Тайна музыки
Тайна музыки
Автор: Корнева Светлана Владимировна
учитель музыки МОУ «Лицей № 13»
Республика Карелия, город Петрозаводск
Убеждена! Не бывает детей, которые не любят рисовать, делать что-либо руками, выразительно читать стихи, слушать музыку и петь. Их и учить не надо - это умение у них с рождения. Им можно и нужно помогать: рисовать свободнее, мастерить смелее, стихи читать вдохновенно, музыку слушать вдумчиво и петь проникновенно. Про общение ребёнка с музыкой хочется поговорить отдельно. Что она ему даёт, чему обучает, нужна ли она ему? Впечатление, сопереживание, сострадание, осмысление и сочувствие – это лишь немногие из тайн музыкального искусства. Что ни песня - то история, что ни произведение – то характер, судьба. И действительно, как сказал А. Фет: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Слушая музыку, можно фантазировать, представлять себе что-то, использовать все возможности воображения.
Главное, научить детей говорить о музыке, передать свои чувства и ощущения. Вот это получается гораздо сложней. Рассказать о том, что почувствовали, услышали, ребятам часто затруднительно. Они стесняются, в силу возраста или времени, недостаточного словарного запаса (читаем маловато). Многие слова, которыми можно описать характер музыки, последнее время совсем редко используются, и детям непривычно их произносить: безмятежная, волнующая, грациозная, таинственная, удивительная и многие другие. Но, я считаю, как раз одна из самых главных задач уроков музыки – научить рассуждать о музыке, высказывать своё мнение и не стесняться проявления чувств. Так, например, можно предложить учащимся 5 класса во время изучения темы «Что роднит музыку и изобразительное искусство» обсуждение и поиск подходящих понятий для описания этой связи. Именно вместе приходим к выводу: жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства существует: она безусловна!
Появляются и становятся понятными такие словосочетания, как живописная музыка и музыкальная живопись; что общего есть в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, каковы выразительные возможности музыкального искусства и живописи? Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? У учащихся во время такого рассуждения есть возможность использовать догадку, озарение, интуицию как средство подбора нужных характеристик для описания настроения и впечатления от общения с искусством.
Значение музыкального образования в школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её влияния на человека. Основой музыкального воспитания является эмоциональное, активное восприятие музыки, творческое постижение мира через музыку. Дать детям такую возможность, рассказывать о своих эмоциях и переживаниях помогает наш урок, доказывающий преобразующую силу музыки как вида искусства.
Для примера: второй класс, во время разучивания и исполнения песни «Почему медведь зимой спит» (Л. Книппер), можно предложить учащимся самостоятельно составить план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.
Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Да, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Вот мы сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.
Есть и другие приёмы, которые можно применять для достижения поставленной цели –научить детей рассуждать о музыке.
Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием будет присутствие двух контрастных по характеру частей (например, грустная и торжественная).
После анализа характера и содержания произведения, учащимся предлагается перечислить слова - оттенки к понятию «грусть» (трагедия, драма, печаль, переживание, волнение, обида, раздумье) и к понятию «торжество» (по аналогии).
Напротив каждого слова предлагается нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.
Итак, дальше можно составить такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактному, образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.
К восьмому классу рекомендуется использовать данный прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения предлагается по цепочке, не повторяясь, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению. Все варианты ответов записываются на доске или в рабочей тетради учащихся. Исходя из перечисленных понятий, следует предложить написать мини-сочинение при условии соответствия последнего прослушанному музыкальному произведению. Такой вариант использования приема генерирования идей является одним из высоких показателей творческих способностей (сформированное), так как в данном сочинении учащиеся устанавливают отношения не только между объектами слуховых наблюдений, но и между их отдельными свойствами, которые не лежат на поверхности, не бросаются в глаза, а требуют для своего обнаружения проницательности и углубления в сущность чувств, мыслей, образов как произведения, так и самого композитора.
Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порождённое реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер).
Таинство уроков музыкального искусства именно в их чувственности и трогательности, в возможности проявить себя и свои человеческие качества, в песенной лирике и юморе, в волшебстве звуков и голосе инструментов. «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает. » ( Э.Т.А. Гофман).