Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психолого-педагогическое сопровождение детей, состоящих на различных видах учета

Дата публикации: 2017-12-20 11:36:47
Статью разместил(а):
Туспиякова Наталья Александровна

Психолого-педагогическое сопровождение детей,

состоящих на различных видах учета

Авторы: Туспиякова Наталья Александровна,

социальный педагог

и Топоева Ирина Ирмаковна,

педагог-психолог

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

 

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.В России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых порождают опасные для подрастающего поколения и общества тенденции:

     -  рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

- нарушение прав детей;

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

- омоложение преступности;

-увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции приводят к увеличению совершаемых правонарушений среди подростков, вследствие чего дети ставятся на различные виды учета (КДН и ЗП, ГДН, ВШУ).

      Создается необходимость психолого-педагогического сопровождения детей, состоящих на учетах.

Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

•        диагностики существа возникшей проблемы;

•        информации о путях возможного решения проблемы;

•        консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

•        первичной помощи при реализации плана решения.

Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо обучающемуся для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.

Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

Опыт социально - педагогического сопровождения позволяет вычленить основные направления деятельности социального педагога на современном этапе. Это оказание помощи в решении следующих проблем:

•        формирования здорового образа жизни;

•        личностная проблема развития подростка;

•        выбора маршрута личностного развития;

•        преодоления затруднений в социальной адаптации.

Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов. Специалисты образовательной организации рассматривают состояние здоровья подростка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития.

Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход.

Важнейшее положение системно-ориентационного подхода - опора на внутренний потенциал развития ребенка, на право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Социальный педагог, организовывая социально-психологическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации должен не только создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог - ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы образования, здравоохранения и т.д.).

 Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов.

Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный педагог должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.

Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

Значительное место в деятельности социального педагога с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации занимает образовательно-профилактическая деятельность. Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).

Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

 

Литература:

1.      Олиференко Л.Я. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска Учебное пособие.-Академия (Academia); 2004г.

2.      Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

4.      Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005.

5.      Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.

6.      Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе. Методическое пособие.М.; УЦ Перспектива, 2008-56с.

7.      Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе ( из опыта работы) /автор-составитель Л.Д.Баранова – Волгоград: Учитель, 2009-187с.

.  .  .