Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Тайна музыки

Дата публикации: 2017-09-05 17:57:22
Статью разместил(а):
Корнева Светлана Владимировна

Тайна музыки

Автор: Корнева Светлана Владимировна

учитель музыки МОУ «Лицей № 13»

Республика Карелия, город  Петрозаводск

 

Убеждена!  Не бывает детей, которые не любят рисовать, делать что-либо руками, выразительно читать стихи, слушать музыку и петь. Их и учить не надо - это умение у них с рождения. Им можно и нужно помогать: рисовать свободнее, мастерить смелее, стихи читать вдохновенно, музыку слушать вдумчиво и петь проникновенно. Про общение ребёнка с музыкой хочется  поговорить отдельно. Что она ему даёт, чему обучает, нужна ли она ему? Впечатление, сопереживание, сострадание, осмысление и сочувствие – это лишь немногие из тайн музыкального искусства. Что ни песня -  то история, что ни произведение – то характер, судьба.  И действительно, как сказал А. Фет: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Слушая музыку, можно фантазировать, представлять себе что-то, использовать все возможности воображения.

Главное, научить детей говорить о музыке, передать свои чувства и ощущения. Вот это получается гораздо сложней. Рассказать о том, что почувствовали, услышали, ребятам часто затруднительно.  Они стесняются, в силу возраста или времени, недостаточного словарного запаса (читаем маловато). Многие слова, которыми можно описать характер музыки, последнее время совсем редко используются, и детям непривычно их произносить: безмятежная, волнующая, грациозная, таинственная,  удивительная и многие другие. Но, я считаю, как раз одна из самых главных задач уроков музыки – научить  рассуждать о музыке, высказывать своё мнение и не стесняться проявления чувств. Так, например, можно предложить учащимся 5 класса  во время изучения темы «Что роднит музыку и изобразительное искусство»  обсуждение и поиск подходящих понятий для описания этой связи. Именно вместе приходим к выводу: жизнь – единый ис­точник всех художест­венных произведений. Связь музыки и изо­бразительного искус­ства существует: она  безусловна!

Появляются и становятся понятными такие словосочетания, как  живописная му­зыка и музыкальная живопись; что общего есть в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства, каковы вырази­тельные возможности музыкального искусства и живописи?  Можем ли мы услы­шать живопись? Мо­жем ли мы увидеть музыку? У учащихся во время такого рассуждения есть возможность использовать догадку, озарение, интуицию  как средство подбора нужных характеристик для описания настроения и впечатления от общения с искусством.

Значение музыкального образования в школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её влияния на человека. Основой музыкального воспитания является эмоциональное, активное восприятие музыки, творческое постижение мира через музыку. Дать детям такую возможность, рассказывать о своих эмоциях и переживаниях помогает наш урок, доказывающий преобразующую силу музыки как вида искусства.

Для примера:  второй класс, во время разучивания и исполнения песни «Почему медведь зимой спит» (Л. Книппер), можно предложить учащимся самостоятельно составить план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.

Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Да, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Вот мы сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.

Есть и другие приёмы, которые можно применять для достижения поставленной цели –научить  детей рассуждать о музыке.

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием будет присутствие двух контрастных по характеру ча­стей (например, грустная и торжественная).

После анализа характера и содержания произве­дения,  учащимся предлагается перечислить слова - оттенки к понятию «грусть» (трагедия, драма, печаль, переживание, волнение, обида, раздумье) и к понятию «торжество» (по аналогии).

 Напротив каждого слова предлагается нарисовать кружок определенного цвета, кото­рый, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, дальше можно составить такую палитру на наиболее ча­сто встречающиеся в музыке образные понятия, мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактному, образному мышлению в процессе передачи музы­кального произведения средствами изобразитель­ного искусства.

К восьмому классу рекомендуется использовать данный прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения предлагается по цепочке, не повторяясь, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению. Все варианты ответов записываются на доске или в рабочей тетради учащихся. Исходя из перечисленных понятий, следует предложить написать мини-сочинение при условии соответствия последнего про­слушанному музыкальному произведению. Такой вариант использования приема генерирования идей является одним из высоких показателей творческих способностей (сформированное), так как в дан­ном сочинении учащиеся устанавливают отношения не только между объектами слуховых наблюдений, но и между их отдельными свойствами, которые не лежат на поверхности, не бросаются в глаза, а требуют для своего обнаружения проницательно­сти и углубления в сущность чувств, мыслей, образов как произведения, так и самого композитора.

Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порождённое реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно,  ненавязчиво, оно «не терпит суеты»,  воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

 Таинство уроков музыкального искусства именно в их чувственности и трогательности, в возможности проявить себя и свои человеческие качества, в песенной лирике и юморе, в волшебстве звуков и голосе инструментов. «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает. »  ( Э.Т.А. Гофман).

.  .  .