Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта урока "Корни с чередованием гласных А,О"

Дата публикации: 2017-12-29 00:00:24
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Технологическая карта урока

"Корни с чередованием гласных А,О

Автор: Глинова Галина Андреевна

МБОУ "Николаевская СОШ", с.Николаевка

Татарского района Новосибирской области

 

  1.  

Предмет

Русский язык

  1.  

Класс

5

  1.  

Тема урока

Корни с чередованием гласных А,О.

  1.  

Тип урока

Изучение нового материала

  1.  

Цели урока

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме
"Буквы А– О в корнях –гар-(гор),-зар-(зор),-клан-(-клон-),-лаг- (-лож-),-кос-(-кас-), -раст-(-ращ-,-рос-). и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

  1.  

Планируемые результаты

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание; отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней, пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

 

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

  1.  

Технологии

проблемно-диалогическая.

  1.  

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

  1.  

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

  1.  

Виды деятельности учащихся

находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

  1.  

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

 

- Доброе утро, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я вам улыбнусь, а вы мне. Я желаю, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от работы.

Желаю вам удачи!

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

 

2.

Актуализа-ция знаний

3

Слайд

Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

 

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

Преподаватель, предлагать, аромат, раскланяться, прикосновение, поликлиника, предложить, ударение, загореть, планирование, прикасаться, посадить, загар, эмблема, протянуть, приклониться.

 Попробуем объяснить значение непонятных слов.

Размышляют и находят подходящие приемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Препод...ватель, предл..гать, ар..мат, раскланяться, прик..сновение, п..л..клиника, предложить, уд..рение, заг..реть, пл..нирование, прик..саться, пос..дить, загар, эмблема, прот..нуть, прикл..ниться.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

3.

Целеполага-ние

2

Слайд

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием гласных О.А.)

Итак, какую цель преследуем на уроке?

Задает вопросы:

-Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей

Какой же будет тема?

 

Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корней  с чередованием А.О.

Формулируют тему урока:

- Корни с чередованием гласных А,О.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

1

Слайд

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы будем следопытами…

Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней  с чередованием А,О.

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Учебная деятельность

10

Слайд

Подводит учащихся к формулировке правила.

Посмотрите на слова, записанные на доске (слайде). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы. Затрудняетесь?

Выдвигают версии выбора орфограммы

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

Слайд

Попробуем разобраться.

Чтобы нам было легче работать, составим план.

Ребята, по-моему пункты нашего плана перепутались. Нам нужно их расставить по своим местам.

 

 

 

 

 

 

 

Настоящие следопыты очень внимательны! Сейчас мы будем выбирать самую внимательную команду.

Работа в группах

Задание  Найти закономерность(приведены примеры слов),сформулировать правило, составить схему. 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. 

1 группа

Взрастить, подрастать, вырастать, поросль, выросла, заросли, выращивать, выращенный, приращение.

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль. Отрасль –

1.      Ветвь растения (устар.)

2.      Потомок, потомство (устар.)

3.     Отдельная область деятельности, науки, производства.

2 группа

 

 3 группа

Заря, зори, зарево, зорька, озаряет,зарница

Исключения: зоревать, зоревой.

4 группа

клан – клон; гар, гор

склонить, кланяться, склонение, наклонить

поклон,  загар, загореть, загорается, гореть

 

Искл.: выГАРки

 

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях?

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

запись в виде алгоритма. 

  -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть гласную корня, посмотреть от чего зависит её написание.

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

 

 

 

 

Расставляют пункты

План:

1.Найдём информацию.

2.Научимся применять её на практике.

3.Самостоятельная работа по теме.

4.Подведём итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А  без ударения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О без ударения

 

Слайд

 

 

 

Слайд

 

Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов)

и формулируют правило.

6.

Закрепление изученного

4

Слайд

Выполним упражнение на новое правило . Ученики проговаривают в парах условия написания корней - и осуществляют взаимопроверку.

Создает проблемную ситуацию:

- Обратите внимание на слова, размещенные на слайде. Запишите их в два столбика (А и О). Работа в парах

 

Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

Слайд  (второй клик)

Теперь давайте проверим.

 

Растение, Ростов, растительный, выгарки, отрасти, ростовщик, сращение, отрасль, касаюсь стены, зоревой, коснуться трудного вопроса, Ростислав, прилагать, приложить, зарница, касается ногами, зоревать, предлагать, предложить, гореть,

росток.

 

 

О

А

Ростов, ростовщик, зоревой,  коснуться трудного вопроса, Ростислав, приложить, зоревать, предложить, гореть, росток.

 

Растение, растительный, выгарки,

отрасти, сращение, отрасль,

касаюсь стены, прилагать, зарница, касается ногами, предлагать,

 

7.

Физминутка

1

Слайд

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если в корень А, то встали.+
2. Если в корне О, то хлопок.+


СЛОВА:

Излагать (встали), коснусь (хлопок), располагать(встали), слагаемое (встали), касание-встали, зорька-хлопок, положить-хлопок, заря-встали, загар-встали, загореть- хлопок.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

 

 

8.

Обобщение изученного:

 

5

Слайд

  Работа с текстом. Индивидуально

Класс: Работа с текстом «Джузеппе Верди»:

Имя Джузеппе Верди навсегда озарило музыкальный олимп. Именно с оперой, царицей итальянской музыки, он сгорал дотла. Она была вершиной той горы, к которой он стремился всю жизнь. Остальные жанры были пригорками на его пути. На заре творчества к композитору пришла слава. Произведениям Д. Верди, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство, поклонялись и поклоняются до сих пор ценители музыки.

- Озаглавьте текст?

- Определите тему и основную мысль текста.

1.      Подберите синоним к слову «дотла»? Что такое синонимы? (до основания, без остатка, дочиста, совершенно) тло - основание.

2.      Найдите и выпишите все слова чередованием гласных в корне слова. Объясните написание (сгорал).

3.      Почему вы не выписали слова «горы», «пригорки»? (в них корни омонимичные).

 

Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.

Контроль усвоения материала

5

 

 

 

Слайд __

 

 

 

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

Вариант 1.

I.                   Вставьте пропущенные гласные.

1.      неук..снительно

2.      безотл..гательный

3.      оз..рять

4.      откл..няться

5.      нар..стание

6.      обл..жение

7.      Р..стислав

 

 

II.                Найдите верное утверждение.

Чередование о-а в конях может зависеть

1.      только от ударения и смысла

2.      от последующего согласного и ударения

3.      от последующего согласного, ударения, смысла и суффикса – а

 

III.             В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1. зар..сли, прил..гать

2. предпол..жение, водор..сли

3. подр..стать, изл..жение

4. отр..щивать, ул..жить

     

 

 

 

 

2 вариант.

I.                    Вставьте пропущенные гласные.

1.      к..саться

2.      предл..жить

3.      з..рница

4.      пог..релец

5.      откл..нение

6.      произр..стать

7.      взр..слеть

8.      р..стовщик

 

 

II.                Найдите верное утверждение.

Чередование о-а в конях может зависеть

1.      от последующего согласного, ударения, смысла и суффикса – а

2.      от последующего согласного и ударения

3.      только от ударения и смысла

 

III.             В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1. сл..жение, подр..сти

2. выр..щивать, прил..гательное

3. предл..жение, р..стительность

4. р..сток, предпол..гать

 

Ключи:

Вариант 1.

 

I.

1.      неукоснительно

2.      безотлагательный

3.      озарять

4.      отклоняться

5.      нарастание

6.      обложение

7.      Ростислав

 

II.                3

III.             2.

 

Вариант 2.

 

I.

1.      касаться

2.      предложить

3.      зарница

4.      погорелец

5.      отклонение

6.      произрастать

7.      взрослеть

8.      ростовщик

 

II.                1

III.             2

 

Получают карточки и выполняют задание. 

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи.

10.

Подведение итогов урока

1

Слайд

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -  (мои знания выросли, знаниям ещё надо расти, знания надо ещё подрастить..).

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу.

 

Оценивание.

Анализируют свою работу и работу пары на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

11.

Дифферен-цированное домашнее задание

1

Слайд

1.                     Домашнее задание по выбору: Составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.

2.                     Написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) по теме: «Спорт – это жизнь» с включением слов на изученную орфограмму.

3.                     Составить словарную диктовку (15-17 слов) по теме «Буквы А-О в корнях с чередованием»

 

Объясняет технологию выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия

2

Слайд

 

 

 

 

Слайд

Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

 

Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

 

 

.  .  .