Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

Дата публикации: 2017-07-04 14:59:34
Статью разместил(а):
Бойко Светлана Николаевна

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

Автор: Бойко Светлана Николаевна

1.Информация об опыте работы: 

Условия возникновения опыта: 

    В последнее время вследствие кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сфер общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Вот почему в условиях реформирования современного российского общества повышается социальный статус патриотического и гражданского воспитания.

Актуальность опыта.

Следует отметить, что это направление деятельности педагогов всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, так как отсутствовала система патриотического воспитания. Необходимость разработки и реализации данной системы была вызвана резким снижением морального, нравственного, интеллектуального потенциала молодого поколения. Появилось поколение «Иванов, не помнящих родства», не знающих истории своей родины, преклоняющихся перед Западом. К основным причинам данного процесса можно отнести следующие:

-                   размылась и деградировала система определенных ценностей и как следствие – потеря преемственности поколений;

-              усилилась бездуховность в обществе;

-              появилась новая система требований общества к личности;

-              внедрились чуждые российскому обществу духовные ценности.

Но какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе в настоящее время, проблема воспитания российской молодежи всегда остается актуальной. Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 70-летия великой Победы. Оно показало, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории.

В нашей школе и мною лично, как учителем истории и обществознания, руководителем школьного  музея и краеведческого кружка накоплен опыт патриотического воспитания учащихся. Я считаю, что внеурочная деятельность по истории - это один из важнейших рычагов реализации патриотического воспитания.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенным и в развитии и становлении гражданского общества и сильной державы.

Теоретическое обоснование опыта. 

·               Закон РФ «Об образовании»;

·               Конвенция о правах ребенка;

·               Конституцией РФ;

·               Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2020 год.

·               Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Я. А. Коменского, Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского.

Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, Д. Н. Веприняк, С. Н. Винникова, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, А. Н. Зайчиков, Н. В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н. Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников

В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:

·               любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

·               осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

·               осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.

Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ведущая педагогическая идея опыта. 

             Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Новизна опыта заключается в интегративном подходе, который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой формируется личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию России, Ставропольского края, Курского района использовании мониторинговой системы с целью выявления динамики уровня обученности, воспитанности и вместе с тем уровнем сформированности ценностных ориентации необходимых учебных умений и навыков по патриотическому воспитанию.

Адресная направленность 

Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт может быть использован учителями истории, ОБЖ, классными руководителями, частично - преподавателями других предметов. Применение данного опыта имеет большое значение в повышении качества образования, повышения уровня воспитанности учащихся. Главное требование – это профессиональная подготовленность учителя, заинтересованность в своей работе, любовь к своей Родине. Выводы и результаты могут быть использованы и направлены на совершенствование и развитие педагогической системы по воспитанию патриота и гражданина.

2. Технология опыта: 

Основная цель работы - выявление организационно - педагогических условий воспитания гражданственности и патриотизма на уроках истории, во внеурочное время путем привлечения исторического и краеведческого материала.

 Задачи:

·               обновлять содержание патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;

·               формировать у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине;

·               развивать у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

·               довести до учащихся школы славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков;

·               воспитать у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

·               воспитать уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.

Основные направления по реализации опыта патриотического воспитания учащихся школы 

·               Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.

·               Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

·               Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов школьного музея.

·               Исследовательская деятельность.

·               Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися школы.

·               Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.

·               Создание мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по своему селу, району, республике, по городам-героям, местам воинской славы России с использованием ИКТ;

·                Освещение работы по патриотическому воспитанию в местных СМИ.

Педагогические технологии, используемые на уроке истории, внеклассных мероприятиях: 

1. Технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;

2. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие;

3. Технология «Имя в истории» - обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;

4. Технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;

5. Технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;

6. Технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;

7. Технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.

Для решения этих задач используются как традиционные методы обучения, так и инновационные:

• технологию модульного обучения, которая позволяет уплотнить учебную информацию и представить блоками, а также задать индивидуальный темп учебной деятельности,

• технологию организации самостоятельной работы обучающегося, особенно на старшей ступени образования,

• исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний,

• проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целю расширения и обогащения его жизненного опыта,

• технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности,

• технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся,

• педагогическая мастерская.

Формы занятий: 

1.          Уроки истории

2.          Лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);

3.          Практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);

4.          Ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);

5.          Моделирование хода событий;

6.          Диспуты;

7.          «Круглые столы»;

8.          Дискуссии (командные, проекты, групповые).

9.          Экскурсии, связанные с историей страны, республики, района;

10.     Поисковая и исследовательская работа;

11.     Уроки Мужества;

12.     Внеклассные мероприятия;

13.     Классные часы и т.п.

 

Основы организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках концепции исторического образования.

Что же такое патриотизм? Патриотизм (от греч. рatris – Родина, Отечество) – преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. «Патриотизм понимают и как проявление его субъектами чувства национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности, как первоочередное условие эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности. Патриотизм можно определить и как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания её

нераздельности, идентичности с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения своему народу». Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств личности. Стержнем этого развития является духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения его субъектами истории и культуры своего народа и их активно-деятельного участия врешении важнейших проблем современного общества. Исходя из актуальности проблемы патриотического воспитания учащихся, в нашей школе разработана и реализуется модель «Русской школы». Данная концепция развития школы базируется на принципе целостности и комплексности всестороннего развития личности учащегося как субъекта процесса обучения и субъекта русской культуры. Одним из направлений данной концепции является система гражданско-патриотического воспитания учащихся. Мною разработана программа гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель программы: формирование личности гражданина-патриота Родины на основе приоритетности, исторического и культурного наследия Родины, её духовных ценностей и традиций, преемственности поколений с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся.

5 – 9 классы (основное образование)

Цель: воспитание патриотизма через приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи: изучение истории, традиций, культуры своего народа, становления Российской армии; приобщение учащихся к выполнению исследовательских работ по краеведению с освещением вопросов патриотизма русского народа. 

Виды деятельности: встречи с интересными людьми, интеллектуальные познавательные игры, конкурсы, конференции, занятия в кружках, музейная работа, операция «Забота», военно-спортивные игры, проектная деятельность, викторины, походы.

Ожидаемые результаты: знание истории своего края, традиций, обычаев русского народа и других народов, населяющих наш край; развитие научно-исследовательских навыков и культурологических умений; формирование гражданских качеств личности.

10 – 11 классы (среднее образование)

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания.

Задачи: создавать условия для реализации гражданских качеств личности; учить школьников восприятию проблем страны как своих собственных; поддерживать и укреплять традиции школы.

Виды деятельности: музейная работа, походы и экскурсии по родному краю, проектная деятельность, поисковая работа, акции и операции, конференции.

Ожидаемые результаты: становление гражданина-патриота, знающего историю своей Родины, способного защитить свое Отечество и созидательно трудиться на благо своего народа.

Результатом реализации программы гражданско-патриотического воспитания в рамках концепции «Русская школа» является формирование личности, соответствующей модели выпускника Русской школы – патриота и гражданина России. Это:

-                   человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования;

-                   человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни;

-                   человек, свободный, осознающий свои права и признающий права других людей;

-                   человек, знающий свою родословную, малую и большую Родину, уважающий и чтящий обычаи и традиции предков;

-                   человек, в основе поступков которого преобладают гуманистические идеи и ценности;

-                   человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый встать на её защиту;

-                   человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни.

 

 Основные формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Внеклассная работа – это проводимая вне уроков воспитательная работа по предмету. Организация данной работы осуществляется через сотрудничество «учитель – ученик – родитель».

Цель: создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития самостоятельно мыслящей и ответственной личности.

Задачи:

-                   расширить область личных и общечеловеческих знаний;

-                   пробуждать познавательный интерес к предмету;

-                   развивать научно-исследовательские навыки и культурологические умения взаимодействия с миром;

-                   формировать личность гражданина-патриота Родины на основе приоритетности исторического и культурного    наследия, преемственности поколений;

-                   привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей народа.

Классная и внеурочная работа по истории органически связана между собой, так как решает одни и те же задачи.

Направления внеклассной работы:

1.     расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроке;

2.     краеведческая работа.

Принципы организации:

-              добровольный характер;

-              свобода в выборе содержания;

-          благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников;

-              исследовательский характер деятельности учащихся.

Основные формы организации внеклассной работы по истории:

1.           Спецкурс «История Ставропольского края». Реализуется программа интегрированного курса «История Отечества и историческое краеведение» (7 – 9 классы).

2.           Индивидуальная работа с одаренными детьми.

3.           Кружковая работа:

-              разработана и реализуется программа кружка «Юный музеевед» для учащихся 5 – 11 классов.

-              разработана и проходит апробацию программа кружка «Патриот»  для учащихся 9 – 11 классов.

4.           Олимпиады и конкурсы.

5.           Исторические вечера и викторины.

6.           Встречи с интересными людьми.

7.           Экскурсии в Музей истории и краеведения Курского муниципального района.

8.           Творческие проекты.

9.           Взаимодействие с органами массовой информации: СМИ, библиотеки, архивы.

10.      Поисково-исследовательская работа.

11.      Мультимедийные технологии.

12.      Школьный музей.

        Это основные формы работы с учащейся молодежью по патриотическому воспитанию, которые широко используются мною в практической деятельности как учителя истории и обществознания и руководителя историческо-краеведческого кружка. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим  лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можем быть уверены в развитии и становлении стабильного общества. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважение к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. В данной методической работе я хочу обобщить опыт организации внеурочной деятельности по формированию патриотизма школьников через средства музейной педагогики, поисково-исследовательскую работу школьников и проектную деятельность.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным поселком, деревней, городом, в котором живут ребята. От того насколько хорошо они знают и любят историю своего края зависит глубина патриотического чувства подрастающего поколения. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать свой патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные Бойко Светлана Николаевна сведения становятся особо прочными, если ребята сами участвовали в их сборе, работали в историко-краеведческом кружке, музее.

 «Школьные музеи занимают важную роль в воспитании учащейся молодежи, они помогают эффективно решать многие педагогические задачи по изучению родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой Родине». Опыт создания нашего школьного музея, который действует в школе с 1980 года, позволяет утверждать, что музей – это стержень всей воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края, массового включения учащихся в краеведческую деятельность. Музей является гордостью нашей школы, продуктом совместной деятельности учащихся и педагогов, через потенциал которого реализуется программа патриотического воспитания учащихся. Мы преследуем при этом следующие цели:

1.                 восстановить прерванную связь времен и поколений;

2.                 возродить духовные ценности;

3.                 привить любовь к родной земле;

4.                 воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

         Музей дает возможность участвовать в сохранении живой истории, помогает ощутить себя и историю как единое целое, понять прошлое и передать будущему эстафету исторической памяти.

Наши традиции держатся на трех позициях.

1. Обучение через творчество – музей руками детей. Работа по созданию музея была начата давно с небольших выставок детских работ на патриотические темы, к которым прилагался наглядный материал. Ребята заинтересовались поисковой деятельностью. С целью продолжения исследовательской работы были организованы кружки: «Патриот», «Юный музеевед». Дети вместе с руководителями вплотную занялись исследовательско-поисковой работой, пополняя музей новыми интересными находками, встречаясь с жителями села и записывая рассказы о новых экспонатах, историю их возникновения или находки, сферу применения. Этой работой заинтересовались не только члены кружков, но и остальные ребята, а также родители, односельчане. Так общими усилиями создан был наш краеведческий музей, который сейчас располагается в отдельной комнате.

В музее представлены следующие разделы:

1.                   История станицы.

2.                   История школы.

3.                   Экология станицы.

4.                   Односельчане в годы Великой Отечественной войны.

5.                   Военная экспозиция.

6.                   Литературное краеведение.

2. Вторая позиция краеведческой работы – системность, поиск вторичной информации. После создания музея встала задача развития и совершенствования поисково-исследовательской и экскурсионной работы. Необходимо было привить

ученикам навыки анализа, умение аргументировать, рассуждать, чтобы проект создания и деятельности музея был научно-исследовательским.

3. Третья позиция – воспроизводимость: бинарные уроки, которые ведет не только учитель, но и ребята – экскурсоводы, приглашенные гости. Такие уроки, проходящие в музее вызывают большой интерес у ребят. «Через них происходит воспитание через эмоциональное единение разных поколений».

На основании этих трех позиций выделяются 4 задачи в работе музея:

1.                 активизация познавательной деятельности через исследование, поиск;

2.                 формирование учебной компетенции «учись учиться» через встречи с интересными людьми разных поколений;

3.                 развитие умений и навыков научно – исследовательской работы и культурологического умения взаимодействия с миром.

4.                 коммуникативная: научить общению с людьми.

Я считаю, что данные задачи и их реализация особенно важны для учащихся небольших сельских школ, где они имеют ограниченные возможности доступа к информации, взаимодействия с социумом.

Исходя из этого, определяются три основных направления работы школьного музея:

1.  Краеведческо – исследовательская работа.

Она осуществляется через деятельность кружка, систему поисковых заданий. Эта работа позволяет научить ребят бережно относиться к историческому прошлому и адаптироваться в настоящем.

Особая уникальность школьного музея в том, что он живой. Через него проходит поколение за поколением, оставляя свой след. В отличие от сухих страниц учебников, музей позволяет ребятам прикоснуться к кусочкам живой истории в виде писем и одежды, предметам ремесла и быта. И не только прикоснуться, но и активно включиться в практическую работу по познанию истории – поиск, анализ, восстановление, оформление. Поисково-исследовательская технология позволяет включать в содержание образования чувства и переживания школьников. Данная методика оценивает не только знания, но также и умения исследовательского характера: найти и проанализировать материал из различных источников, включая местный материал, сформулировать и отстоять свою точку зрения, подготовить собственные предложения по решению конкретной проблемной ситуации.

Поисковая работа играет значительную роль в воспитании гражданско-патриотических чувств у учащихся. В музее создана книга Памяти с рассказами детей о своих родных – фронтовиках, собран огромный материал с записями воспоминаний тружеников тыла.

В год 70-летия Победы, в рамках музея осуществлялась большая работа. На  районной краеведческой конференции движения «Отечество» поисково-исследовательские работы учащихся заняли в двух номинациях: документальный фильм и проект первые места.

Второе направление работы школьного музея – экскурсионное. В реализации данного направления мною используются следующие формы работы:

- организация экскурсий с учащимися;

- подготовка и проведение экскурсий экскурсоводами школьного музея;

- организация походов и экспедиций по родному краю.

Удивительные открытия, находки еще больше усиливают интерес ребят  к краеведению, а человек – интересующийся своими национальными истоками, любящий свою культуру и есть истинный патриот. Важно и то, что при проведении экскурсий, рассказывается о специфике музейного дела, обращается внимание детей на степень сохранности экспонатов. В музее ребята знакомятся с понятием «музейный каталог», узнают о принципах

создания экспозиций. Это очень важно, так как многие учащиеся являются экскурсоводами школьного музея. Таким образом, они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов. В рамках кружка «Краеведение и музейное дело» готовятся экскурсоводы. Я руковожу подготовкой экскурсий, которые разрабатываются ребятами старшеклассниками. Экскурсоводами нашего музея разработаны и проводятся такие экскурсии: «Здравствуй музей» (обзорная экскурсия), «Дорогами славных побед», «Старый дом и всё, что в нём», «История школы». Темы экскурсий неразрывно связаны с направлением поисковой деятельности школьников, с изучением школьной программы. Целью каждой экскурсии является воспитание гражданственности, патриотизма, добросовестного отношения к труду. Например, цель экскурсии «Дорогами славных побед» - воспитание у школьников чувства патриотизма. Задачей является показать как в годы Великой Отечественной войны наши земляки проявили мужество, стойкость духа и преданность Родине.

Третье направление – творческое. На нем замыкается вся работа нашего школьного музея.

Основные формы:

-                   разработка и оформление экспозиций;

-                   организация выставок;

-                   встречи с интересными людьми;

-                   изготовление экспонатов, творческие проекты.

Встречи с ветеранами войны и труда, которые традиционно проходят в школьном музее, напутствия ветеранов – все это передача эстафеты служения Родине. В нашем музее есть стенд, возле которого дети с замиранием сердца не только слушают рассказы экскурсоводов о наших земляках, воевавших на полях Великой Отечественной войны, но и видят

дошедшие до нашего времени и хранящиеся в музее фронтовые письма. На встречи в наш музей мы приглашаем и воинов - афганцев, тружеников тыла, ветеранов педагогического труда. Ведь все они живые свидетели истории.

Работа нашего школьного музея, учащихся по краеведению получила высокую оценку на районном, краевом  уровне.

Опыт работы  по теме «Патриотическое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время» обобщен на районном уровне и используется

как консультативный материал для педагогов. Она имеет публикации в районной газете «Степной маяк», в сборнике Центра научных инвестиций «Роль школьного музея в формировании исторической памяти подрастающего поколения в системе воспитательной деятельности школы».

  В 2015 году  приняла участие в работе II Международного конгресса учителей «Учителя победы – за детство без фашизма», который проходил в Москве, где выступила по теме «Гражданско - патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях в Курском муниципальном районе Ставропольского края».

3. Результативность опыта работ:

              Хотя результаты гражданско-патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к истории, к краеведению, к изучению истории родного края. Мне удалось заинтересовать подростков историей страны, историей родного села, и результаты говорят сами за себя.. Проведены интеллектуальные марафоны, посвящённые Сталингдской и Курским битвам, уроки мужества «Давно окончилась война», приуроченные Дню Победы и Дню защитника Отечества. На базе музея МОУ СОШ №2 прошло мероприятие по теме «Герои Советского Союза- наши земляки». Учащиеся рассказали о боевых подвигах наших земляков: Селивантьеве Фёдоре Григорьевиче, Филько Иваен Яковлевиче, Щербакове Петре Павловиче.

      Рамках празднования 20- летия Дня Конституции в школе было проведено совместно с библиотекой МОУ СОШ №2 мероприятие для учащихся 8 классов «Конституция- сквозь призму времени», почётные гости, районный совет ветеранов

во главе с Вощановым Н.И., выразили признательность всему коллективу школы о популизации патриотического воспитания в образовательном учреждении.

В результате работы по данным темам были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с историческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания, учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность,

и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Значимость данного опыта заключается в следующем:

— определены возможности урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— создана система гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе изучения истории и обществознания;

— выявлены педагогические условия, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию школьников в процессе изучения истории и обществознания.

Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.

Мои воспитанники  – призеры районных, краевых и Всероссийских олимпиад, конкурсов по истории и обществознанию. Так, в 2014 году её воспитанница заняла второе место в районном этапе Всероссийской олимпиаде по истории. В 2015 году её ученица заняла призовое место в Международном конкурсе «Юридический дебют». В 2016 году её обучающиеся заняли 1 место в региональном рейтинге  по обществознанию, они победители Всероссийских предметных соревнований.  Творческая группа школьников заняла 1 место в конкурсе видеоматериалов «Край родной навек любимый» в районном слёте участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество – 2016» в номинации «Документальный фильм»,а в крае фильм «Музей-центр патриотического воспитания молодежи» получил 4 место Её воспитанники заняли 1, 2, 3 места в международном блиц-турнире по истории России «История предков» проекта «Новый урок». При непосредственном участии Светланы Николаевны воспитанники школы являются победителями и призерами школьных и районных конкурсов таких как: «За честь школы», «Лидер ҲҲΙ века», «Страницы истории».

 Проводятся патриотические мероприятия в музее по темам: «Мы этой памяти верны», «Есть память, которой не будет конца», «Курский район в истории ВОВ в период с августа 1942 года по январь 1943 года», «День России», «История Российского флага от основания до современности» и др.

Мною был проведён мастер-класс для руководителей школьных музеев по теме «Роль современного музея в воспитании подрастающего поколения».

     Заключение. 

В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве учителя истории по теме «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы и формы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников школы, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков,внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации учащихся, демонстрацию значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

·               используемый комплекс оптимальных организационно-педагогических условий в рамках деятельности школы эффективен для формирования в учащихся качеств гражданина и патриота;

·               ученики проявляют интерес к мероприятиям гражданско-патриотической направленности;

·               воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна и для педагогов, и для классных руководителей, и для школы в целом.

Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

4. Библиографический список:

1.           Закон РФ «Об образовании»;

2.           Конвенция о правах ребенка;

3.           Конституцией РФ;

4.           Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2020 год.

5.           Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

6.           Л.А.Альшевская «Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы»

 

.  .  .