Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Имитация фактур и текстурирование для практической деятельности учащихся СПО

Дата публикации: 2018-01-12 15:01:57
Статью разместил(а):
Генералова Татьяна Александровна

Имитация фактур и текстурирование для практической деятельности учащихся СПО

Автор: Генералова Татьяна Александровна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств», г. Набережные Челны

 

Приобретение навыков работы с инструментами, освоение разнообразных изобразительных средств и изучение материалов применяемых при выполнении дизайн-проектов, учебных и творческих работ является основой профессиональной подготовки учащихся профильных вузов. Важно, показать на практике, как использовать специфику материалов и разнообразные художественные техники при осуществлении творческого замысла.      «Имитация фактур и текстурирование»- это хорошее практическое задание, которое основано на принципах работы разными графическими, живописными средствами и смешенными техниками. Каждый вид краски - масленые, темперные, акварель, гуашь обладают особыми свойствами, следовательно, и возможностями. Характер краски, способ ее наложения на основу определяет фактуру произведения, изделия или макета. 

Фактура- это характер поверхности материала в его естественном виде или после специальной обработки, с целью получения на поверхности материала своеобразного рельефа. Также под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева», «кожи», «текстиля», «камня», «стекла». В настоящее время можно встретить огромное количество разнообразных строительных отделочных материалов с имитацией тех или иных фактур. Кафельная плитка, обои, декоративные панели, напольные покрытия, что позволяет покупателю сэкономить и добиться нужного результата. Важнейшая задача дизайнера состоит в улучшении потребительских свойств изделий с учётом функционального назначения и закономерности построения формы.

Фактура, так же как и цвет может вызывать у человека различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, активной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и бедной, нежной и колючей. В сочетании с формой фактура может значительно усилить воздействие на зрителя. Если, например, стоит задача выразить лёгкий романтический стиль, то выбор материалов и форм должен соответствовать образу. Это могут быть воздушные лёгкие ткани, пастельные цвета, стеклянные изделия, зеркальные поверхности. Фактура может даже изменить восприятие цвета. Например, жёлтый мех и жёлтый атлас воспринимается человеком по-разному. Фактура, кроме эстетической ценности, имеет физическую характеристику, как и свет.

К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, гладкость, бугристость, пушистость, мягкость. Стоит заменить  фактуру на знакомом и привычном нам предмете на другую, совсем ему не свойственную, как мы увидим его совершенно по-новому. Например, корпус  будильника выполним в точности, как баскетбольный мяч. Повторим его цвет и фактуру и волшебное превращение состоялось. Такой товар сразу привлечёт внимание потенциальных покупателей и будет распродан быстрее своих  «собратьев».

Профессиональному дизайнеру и художнику  важно не только не стандартно использовать фактуры, но и уметь практически выполнять их имитации. Практическая работа учащихся подразумевает выполнение таких текстур как дерево, ткань, стекло, мрамор, мех, кожа, металл и т.д. Хочется отметить, что одну и ту же поверхность можно выполнить разными художественными материалами. Так, для имитации древесины подойдёт и акварель (техника «по-сырому»), и гуашь (техника «сухой кисти»). Важно проанализировать выбранный материал. Каков он в природе? Его разновидности и цветовые градации? Способы обработки? Рисунок текстуры древесины, например, изменяется в зависимости от направления ее распиловки, т. е. от угла режущей плоскости. Существуют  радиальный, тангенциальный, рустикальный, поперечный вид распила древесины. Соответственно и рисунок годовых колец и волокон будет разный. Значительную роль в выявлении текстуры играет цвет, особенно контраст в естественной окраске волокон древесины.

В результате особых свойств материалов и их обработки получаются поверхности разных декоративных качеств: глянцевые и матовые, крупно и мелкозернистые, жесткие и бархатисто-мягкие, тонко и сурово тканые и др. 

Текстурой принято называть декоративный узор, нанесённый на поверхность листа бумаги (картона, ткани) в котором получаемые неизобразительные мотивы варьируются по форме и размерам, по сложной  ритмичной схеме, не поддающейся логическому анализу.

Наиболее употребительные способы получения текстур можно подразделить на несколько видов: графически- штриховой, живописный, механический, фотографический, штемпельный. Каждому из них присущи свои особые технические приёмы исполнения.

Графически- штриховой способ выполняется декоративной штриховкой карандашом, пером (по сухой или увлажнённой бумаге), сухой кистью и т.д.

В живописном способе используются краски: гуашь, акварель (по сухому или влажному фону) темпера, монотипный приём, рисование гуашью по фону с нанесённым клеем ПВА.

Механический способ богат на применение следующих приёмов: нанесение капель краски на сухую или влажную бумагу, разбрызгивание краски разными методами; скобление по окрашенной поверхности, резервирование воском и солью, покрытие краской заранее смятой основы; мрамирование.

Фотографический  способ позволяет получать текстурные фоны путём фотографирования различных рельефных фактур искусственных и природных материалов (тиснений кожи, тканей, срезов дерева).

Штемпелевание – нанесение узора на бумагу путём оттиска краски с рельефных поверхностей (кружевные ткани, кожаные изделия, губки, фурнитура). Практикуется штемпелевание по непросохшему или просохшему красочному слою. Таким способом можно получить сложный декоративный узор.

Текстуры, не обладая собственными изобразительными качествами, могут вызывать ассоциации у зрителя с определёнными природными или другими явлениями реальной действительности, то есть создавать в сознании определённый художественный образ. А в сочетании с формой и объёмом текстуры могут усиливать эмоционально- интуитивное воздействие на окружающих.

.  .  .