Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у школьников

Дата публикации: 2017-12-03 17:27:57
Статью разместил(а):
Колесникова Татьяна Васильевна

Методы и приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках гуманитарно-эстетического цикла

 Автор: Колесникова Татьяна Васильевна

(МАОУ «СОШ №26», г.о. Балашиха)

 

Духовно-нравственное  воспитание  младшего  школьника  происходит главным  образом  и  прежде  всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.  На уроках  дети  приучаются  к самостоятельной работе, для  успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих  товарищей,  сопоставлять  свои  знания  со  знаниями  остальных, отстаивать  мнение,  помогать  и  принимать  помощь.

В  нашей  жизни  существует  противоречие  между  знаниями  и  их использованием, умениями  и  поведением  человека, приобретенными им навыками  и  совершаемыми  поступками. Почему  знающий  не  поступает согласно своему знанию, не использует его? Это  означает,  что знания  не повлияли на саму личность, на ее качество,  ничего  не  изменили  в  ее сущности.  Как  сделать  так,  чтобы педагогические  усилия  достигали  своей  цели  и  приводили  к   развитию личности?

В  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их  в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были  даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей   поверхностной  информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Традиционные  подходы  к  нравственному  образованию  школьников  в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема  обогащения нравственного опыта учащихся  путем  внедрения  более  продуктивных  педагогических  технологий  (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начну  с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.   На это я  опираюсь при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда  это  нужно  именно  ему,  когда  у  него  имеются определенные  мотивы  для  ее  выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

 

1.Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

-        новизна, практическая значимость подаваемого материала;

-        четкое структурирование;

-        логичное, яркое, контрастное выступление;

-        ритмичное чередование видов деятельности;

-        опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

 

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

 

3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

 

4. Культура общения:  гуманное отношение,  доверие  к  ученикам, разнообразие  деятельности  и  полнокровная  жизнь  в  классе.

 

5. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности.

Теперь воздействую  на эмоциональную сферу. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений на уроках литературного чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить.  И уроки чтения в этом плане дают богатую возможность для формирования нравственных качеств и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за пределом слов. В основу работы над текстом берется деталь произведения, иначе говоря – авторское слово. Это помогает постановке проблемного вопроса, чтобы ярче и полнее выделить идею произведения.

В течение всего курса обучения ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Определение понятий раскрываю на уроках по-разному: формирую в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога; в ходе беседы или анализа ситуации  вывожу учеников на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя терминов; уточняю  значение уже известных учащимся слов.

Персонажи художественного текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах  и обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту, в зависимости от темы занятия. Работа по произведению или предложенной детям жизненной ситуации строится на выяснении причин возникновения конфликта и возможных путей его разрешения, мотивов поведения персонажей, оценке поведения или поступка и определение каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации.

Очень важно, на мой взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован  и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его  личностные  ценности. В  связи  с  этим  представляет  интерес ситуационный  подход,  соответственно  которому  процесс  обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

–  проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

–  конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

–  оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

–  аналитическая -используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а так же ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Одним из методов решения этической ситуации выступает метод сопереживания. Предлагаю учащимся рассказать, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. «Поставить себя на место участников, проникнуть их чувствами, при этом быть осторожными с оценками». Далее предлагается сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объяснить поведение участников, спрогнозировать поведение при измененных условиях, предложить свою стратегию и тактику решения ситуации.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.

Педагогический опыт убеждает в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой. Каждый вид искусства особо воздействует на человека своими средствами и материалами: литература - словом, музыка - звуками, изобразительное искусство – красками.

Литература, музыка, живопись – взаимообогащенные виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Детям подросткам, легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом. Вот почему, знакомя детей с психологическими произведениями И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, предлагаю изобразить героев сначала цветом, а сюжетную линию – цветовой гаммой.

Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальное произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы.

Все задания на уроке должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размыш- лению. Придумываем  побасёнки, загадки, сказки. Изучение сказок учит читателей следо вать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой  и миром. Создаем книжки-малышки. Продуктивной формой стала  и ролевая игра. На протяжении всего курса, начиная с 1 класса, проводятся игры «Радиотеатр» и «Театр», где разыгрываются сценки по прочитанным произведениям, ставятся спектакли по пьесам.

Эти приемы помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства.

Чтобы глубже понять главную мысль произведения дети на уроке иллюстрируют его. Перед иллюстрированием они рисуют словесную картину по каждой части.

Подхожу  к  концу урока. Итог предполагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Или  учащимся необходимо составить и задать перечень вопросов для подведе ния итога урока, выделив тем самым все значимое. Иногда объявляю заранее, кто будет подводить итог урока, особенно для слабых учащихся. Это позволяет сконцентрировать учащихся на протяжении всего урока. Также итог может быть сформулирован  и  в  виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует предложить детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность или полезную общественную работу (в виде акций, проектов 

Опираясь на вышеизложенное, могу сделать вывод, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.

.  .  .