Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблемное обучение

Дата публикации: 2018-01-13 11:19:13
Статью разместил(а):
Иванова Елена Валентиновна

Проблемное обучение

Автор: Иванова Елена Валентиновна

 

В последнее время при выполнении практических работ и на уроках смежных дисциплин все в большей степени используются разные схемы, расчеты, формулы и тп. Усилились трудности логического характера, требующие от учащегося решения разных вопросов с «позиции здравого смысла». Упор делается на накоплении школьниками реально – практического опыта, который им необходим не только для решения задач, но и для последующих обобщении при изучении математике и других предметов в старших классах.

Рискну предположить, что одной из причин невысокой степени усвояемости учебного материала у школьников является формальный подход к изучению нового материала.

Как правило, нужно запомнить несколько формул, выслушать, сделанные учителем, логические рассуждения, и, в заключении, «закрепить» решением блока задач и примеров. Задействована пассивная память, она не долговечна, отсутствует положительное отношение к изучаемому материалу, ведь основной труд по «освоение» принадлежит учителю, а не ученикам. Другое дело, когда поиск ответов на вопросы ведётся совместно, либо самостоятельно.

Когда в обучении учитель берет всё на себя, когда на уроках значительная часть информации идёт только от учителя, когда ученики бывают лишены самостоятельного поиска, когда вся деятельность учащегося совершается только по указаниям учителя или же по готовому образцу, насущная потребность учеников в активных познавательных действиях не удовлетворяется.

Проблемное изучение заключается в организации перед учащимися проблемной ситуации, сознание, принятии решение этой ситуации в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющегося ( Пример урока). Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей : сформировать у учащегося необходимую систему знании, умении и навыков, достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообразованию.

Именно в процессе проблемного обучения эти задачи реализуются с наибольшим успехом, т.к усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся.

Цель проблемного обучения – сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность.

Под проблемным обучением понимают обучение, которое протекает в виде снятия (разрешения) проблемной ситуации.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей, или просто проблемой.

В качестве психологической основы проблемного обучения называют сформулированные С.Л. Рубинштейном тезис : «Мышление начинается с проблемной ситуации».

Проблемная ситуация характеризует психологическое состояние учащихся, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоение новых знании о предмете, способе выполнения задачи.

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии новых знании о предмете, способе выполнении задачи .

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация включает в себя три компонента :

  1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе.

  2. Неизвестное, которое может быть раскрыта в возникшей проблемной ситуации.

  3. Возможности учащихся в выполнении поставленной задачи, в открытии неизвестного.

Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знании раскрывают пути его преодоления, состоящее в поиске новых знании, новых способов действии, а поиск – компонент процесса творческого мышления.

Не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Оно должно порождаться недостаточностью имеющихся знании, и эта недостаточность должна быть осознана учащимися.

Однако не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Его нет, когда поиск путей решения проблемной ситуации не посилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Известно, что ни слишком трудное, ни слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, может вызывать состояние эмоционального подъёма, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также наоборот, состояние напряжённости, трудности, отрицательного отношения к заданию. Проблемная ситуация на слабо подготовленного учащегося ( в теоретическом плане ) действует отрицательно, она угнетает в то время, как хорошо развитого школьника она стимулирует к поиску, активирует в работе, что соответствует его желание и стремлению постоянно применять свои знания и умения, поэтому предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

При этом должны соблюдаться следующие условия

  1. Задание основывается на знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся.

  2. Неизвестное, которое нужно открыть, составляет общую закономерность, подлежащую усвоению, общий способ действия или некоторое общие условия выполнения действия.

  3. Выполнение проблемной задачи должно вызвать у учащихся потребность в усвоенном знании.

Проблемное задание должно предшествовать объяснению учебного материала, подлежащего усвоению. В качестве проблемного задания могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно лишь может вызвать её при определённых условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами задании. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что – то непонятное, неизвестное, тревожное. Возникшая проблемная ситуация переходит затем в осознаваемую человеком задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от неё.

Проблемная ситуация – это смутное, не очень ясное впечатление, сигнализирующее, что что – то не так. Процесс мышления начинается с анализа этой проблемной ситуации. В результате её анализа возникает, формируется задача, это означает, что удалось расчленить данное и неизвестное. Значит возможно становится искать и находить неизвестное.

Первый признак проблемной ситуации состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительно активности. Проблемная ситуация должна быть значима для ученика. Её возникновение должно быть связано с интересами и предшествующим опытом учащихся.

Более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Признаками проблемной задачи можно считать: порождение проблемной ситуации; определённая готовность и определённый интерес решающего к поиску решения; возможность неоднозначного пути решения. Эти признаки отражают отношение между задачей и теми, кому она предложена. Например: если учащийся уже изучил теорию квадратных уравнении, то задача: «разложить на множители x^2 – 5x -4» не является проблемой.

Если эта задача предложена учащимся до того, как они изучили теорию квадратных уравнении и знают формулу корней, теорему Виета и тд, то она для них – проблема, создает проблемную ситуацию, т.к имеющиеся у них знания недостаточны для её решения.

Проблемная задача – простейший, частный случай проблемы, состоящий из одной задачи. В осуществлении проблемы обучения нужно начинать с проблемных задач, чтобы потом перейти к постановки учебных проблем.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей к творческой деятельности и потребности в ней, т.е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления учащихся.

Но чтобы эта функция проблемного обучения была реализована нужно охватывать проблемы, свойственные данной области знаний.

Математика охватывает большое разнообразие типов проблем.

Можно указать несколько учебных проблем, приближающих процесс обучения математике процессу исследования в математике.

Это первая проблема математизации, математического описания, перевода на язык математике ситуации и задач, возникающих вне математике ( в различных областях техники, знаний ) или внутри математики ( например, перевод геометрической ситуации на язык алгебры и обратно ). В самом общем виде её можно назвать проблемой построения математических моделей.

Другой тип проблем состоит в исследовании результата решения проблем первого типа, это проблема исследования различных классов моделей.

Результатом решения проблем этого типа является дальнейшее развитие системы теоретических знании путем включения в неё новых «маленьких теории».

Третий основной тип проблемы связан с применением новых теоретических знании, полученных в результате решения проблем второго типа, в новых ситуациях, существенно отличающихся от тех, которых приобретены эти знания. Результатом решения проблем этого типа является перенос математических знании на изучение новых объектов.

Эти три проблемы выполняют различные функции: решение проблем первого типа дает новые знания; решение проблем второго типа приводит эти знания в систему; решение проблем третьего типа раскрывает новые возможности применения этой системы знании.

Но, не смотря на большие достоинства проблемного обучения, школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Поэтому возникает проблема отбора отдельных разделов, тем, пунктов для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения анализа учебного материала, выяснения возможности постановки проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условии работы в том или ином классе.

Изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемы обучения. Но учебные тексты могут быть легко переработаны для осуществление такого обучения.

К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод , эвристический метод и метод проблемного изложения.

Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление исследовательского процесса в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных фактов, уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата.

Исследовательский метод лишь имитирует процесс с научного исследования, ведь истина, которую учащиеся открывают, для науки не является новой. Но она нова для учащихся и они мыслят как первооткрыватели. Также учебное исследование ведётся под руководством, с личным участием и при помощи учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснения изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащихся. Важная задача, стоящая перед учителем при подготовке к уроку, состоит в том, чтобы, исходя из текста учебного пособия, определить, что необходимо сообщать учащимся, а что может стать результатом их собственного поиска.

Проблемное обучения, осуществляемое с помощью систем задач, ориентированных на получении новых теоретических знании, называют обучением через задачи.

Построение процесса обучения подобно исследованию, показывают, что такой подход требует много времени. Когда этого времени нет, нужно ограничиться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели.

При такой методике и в тех случаях, когда некоторые темы будут изучаться непосредственно по учебнику, без предварительного исследования, дети будут смотреть и на этот, изложенный материал как на результат исследовании, проведенных другими, что будет положительно влиять на уровень его усвоения.

Другим методом является эвристический, сочетающий изложение учителем учебного материала и творческий поиск учащихся. Здесь поиск относится к одному или некоторым этапам процесса познания.

При его применении учитель разбивает исследовательские задания на элементы, облегчая процесс самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Здесь отдельные этапы исследования излагаются учителем и с помощью вопросов и подсказок учащиеся продолжают учение самостоятельно. Изложение учителя и поиск учащихся чередуются.

Проблемное изложение – если учитель не излагает готовые научные истины, а воспроизводит путь открытия этих знании, раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их к самостоятельному поиску в дальнейшем.

Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода , а он – для применения исследовательского метода.

Методы проблемного обучения формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем, готовят учащихся к самостоятельному поиску в дальнейшем.

В таком обучении исключительно важное место занимает моделирование, которое становится той знаковой опорой, которая и позволяет превращать обучение в исследовательскую деятельность учащихся.

Применение метода обучения предполагает его с самостоятельной работой учащихся, т.к учение это не только воспроизведение и запоминание учебного материала, а активная познавательная деятельность направленная на умственную переработку этого материала, что достигается самостоятельной работой школьников.

.  .  .