Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Русская народная игрушка - матрёшка

Дата публикации: 2017-05-27 07:53:23
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» 

Воспитатель: Ежова А.А. (средняя группа)

 

Возраст детей: 4 -5 лет (средняя группа). 

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи: познакомить с русской народной игрушкой ( матрешкой) как символом русского народного искусство; расширить словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, к творчеству, воображение.

Планируемые результаты: иметь представление о матрешке как о символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам.

Материалы: разные виды матрешек плоскостное изображение матрешек, кисти, краски, русская народная музыка.

Словарь: расписная матрешка деревянная, игрушка- неваляшка.

 

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе игрушек! Они вам нравятся?

Дети: Да, нам очень нравятся наши игрушки!

Воспитатель: А у вас есть любимая игрушка?

Дети: Есть. Дети называют свои любимые игрушки.

Воспитатель: А сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:

Рядом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. 

Дети: Матрешка!

Воспитатель: Кто  матрешку такую придумал? Кто из вас знает?

Дуйте в дудки, бейте в ложки:

«В гости к нам идут матрешки!»

Ножки деревянные

Матрешечки румяные.

Воспитатель расставляет матрешек со словами:

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

И вся семья в матрешке

Как в доме деревянном.

Открой - увидишь чудо:

Матрешенька - найденыш.

А там еще! Откуда?

А там опять найденыш!

-Давайте поздороваемся с главной матрешкой, ее зовут Матрена.

Дети : Здравствуй тетушка Матрена! Как сама, жива-здорова?

Матрена: Все бы ничего, да потеряли мы в лесу меньшую нашу куколку Матрешеньку-милашеньку.

Дети указывают на самую маленькую.

Матрена:                      

 Вот радость-то ! Вот счастье-то!

Умыты ручки –ножки

У каждой у матрешки.

Поглажены одежки,

Почищены сапожки.

Поют матрешки в хоре,

Живут, не зная горя!

- Веселая матрешка родилась100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, то была игрушка-неваляшка, внутрь вкладывалась еще одна такая кукла. И тогда худоник для русских детей выдумал куклу, похожую на японскую. А кукла была необычная ,с чудесным сюрпризом: внутри первой сидела кукла меньшем, а в той еще меньше, и  еще, и еще.

Воспитатель помогает Матроне и показывает матрешку.

Марена:

- С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной  сарафанчик, в яркий платочек. Ни у одной сестрици не было похожего наряда. Думал художник, как е назвать красавицу? И назвал старинным русским именем Матрешей.

Физ. минутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Матрена:

- Ребята, а как вы думаете, из чего сделана матрешка?

Дети: Из дерева.

Матрена: Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получалось?

Дети: Раскрашивали матрешек красками.

Матрена: Верно, их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку».

Дети: собирают матрёшек, пробую их на ощупь.

Воспитатель:  А почему матрешки не пачкаются и рисунок не стирается так долго? Правильно, их покрывают лаком.

Матрена:

 - Я – русская матрешка являюсь символом России.

Воспитатель и дети благодарят Марену .

Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрёшку.

Дети: Очень хотим!

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

 

 У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет придумать наряд для матрешки и украсить сарафан.

Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».

Воспитатель: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Воспитатель: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

Дети: О матрешке!

Воспитатель: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?

Дети: Вырезают из дерева.

Воспитатель: Матрешку можно подарить на добрую память своим друзьям и родственникам, которые живут в разных странах.

 

Ребята вы были очень внимательны, отзывчивы, добры, трудились как настоящие мастера, поэтому у вас всё получилось! И своих красивых матрешек вы подарите своим близким.

.  .  .