Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности разработки адаптированной программы профессионального образования для лиц с ОВЗ

Дата публикации: 2018-01-23 17:01:28
Статью разместил(а):
Камерова Татьяна Ивановна

Особенности разработки адаптированной программы профессионального образования для лиц с ОВЗ

Автор: Камерова Татьяна Ивановна

мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»

с. Кожевниково, Томская область


Аннотация: Для всех очевиден тот факт, что профессиональное образование и трудоустройство лиц с ОВЗ и тем более лиц с умственной отсталостью, является одной из сложных задач нашего государства. Развитие частного бизнеса в экономике отодвигает значительную часть нашего общества, состоящую из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, в разряд безработных, не востребованных на рынке труда. В то время как трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важнейшей государственной задачей, поэтому разработка адаптированных программ профессионального образования для этой группы лиц становится все более актуальной и значимой.
Ключевые слова: адаптированная программа, профессиональное образование, лица с ОВЗ и с инвалидностью, социализация, трудоустройство.

В ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» ведётся подготовка по профессиям сельскохозяйственного направления. В учебный процесс также включены две группы специального (коррекционного) обучения по профессии «Швея», из числа выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Для них разработан учебный план, адаптированная образовательная программа, с учётом их психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и их социальной адаптации. А также созданы условия, обеспечивающие их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

Адаптированная программа профессионального образования по рабочей профессии: 19601 «Швея» представляет собой комплекс нормативно-правовой и учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся. Адаптированная программа разработана с учетом нормативно - правовой документации, а также с учетом «Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн. и «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн.

Нормативный срок обучения 1 год 10 месяцев при очной форме обучения. К профессиональной подготовке допускаются лица, не имеющие противопоказаний для обучения и трудоустройства по специальности «Швея». Лица с инвалидностью должны предъявить индивидуальную программу реабилитации с рекомендацией об обучении по данной профессии, лица с ОВЗ должны предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии.

Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень дисциплин общеобразовательной подготовки, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, учебной и производственной практик; последовательность изучения данных дисциплин; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации. Максимальный объем аудиторной нагрузки снижен до 30 академических часов в неделю. Учебный план предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.

В адаптационный цикл включены дисциплины, которые формируют основные понятия и навыки, связанные с сохранением здоровья, с заботой о внешности, с рациональным питанием и т.д. А также формируют основные понятия и опыт общения и поведения в ближнем и формальном окружении, навыков бережного отношения к природе, о правах и обязанностях каждого человека.

При реализации программы предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная практика является обязательным разделом адаптированной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на отработку профессиональных компетенций обучающимися. Учебная практика проводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных дисциплин.

Производственная практика обучающихся проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и на основе договоров с предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, или при отсутствии таковых, на базе ОГБПОУ «КТАБ» в швейных мастерских.

В адаптированной образовательной программе обозначена квалификационная характеристика выпускника, который занимается изготовлением швейных изделий вручную или на разнообразных универсальных и специальных швейных машинах. Может выполнять весь объем работ при индивидуальном пошиве и в крупносерийном производстве, соответствующий квалификационным характеристикам ЕТКС работ и рабочих профессий (Выпуск №46, раздел «Швейное производство 2002г., утв. Постановлением Минтруда РФ от 03.07.2002г.) в части подготовки по профессии «Швея», с освоением учебно-производственных работ для швейного производства.

Выпускник должен овладеть общими компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы; осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Выпускник должен овладеть профессиональными компетенциями: выполнять операции вручную или на разнообразных универсальных и специальных швейных машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей узлов изделий из текстильных материалов; контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов; контролировать качество кроя и качество выполненных операций, устранять мелкие неполадки в работе оборудования, соблюдать правила безопасности труда.

По завершению теоретического и практического курсов обучения проводится итоговая аттестация выпускников. Целью итоговой аттестации является оценка уровня сформированных профессиональных компетенций выпускника его готовность к выполнению профессиональных задач и соответствие его уровня подготовки требованиям квалификационных характеристик, с последующей выдачей документа государственного образца с указанием уровня квалификации (свидетельства о профессии «Швея»). Форма итоговой аттестации - выполнение практической квалификационной работы и ее защита.

Результатом освоения профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является готовность обучающегося к самостоятельному выполнению работ и к профессиональной деятельности на швейном производстве.

Иногда выпускники испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Некоторые не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитывать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Некоторые, попав в неблагоприятные социальные условия, ведут аморальный образ жизни.

Поэтому в адаптированную программу адаптационного цикла включены такие дисциплины, как «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «Коммуникативный практикум», «Психология личности и профессиональное самоопределение», «Основы интеллектуального труда», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии». В результате их изучения и приобретения обучающимися собственного опыта, я надеюсь, мои выпускники не будут попадать в тяжелые жизненные ситуации.

Большинство выпускников лиц с ОВЗ достаточно хорошо подготовлены к жизни в обществе: они обустраивают свой быт, продолжают обучение по освоению программы профессионального образования с получением среднего образования, являются законопослушными гражданами своей страны, но проблема трудоустройства остается самой главной в их социализации.

В заключении хочу сказать, что каким бы хорошим не было качество образования выпускников, это только начальная ступень успешной адаптации их в современном обществе. Более важная следующая ступень - это их трудоустройство. Проблема трудоустройства лиц с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития) может быть решена только в результате взаимодействия заинтересованных структур и ведомств правительства РФ и области. Очень правильный и своевременный шаг сделало наше правительство в плане образования детей с ОВЗ, но отсутствие рабочего места для выпускников с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития) сводит к нулю многолетнюю работу образовательных организаций. Есть необходимость в создании и реализации государственной программы для решения вопроса трудоустройства лиц с ОВЗ (особенно с задержкой психического развития).

Список литературы:
1.Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 №06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн)
2. Письмо Минобрнауки России от18.03.2014 №06-281 «О направлении Требований» (вместе с Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 №06-2412вн)
3. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «Письмо от 16 апреля 2015г. №01-50-174/07-1968 О приеме лиц с ограниченными возможностями здоровья»
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»
6. Государственная программа Российской Федерации»Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р
7. Бгажнокова, И.М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с на¬рушением интеллекта / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. -2007.-№3.-С. 3-13.
8. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможно¬стями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2003. ~№ 1. - С. 21-30.

.  .  .