Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок-практикум по биологии в 8 классе по теме "Дыхание"

Дата публикации: 2018-01-22 06:32:48
Статью разместил(а):
Чеканов Юрий Николаевич

Урок-практикум по биологии в 8 классе

по теме "Дыхание"

Автор: Чеканов Юрий Николаевич

учитель биологии и химии

МБОУ города Новосибирска «СОШ № 180»

 

Задачи:

- повторение и систематизирование основных понятий;

- активизирование познавательной деятельности обучающихся;

- формирование  у школьников интереса к учению;

- воспитание ответственности каждого ученика за результаты работы;

- развитие творческих способностей обучающихся

 

Оборудование: инструкции по проведению практикума, спирометр, секундомер.

Цель: исследовать особенности работы дыхательного аппарата, влияние физической нагрузки на дыхательные движения, определение ресурсов дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

         У каждого из вас на столе лежит инструкция по проведению практикума, давайте разберем, как её заполнять (приложение №1). Подпишите класс, фамилию, имя. Результаты своих измерений Вы будете заносить в имеющиеся в листе таблицы. В таблицах есть раздел «Оценка», где Вы будете ставить знак «+», если Ваши результаты совпадут с нормой. Выводы по каждой работе оформляйте тоже в оценочных листах. Есть вопросы по заполнению листов?

         Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без чего человек не может прожить и несколько минут? Почему?

         Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем  в этом разобраться. А теперь сделайте глубокий выдох и задержите своё дыхание. Что Вы ощущаете? Ответы обучающихся. Почему когда нам что-то очень важно или что-то дорого мы говорим «Это нужно нам как воздух».

         Любая деятельность клетки, ткани, органа требует возвращения энергии, в организме в различных превращениях энергии участвует кислород. А что такое газообмен? Почему легкие являются и органами выделения? Как это доказать из жизненного опыта? ( Зимой на улице изо рта идет пар – это капли воды).

Давайте посмотрим с помощью исследования, что происходит с объемом грудной клетки при вдохе и выдохе. В этом задании Вы должны правильно сделать измерения, посмотрите, как это делается. Измерительная лента накладывается так, чтобы она касалась углов лопаток. Руки должны быть опущены. Испытуемый делает спокойный вдох, вы измеряете,  выдох снова измеряете, результаты заносите в таблицу. Затем испытуемый делает глубокий вдох (это вдох с шумом) вы измеряете, он делает глубокий выдох, снова измеряете, результаты записываете в таблицу. Какая разница окружности грудной клетки получилась при спокойном дыхании, а при глубоком дыхании.

Какой вывод вы сделали? Итак, при вдохе и выдохе изменяется окружность грудной клетки, и это изменение больше при глубоком дыхании, так как включаются дополнительные мышцы. В норме разница обхвата грудной клетки при спокойном вдохе и выдохе = 1-3 см., в состоянии глубокого вдоха и выдоха 5-8 см. Обычно окружность грудной клетки увеличивается у мальчиков до 20 лет, у девочек до 18. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин.       

         Что такое жизненная емкость легких? Сделайте запись в соответствующей строке инструкции. ЖЕЛ можно рассчитать с помощью приведённых в инструкции № 3 формул. Определение ЖЕЛ с помощью спирометра, занесение данных в таблицы.

Как Вы думаете от чего зависит ЖЕЛ? (зависит от пола, возраста, роста, от степени тренированности человека).

 Как Вы думаете, ритм дыхания, сила вдоха и выдоха изменяются или нет и почему? Можно ли проследить взаимосвязь в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем? Давайте это установим практически. Работаем по инструкции №1 и 2 (проба Штанге и проба Генча)  результаты тоже заносим в соответствующие таблицы. Для этого задания нам нужны часы с секундной стрелкой. Проба Штанге – на задержку дыхания после полного вдоха, с фиксацией пульса, работаем фронтально по моей команде. Результаты занесите в таблицу. В отличии от пробы Штанге, проба Генча основана на замерах задержки дыхания после полного выдоха, работаем также фронтально по моей команде. Результаты занесите в таблицу.

         Вывод: после глубоких вдохов и выдохов, время задержки дыхания уменьшилось. Частота пульса после задержки дыхания возрастает, частота дыхательных движений увеличивается – происходит удаление избытка углекислого газа из крови. В зависимости от функциональных особенностей организма, состояния дыхательной и ССС это может иметь разный временной интервал

         Мы вместе прошли путь от гипотез, догадок и переоткрыли известные исследования. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить исследования.

         Вам самим интересно выяснить, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Сделать это легко, вам предлагается тест, ответы на который Вы заносите в оценочный лист. Приступаем.

         Теперь поменяйтесь листами и проверим тесты. Если ответ правильный, то в графе правильный ответ ставите плюс, нет минус.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ:

1 вариант:  1б, 2а, 3в, 4а, 5б, 6б.

2 вариант:  1а, 2в, 3а, 4а, 5б, 6а.

Передайте, пожалуйста, на первые парты по своему ряду заполненные инструкции с практическими работами и тестовые задания, для выставления оценки в журнал.

Домашнее задание – повторить тему «Дыхание» подготовиться к итоговой контрольной работе по теме.

Спасибо за урок, до свидания!

 

Тест

Ф.И…………………………………………..

1 вариант.

1. Процесс поступления воздуха в организм:

А) выдох

Б) вдох

В) диффузия.

2. Ритм дыхания и сила вдоха и выдоха:

А) меняются в зависимости от потребностей организма

Б) не меняются

3. Дыхательные движения состоят из:

А) вдоха

Б) выдоха

В) вдоха и выдоха

4. ЖЕЛ больше у:

А) мужчин

Б) женщин

5. Что остается на зеркальце при выдохе:

А) углекислый газ

Б) вода

6. Правильный тип дыхания:

А) грудной тип

Б) диафрагмальный тип

В) смешанный тип 

 

Приложение 1

  1. Проба Штанге

Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Затем уже в положении сидя нужно задержать дыхание на полном вдохе, предварительно сделав три вдоха на 3/4 глубины. На нос рекомендуется одеть специальный зажим или просто придержать его пальцами. Время задержки фиксируется в секундах. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.

Проба Штанге: норма и отклонение. Если длительность задержки составляет менее 39 секунд, то результат считается неудовлетворительным. Результат в пределах 40—49 секунд говорит об удовлетворительном показателе, а время свыше 50 секунд – это отличный результат. Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса и вычислить значение пульсовой разницы (ПР).

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2 – в противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Пульс до теста =

Пульс после теста =

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

ПР =

 

Время задержки дыхания =

 

 

Оценка =

 

  1. Проба Генча

Для проведения пробы также понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, после трех дыханий на 3/4 глубины. Во время задержки можно пользоваться зажимом для носа или держать нос пальцами. Время фиксируется по секундомеру в секундах. Также как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.

Проба Генча: норма и отклонение. Если длительность задержки составляет менее 34 секунд, то результат считается неудовлетворительным. Результат в пределах 35—39 секунд говорит об удовлетворительном показателе, а время свыше 40 секунд – это хороший результат. Реакция сердечно-сосудистой системы определяется по показателю ПР как и в предыдущем тесте.

Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут. Так, проба Штанге и Генчи является отличным тестом не только  при самоконтроле за дыхательной системой, но и за сердечно-сосудистой.

 

Пульс до теста =

Пульс после теста =

ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

ПР =

 

Время задержки дыхания =

 

 

Оценка =

 

  1. Жизненная ёмкость лёгких

Жизненная ёмкость лёгких – эт…

Исследование жизненной ёмкости легких производится с помощью прибора спирометра.

Жизненная ёмкость легких складывается из дыхательного воздуха, вентилирующего лёгкие при спокойном дыхании, дополнительного (вдыхательного), входящего в лёгкие при усиленном дополнительном вдохе и резервного (выдыхаемого), выходящего из легких при усиленном выдохе после спокойного выдоха.

Испытуемый делает максимальный выдох после глубокого вдоха. Выдыхает воздух в спирометр, плотно прижав мундштук губами.

С помощью спирометра можно измерить минутный объем дыхания (МОД). Для этого умножить значение дыхательного объема (ДО) на число дыхательных движений в минуту (ЧДД).

В норме жизненная ёмкость легких составляет примерно 3/4 общего объема легких и фактически отражает максимальный объем, в границах которого спортсмен может варьировать глубину своего дыхания.

Должную величину этого показателя можно рассчитать по формуле Людвига:

ЖЁЛ норма для мужчин = 40 * X + 30 * Y - 4400;

ЖЁЛ норма для женщин = 40 * X + 10 * Y - 3800.

Где: X - рост в см, Y - вес в кг.

Уровень ЖЁЛ устанавливается с помощью спирометра и характеризует функциональные возможности дыхательной системы.

Если фактическая жизненная ёмкость легких составляет 130% должной величины, рассчитанной по вышеуказанным формулам, это патологией обычно не считается. У физически развитых людей этот индекс может быть даже и выше. А вот снижение этого показателя хотя бы на 20% от установленной нормы сигнализирует о возможных проблемах с Вашим здоровьем.

Зная значение ЖЕЛ и собственный вес, можно рассчитать жизненный индекс = жел(мл)/вес(кг)

Если этот индекс у мужчин менее 60, а соответственно у женщин менее 50 мл/кг, имеет место недостаточность ЖЕЛ либо избыточный вес тела.

ЖЕЛ норма для мужчин = 40 * X + 30 * Y - 4400;

ЖЕЛ норма для женщин = 40 * X + 10 * Y - 3800.

ЖЕЛ норма =

ЧДД =

МОД=

Жизненный индекс =

Оценка =

 

 

 

 

Оценка =

.  .  .