица, сер  дце, ур  жай, ч  нил, с  бака,

 н  зина, звез  ный, л  цо.

- Назовите буквы, которые  будем писать. Прописывают их целую строчку (о-и-д)

Предложите, как с помощью этих букв разделить слова на несколько групп. Определите основание классификации (по орфограммам: д- непроизносимая согласная,  и- проверяемая безударная гласная в корне, о-непроверяемая безударная гласная)

2. Мотивация на изучение нового материала.

- Представьте, что вы сделали подарок маме и хотите на упаковке написать «Моей дорогой маме». Напишите  это предложение  в  тетради. Спрашиваю, кто какую  букву написал в  конце слова «маме». Если даже все написали верно, спрашиваю: «Вы уверены, что не может быть буква и? А может быть неважно, какую написать, ведь мама не учитель, может и проверять не будет».

Приходим к  мысли, что в другом случае может оказаться не  мама, а чужой человек и будет стыдно за свою  безграмотность.

3. Постановка цели урока.

 Коммуникативное учебное задание (УЗ №1) раздается всем на карточках.

Письмо с «дыркой» не означает «дырка в голове». Когда сомневаешься, какую букву написать в слове, не нужно писать наугад. Лучше остановиться и даже не дописывать слово! Потом подумать, найти в словаре, спросить у знающих. Иначе неверное написание может отложиться в  памяти на всю жизнь.

 

Вставь буквы  в тех словах, где  точно уверен:  хле__, с—сна, грус—ный, к мам--.

При возникновении затруднения сформулируй и запиши его причину на линии: __________________________________________________________________

Озвучь причину классу. (Возможные ответы: не знаем правила, незнакомая орфограмма, не смогли подобрать проверочное слово, не умеем проверять гласные в конце слов)

 

-  Исходя из этого затруднения, сформулируйте цель урока. Ожидаемый ответ: «Мы должны познакомиться с какой-то новой  орфограммой». Если не скажут, прошу объяснить, как вставляли остальные буквы и обобщить, почему это было легко (знакомые орфограммы).

- Так почему же здесь сложно? (Не знают орфограмму, отсюда и цель.)

4. Определение темы.

- Как называется эта орфограмма? ( безударная гласная). Но мы же умеем проверять безударные гласные, а здесь все же не смогли проверить.  

Предлагаю следующее УЗ №2 (когнитивное).

Определяем тему урока = орфограмму. Бывают разные, но похожие орфограммы.

 

Вставь пропущенные буквы, а рядом в скобках записывай проверочные слова.

Сл—за (                       ), х—дить (                 ), сн—гирь (                ), к мам—(                        ).

Обобщи  условия написания букв, не вызвавших затруднений, запиши их ниже.

___________________________________________________________________

Сделай вывод,  какому условию не соответствует орфограмма в последнем слове. (Она не в корне)

Запиши, как бы ты назвал её__________________________________________________

Обобщаем выводы учеников и получаем результат-тему: безударная гласная в окончаниях существительных.

-  Уточните цель урока. (Узнать способ проверки безударных гласных в окончаниях и научиться им пользоваться).

                     Физминутка+ развитие слухового внимания и морфемного анализа.

Если услышите слово с безударной гласной в корне, присядьте, если не в корне, наклонитесь вперед-назад (иногда предлагаю без этой орфограммы): следы, подвал, снег, кружочек, вьёт, волосок, прибил, края.

5.  Поиск способов достижения цели.

- Выполните  мини-проект – «Определение гласной в слове «к мам- »  (работа в мини группах по 3-4 человека)

Вам  пригодятся следующие условия и данные: (Вывожу их на экран)

1)      Склонение и падеж ;

2)      Основной закон проверки  безударных гласных !!!;

3)      Существенное одно из слов: к бабушке, к земле, от земли, к ели (дерево)

Если возникнут на каком-то этапе затруднения, снова возвращайтесь к ним.

Презентуйте найденный способ.

Примерные рассуждения детей ( С возможными обращениями к учителю за незначительными  подсказками, если совсем не могут):

- К мам-  1скл., Д.п.

- Надо проверить, поставив в ударную позицию. Но как подобрать проверочное слово для окончания пока не знаем.

- Даны слова. Попробуем и у них определить склонение и падеж :

к бабушке -1скл., Д.п;

к земле – 1 скл., Д.п.;

от земли – 1 скл., Р.п.;

к ели – 3 скл., Д.п.

- Видим два совпадения в склонении и падеже (к бабушке, к земле), но в условии – одно слово существенное. Поставим ударение - полное совпадение со словом «к земле». Видимо и в слове

 « к маме» надо писать е.

 - Это верные рассуждения. Так можно проверить любую безударную гласную в окончаниях существительных.

По одному представителю от группы дают оценку  их работы.

« Мы справились с поставленной задачей полностью /частично рассуждали верно; сами/прибегали к помощи учителя (в чем); мы учли/не учли, что… и поэтому оцениваем работу группы так…

- Еще поработаем в группах, чтобы сформулировать  алгоритм  проверки данной орфограммы. (Пишут его крупно на листе А 4 фломастерами. Все варианты вывешиваем на доску, озвучиваем, обобщаем. Вывожу общий  алгоритм на экран:

Проверка безударных окончаний существительных:

1.      Определяю склонение и падеж;

2.      Подбираю проверочное слово с  такими же данными, но с ударным окончанием;

3.      В проверяемом слове пишу такое же окончание.

 

6.  Применение общего способа решения на конкретных примерах.

Выполнение рефлексивного УЗ №3 (раздаю каждому карточку)

Слышал звон, а знаешь ли где он? Если активно участвовал в поисках решения, то сможешь воспользоваться выведенным алгоритмом.

Прочитай проверяемые слова: от матер-  , о Кост- , у бабушк-  .

Найди из следующего набора слов,  проверочные для данных:

 об автомобиле,  от печи, на столе, от земли, на земле.

 Соотнеси линиями каждое проверяемое слово с его проверочным. Докажи это соотнесение, подписав над каждым словом из пары условия из алгоритма.

Проверь себя по ключу (возьми у учителя),

Оцени по критериям:

Верно определены проверочные слова – по 1 баллу за  слово;

Верно вставил все гласные в окончаниях – по 1 баллу за слово;

Верно определил в каждой  паре слов падеж и склонение – по 2 балла;

Итого 12 баллов.

Поставь себе оценку_______

Напиши, в чем больше всего затруднился__________________________________________

 

 

- Подумайте, нужно ли теперь при определении окончаний существительных всякий раз придумывать проверочные слова с ударными окончаниями.

Привести к выводу о  том, что мы уже подобрали такие слова для каждого склонения в УЗ № 3. Их надо просто запомнить и пользоваться.

Проверяем 1 скл. словом земля, 2 скл- стол,  3 скл. –печь. Добавляем данный вывод в алгоритм.

- Двое желающих оцените  работу на уроке лично для себя с точки зрения достижения цели.

7. Данная работа проводится на уроке при наличии времени или обязательно на следующем уроке.

 Склоняют слово печь и приходят к выводу, что в 3 скл. вообще не бывает окончания е. Это упрощает работу при проверке (не нужно подставлять в определенный падеж).

8. Домашнее задание.

-  Запомнить алгоритм;

-Выбрать задание с разным уровнем сложности:

А) (задание попроще)  определите у слов (яблоня, ветер) склонение, подберите из алгоритма проверочные слова и просклоняйте их.

Б) Просклонять данные слова (лошадка, лошадь, конь) в таком порядке: 

-  его  падежные формы не имеют буквы е в окончаниях,

- его окончания можно проверить по слову окно,

- его окончания можно проверить по слову мечта.

.  .  .