Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Концептуальная модель построения трехступенчатого культурологического образования школьников

Дата публикации: 2017-12-28 19:30:45
Статью разместил(а):
Куля Алена Валерьевна

Концептуальная модель построения трехступенчатого культурологического образования школьников

Автор: Куля Алёна Валерьевна

ГБОУ "Гимназия № 405" Санкт-Петербурга

 

    Происходящие в России коренные социальные преобразования, сопровождающие переходный период кризисные явления определяют особую активность развития системы культурологического образования и воспитания школьников.

     Глобальное явление современности – духовный кризис. Сегодняшнее постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – интеллектуально развитого и технически образованного, но не способного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.

      Духовный кризис – бездуховность и безнравственность – явление отечественное, связанное с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности.

       Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе.

       Современная школа не справляется с этими требованиями. Следовательно, требуется заменить традиционную модель школы на другую – культурной модели школы, которая соответствует принципу культуросообразности.

       Культуросообразность – это соотнесение образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенность в разнообразные текущие культурные процессы (и наоборот).

        Благодаря такой модели каждый ребенок получает условия своего свободного развития.

        Человек получает образование затем, чтобы стать соучастником культурного процесса, вести диалог с ней, то есть быть не только потребителем культуры, но и носителем и творцом ее. Творит культуру не только тот, кто, например, пишет музыку, но и тот, кто ее слушает – при условии, что это становится для него событием, возбуждающим реакцию и ума, и сердца. Полем жизнетворчества и самоопределения личности подростка становится культуроведческие знания, приобретаемые им в системе культурологических дисциплин, одними из которых – история и обществознание.

        Взаимодействие образования и культуры (как части и целого) есть фактор социальной жизни, ее норма, заданная самим определением культуры, и одновременно – аксиома культурологи. Более противоречиво этот факт в педагогике. С одной стороны, учителя – предметники признают наличие такой связи как необходимого фона и содержание образования, однако первостепенной ценностью для нас (учителей) остается собственно педагогическое обеспечение процессов обучение и воспитание. Поэтому, с другой стороны, обучение и воспитание не становится в реальной массовой школе подлинными и значимыми для ребенка культурными процессами, а превращаются в рутину, которая для многих и многих школьников лишена смысла.

      Противоречия в подходах, однако, и не будет, если строить педагогическую деятельность как культурный (ценностно осмысливаемый, творческий, самоорганизующий) процесс, имеющий свои внутренние нормы и принципы.

      Культура проявляется глубинно, не транслируясь и не передаваясь. Как некая установка от учителя к ученику. Культура вызревает как собственный уникальный образ мысли, как особенность внешней и внутренней жизни в совместной деятельности и взрослого, и ребенка.

     Тогда меняются и координаты образования. На первый план в образовательном процессе выходит индивидуальное освоения разнообразия способов, схем, моделей деятельности учащимися, а важнейшими принципами при этом становятся интегративность и полисистемность.

     На первой стадии (начальная школа) ребенок начинает жизнь пропитанный общими представлениями, он подражателен, управляем, ему свойственно ненаправленное, образное мышление.

      На второй ступени (средняя школа) происходит становление понятийного мышления, отчленение образа от смысла по следующим ступеням: от сравнительного анализа образов культуры к знанию; от него к суждению. Важный момент обучения на этой ступени -  проговаривание (должен заговорить на языке своей культуры). Формируется логическое мышление, которым человек оперирует в своей сознательной деятельности. Необходимо учесть и тот фактор, что этот период предполагает формирование такого качества личности как критическое мышление к образцам. И если оно в личностной структуре отсутствует, то можно говорить о том, что данная личность сломлена: нет внутренних сил противопоставить себя всему остальному.

       На третьем этапе (старшеклассники) происходит разделение на Я и Мира. Важно научить ориентироваться в хаосе и мозаике постсовременной культуры, с целью наиболее благоприятной адаптации к реальности, к выходу из образовательного пространства школы.

        В этой работе я хотела бы остановиться на таком обучающем и воспитательном аспекте как народная культура. Освоение учащимися народной культуры содействует формированию социальных навыков и позитивно влияет на развитие ценностно – мотивационной сферы учащихся, что крайне актуально в современных условиях. Кроме того, народную культуру осваивают «изнутри», без внешнего транслятора, при чем не столь на информационном, сколько на деятельном уровне – практически. 

      Создается специфическая культурная среда. Она оформляется как знаково - символическое представление ценностей народной культуры. Освоение этих ценностей происходит посредством особой деятельности, имеющей как функциональное, так и символическое значение (ремесло, обряд, праздники). Достоинством такой образовательной среды можно считать объединение учителя, детей и родителей вокруг общей системы духовных ценностей.

     Основная цель этой программы состоит в воспитании физически и духовно богатой, образовательной, творческой и свободной личности, осознающей свои корни, национальные истоки и впитавшей духовный опыт своего народа.

Трехступенчатая система образования и воспитания:

·         1 ступень (начальная школа) – 2-4 класс;

·         2 ступень (основная школа) - 5-9 класс;

·         3 ступень (старшая школа) – 10-11 класс.

      Начальная школа обеспечивает развитие у детей основных учебных способностей и овладение азами народной культуры, формирование эстетического курса, знакомство с основами народной поведенческой культуры.

     Основная школа – формирование этнокультуроведческой компетентности, акцентируется фольклорная тематика и усиливается нравственно-этический и культурно-этические аспекты. Приобретения конкретных знаний, знакомство с традициями, обрядами, обычаями, узнают о народном календаре, знакомятся с жизнеописанием людей, исследуют родословную своей семьи … Создаются условия для развития их творческого мышления, фантазии, обучаются пению народных песен, знакомство с играми, хореографическими движениями. Даются знания о русском народном костюме, народной кухне, лепке, народной росписи, игрушке; учащиеся овладевают ремеслами, изготавливают предметы традиционной материальной культуры.

       В старших классах предметно-профильная подготовка по рисунку, народным ремеслам, искусствоведению.

       Функционирование этой программы как совокупность двух параллельных процессов:

1.   Учебный процесс на основании классно-урочной системы;

2.   Процесс реализации «культурных практик», которые предусматривает освоение народной культуры учащимися во внеурочной деятельности.

       Начиная со второй ступени, учащиеся активно включаются в создание и пополнение этнографической экспозиции «Предание старины глубокой». Здесь сохраняются авторские работы по народным промыслам и различные предметы старины: прялка, орудия труда (деревянные грабли, лук и стрелы, короба и прочее), предметы одежды (сарафаны, кофты, кокошники, лапти…), детские предметы (игрушки, колыбель), предметы украшения, различная кухонная утварь, старинные музыкальные инструменты (балалайка, гусли). А также создание непосредственного этнографического кабинета истории.

     Каждый человек всю жизнь окружен произведениями этого искусства, значит должен его знать и понимать. В экспозиции хранятся экспонаты, подлинные вещевые, изобразительные предметы ушедшей эпохи всевозможная информация о них. Экспозиционно-педагогическая работа предполагает пробуждение в детях исследовательской деятельности, развития у них воображения, творческого мышления, фантазии, привития навыков самостоятельного приобретения знаний, способствует формированию личности ребенка, воспитывает идейную убежденность, патриотизм, трудолюбие, влияет на профориентацию учащихся в процессе сотворчества детей, педагогов и родителей. Сегодня недостаточно рассказать детям об этнографии и о экспозиции – гораздо важнее открыть то, что стоит за каждым экспонатом. А это, прежде всего, события жизни простых людей, наших предков.

       В экспозиции проводится экскурсионная деятельность. Она осуществляется по двум направлениям:

1.   Организация экскурсий учащихся в экспозицию этнографического профиля;

2.   Проведение экскурсий для гостей школы.

Постоянными стали экскурсии в Этнографический музей и его школу ремесел. В каникулярное время – поездки по древним историческим местам и городам (Кижи, Валаам, Новгород, Псков, Изборск, Печеры, Владимир, Суздаль). Во время поездок и экскурсий учащиеся не только получают знания, но и находят новые варианты для содержания своих экскурсий. Идейное содержание экскурсий, стройность изложения материала, степень использования экспонатов соответствуют требованиям музейно-педагогической деятельности.

        В экспозиции проводятся и другие виды экскурсионно-массового, воспитательной работы: тематические вечера, встречи, уроки, проведенные в экспозиции, характерны тем, что дают богатую пищу для размышлений и раздумий, дети «погружаются» в историческое прошлое страны.

        За эти годы сформировался своеобразный фонд мероприятий:

·         праздники-посиделки «Русские обряды и традиции»;

·         игры – «Забавы вокруг печки»;

·         игры-викторины – «Русские народные сказки, пословицы, загадки», «Знаете ли вы русские традиции»;

·         праздник «Широкая Масленица» (как в помещении, так и гулянье, и игры на улице);

·         праздник «Пасхальная радость».

Занятия по этнокультуре включают в себя и взаимодействие с семьей:

·         написание родословной (генеалогического древа);

·         совместное творчество вариантов фольклорных произведений (потешек, частушек, былин);

·         создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры;

·         участие в народных праздниках;

·         совместный труд;

·         приготовление блюд традиционной кухни.

    Спокойное жизнерадостное общение детей с родителями в процессе совместного творчества, свойственное традиционной культуре, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребенка.

   Обучение культуре – лучшая форма творческого воспитания: учиться не тому, что нужно делать, а стараться обрести в учении модель свободы – универсальность, пропущенная через индивидуальность, преломляется всякий раз по- своему.

.  .  .