Классный час "Семья - маленькое государство"
Семья – маленькое государство
(Классный час для 3-4 классов)
Автор: Арсланова Рашида Абдрахимовна
МОАУ СОШ с. 2-е Иткулово Республики Башкортостан
Цель. Расширить представления учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о бюджете семьи; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Учебные материалы. Плакат «Семья – это маленькое государство»; карта путешествия:
«Состав семьи», « Отношения в семье», «Бюджет семьи»; «Семейный кодекс РФ», карточки с пословицами.
Ход занятия:
- Сегодня мы поговорим о семье. Есть такое высказывание: «Государство- это большая семья, а семья – это маленькое государство». Действительно, ребята, у государства и семьи очень много общего. Чем же они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в «государство» под названием Семья.
Остановка первая «СОСТАВ СЕМЬИ»
- Мы начинаем свое путешествие с города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом городе, давайте объясним смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на месте.
Ученики объясняют смысл пословицы.
- Ребята, давайте познакомимся с вашими семьями.
План.
1. Какая у вас семья- большая или маленькая? Сколько человек в семье?
2. Как зовут маму?
3. Как зовут папу?
4. Сколько детей в семье?
5. Живут ли с вами бабушка и дедушка?
6. Что общего у членов семьи?
Дети рассказывают о своих семьях по плану.
- Вы правы, у членов семьи, очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы. Что у семьи есть ещё кое- что общее. Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку.
И у мамы есть, и у папы есть,
И у меня есть, и у тебя есть.
Чтоб тебя знать, надо вслух назвать. / Фамилия/
- У каждой фамилии есть свое происхождение. Ребята, а как можно объяснить происхождение ваших фамилий?
Учащиеся вместе с учителем пытаются объяснить происхождение своих фамилий.
- Ребята, попробуйте объяснить смысл пословицы: «Без корня и полынь не растет».
Ученики объясняют смысл пословицы.
- Совершенно верно, у каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Эта наука называется « генеалогия»
Генеалогия ( от греч.слова – родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.
Творческое задание. Составление генеалогического дерева.
Остановка вторая « ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»
- В каждом государстве есть главный человек. Кто это? (Президент.)
- А в семье есть главный человек?
Ребята рассказывают, кто у них в семье главный – мама или папа.
- Испокон веков считали, что главой семьи является муж и отец. Он был кормильцем, опорой семьи. А женщине отводилась роль домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор многое изменилось. Теперь женщина не только занимается домашними делами, но ещё и работает.
Как вы думаете, семья должна жить, как ей захочется, или по какому – то закону?
Дети. По закону.
- В любом государстве есть закон, по которому живут его граждане. Называется он Конституцией. Семья также должна жить по определенным правилам. Чтобы регулировать отношения между государством и семьей, между родителями и их детьми, существует Семейный кодекс.
Учитель показывает Семейный кодекс РВ и зачитывает из него несколько статей.
Остановка третья « БЮДЖЕТ СЕМЬИ»
- Ребята, в каждом государстве существует бюджет.
Бюджет ( от англ. слова – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или лица на определенный срок ( например, год)
- Бюджет государства рассчитывается на один год, а семейный бюджет рассчитывается на месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет на месяц.
Сюжетно – ролевая игра « Мы - семья»
Из числа учеников назначаются «папа», «мама», двое «детей».
«Папа» считает на калькуляторе доходы семьи.
Заработная плата папы - 15 000 р/ месяц Заработная плата мамы - 10 000 р/ месяц
Итого доход семьи – 25 000 р/месяц
|
«Мама» считает расходы семьи.
Коммунальные услуги - 4500 р Телефон - 1000 р. Питание - 2000 р/месяц на человека Одежда - 5000 р/ месяц Лекарства – 1500р Разное – 3000 р. Итого расход семьи - 17 000р/ месяц |
Затем доходы и расходы семьи сверяются. В случаи если расход превышает доходы, необходимо познакомить учащихся с понятием «бюджетный дефицит».
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Целесообразно провести беседу о том, на чем семья может сэкономить, подвести учащихся к мысли о необходимости экономии электроэнергии и т.д.
- Ребята, вы убедились, как непросто родителям вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Объясните смысл пословицы: «По размеру ноги выбирай сапоги», « Не в деньгах счастье» ( Дети отвечают)
- Есть такое понятие – семейное счастье. Счастье для матери – это её ребёнок. Счастье для ребенка - когда у него есть любящие и заботливые родители. Счастье отца – это дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том числе и семейного.