Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Дата публикации: 2017-12-01 20:09:36
Статью разместил(а):
Хуснимарданова Дания Исмагзамовна

Урок развития речи по теме

«Подготовка к написанию сжатого изложения»

для 9 класса

Автор: Хуснимарданова Дания Исмагзамовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ д. Уршады-филиала МБОУ СОШ с.Урмиязы Муниципального района,

Аскинский район Республики Башкортостан 

 

Цель урока: создать условия для овладения навыками написания сжатого изложения.

Задачи:

1) образовательные:

- подготовка к ОГЭ: обучение видам сжатия текста;

- развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

- развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии;

2) развивающие: 

- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

3)воспитательные:

-Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.

-Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.

 

Оборудование:, технологические карты (на каждого  учащегося), презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста».

 

                                         Ход урока 

      Здравствуйте! Сегодня мы обсудим с вами первое задание теста ОГЭ (Основного Государственного Экзамена).,который сдают в 9 классе. Всего   тест включает 15 заданий. Первая из них это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, так называемая – сжатое изложение.

   Сжатое изложение вы будете слушать по тексту дважды, а эксперты будут его проверять по определённым критериям. И вам нужно знать об этих критериях .                                                                              Познакомимся критериями оценивания сжатого изложения.(Дети читают по одному критерию)(слайд 1)

   2.  По второму критерию - сжатию текста,  вы можете заработать 3 балла. Вот сейчас и прослушаем как же можно сжать текст, чтобы заработать  эти 3 балла( аудиозапись)

3. Работать будем по текстам  Дмитрия Сергеевича  Лихачева и на его текстах поучимся сжимать текст.(слайд2)

Дмитрий Сергеевич  Лихачев литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

-Работать мы сегодня будем на листах. Подпишите свои листы, поставьте дату.(листы для записи и  самооценки, тексты для сжатия по группам)

 

4. Ваше домашнее задание к уроку – повторить понятия:

Текст. Тема текста .Идея текста. Стиль текста .Тип речи.

Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий. 

5.А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю слова Д.С.Лихачёва 

« Предложение – великое изобретение человечества, равно как и слово. В нём всё: и бездна Вселенной, и морские глубины ,и тайны бытия ,и многовековая пыль Вечности..»(приём сжатия текста)

(Лихачёв писал ,что  предложение –великое изобретение человечества, в нём есть всё.)                                                                     

 

6. -Я предлагаю вам прослушать текст  Д. С. Лихачева. (аудиозапись). Слушание текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея и выписать ключевые слова 

(1) Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота. 

(6) И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. (7) Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность  жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

(9) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.(10)Сегодня ,когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.(11)Следование путём добра-путь самый приемлемый и единственный для человека.(12)Он испытан, он верен ,полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

 

7. Работа с текстом:

1) Повторение теоретических сведений

А) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

(Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)

 

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств) 

  – Как вы понимаете смысл слова доброта?

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

- Подберите и запишите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)

 

 Автор, рассуждая о человечности, приводит целый ряд слов- синонимов -ассоциаций. Составьте свой словарик ключевых понятий из текста, которые ассоциируются со словом «человечность» и запишите его. (доброта, доблесть, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, ласка, эмоциональная культура, чуткость, отзывчивость, истина                                      

- Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти школу воспитания добрых чувств)

Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З-«Земля»,» М»-Мыслите, »Л-Люди», буква Д обозначалась словом »Добро», Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.

 

В) - Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты.

Выделите в тексте три микротемы ,  которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.  

(1.Без доброты нет подлинной теплоты  сердца, невозможна душевная красота) 

(2.Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.) 

(3.Следование путём добра-путь самый приемлемый и единственный для человека)

Г)- В чём красота доброты? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую  идею, и запишите его номер (11. Следование путём добра-путь самый приемлемый и единственный для человека)

д). - К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему. 

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему) 

В-третьих, в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.). Это тоже характерно для публицистического стиля). 

- Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям). 

- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ((логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

е). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)- проверка 

 

5. Работа над приемами сжатого изложения                                                            

Запишем сжато текст по абзацам

6). Выполнение тестовых заданий ГИА 

– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (учащиеся после демонстрации задания записывают ответ и осуществляют самоконтроль, ставя знак + в соответствующие графы) 

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть; 

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве; 

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова; 

г) Через дружбу, товарищество воспитывается сердечность. 

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 

1) волнениях      2) рождается 

3) переживания   4) растений 

3.  Замените словосочетание эмоциональную школу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

4. Среди предложений 6-8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. 

  

   ответы     

1).2          2).4    3).школа эмоций      4).6

 

5. Итог урока (рефлексия). Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку. 

- Мы учились выполнять анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки. 

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике. 

Продолжили подготовку к итоговой аттестации  

 

6. Домашнее задание: выучить алгоритм работы над сжатым  изложением 

Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение   Алексея Нескородова, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

·         Красиво жить не запретишь,

·         И с Божьей помощью, быть может,

·         Ты где-то, в чем-то победишь,

·         Я знаю, Бог тебе поможет!

·         Поможет Он тебе любить,

·         Быть добрым, честным и бесстрашным,

·         Добро на всей земле дарить

·         И жить в гармонии в мире нашем!      

- Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценки ОГЭ

ОГЭ по РЯ 9 класс 

Проверка и оценивание заданий

№ 

Критерии оценивания сжатого изложения 

Баллы 

ИК1 

Содержание изложения 

 
 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2 

Сжатие исходного текста 

 
 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 

 
 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

 

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                                        

                                         Тест 

1. (А 4). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;

г) Через дружбу, товарищество воспитывается сердечность.

 

2. (А5). Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях      2) рождается

3) переживания   4) растений

3. (В2). Замените словосочетание эмоциональную школу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. (В4). Среди предложений 6-8 найдите сложноподчинённое  предложение с придаточным определительным.

 

Ответы:

   1.2

    2.4

   3.школа эмоций

   4.6

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инструкция «Как писать сжатое изложение» 

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 

2. Найдите среди них главную мысль. 

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 

7. Обдумайте средства связи между частями. 

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике 

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                   Упражнение на исключение

Любовь к родному краю , к родной культуре, к родной речи начинается  с малого-с любви к своей семье ,к своему дому. И ещё -с уважения  к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё –пусть и непонятное тебе –родное слово.                                 (По Д.С.Лихачёву)

Любовь к родному краю ,культуре  начинается с малого-с любви к своей семье ,с уважения к людям.

                   Упражнение на обобщение

 Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде .В своём архитектурном облике город связан  с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.(По Д.С.Лихачёву

 Я родился  и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

 

                   Упражнение на упрощение

 Как   относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит ,что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти  иные, грустные ,а порой  и горестные  картины.(По Д.С.Лихачёву

  Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные ,горестные картины.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

Лист самооценки.

Имя____________________

 

Я знаю отлично («5»)

Я знаю хорошо

(«4»)

Я знаю плохо

(«3»)

Я не знаю

(«2»)

1. устная работа (отвечаю на вопросы, активно работаю)

 

 

 

 

2. Приемы сжатия текста

 

 

 

 

3. Письменная работа над сжатием текста

 

 

 

 

4. Выполнение тестовых заданий

 

 

 

 

5. Итоговая оценка за урок

 

 

 

 

                                                                                                                       

(1) Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота. 

  (6) И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. (7) Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность  жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях. 

                  

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(9) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.(10)Сегодня ,когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.(11)Следование путём добра-путь самый приемлемый и единственный для человека.(12)Он испытан, он верен ,полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом 

.  .  .