Профилактика профессионального выгорания педагогов
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Авторы: Ковалева Лидия Николаевна,
Рожкова Наталья Леонидовна,
Сушенцева Лариса Аркадьевна
МБДОУ "Детский сад №168", г.Новокузнецк
Концепция развития системы образования в Российской Федерации до 2020 г. рассматривает кадровое обеспечение отрасли, как важнейший фактор эффективного функционирования системы образования. Обеспечение учреждений квалифицированными и мотивированными к качественному труду сотрудников–одна из основных целей развития отрасли. Кадровый потенциал, кроме прочего, определяется состоянием здоровья, к которому в дошкольных учреждениях предъявляются высокие требования,
Здоровье педагогичеких работников часто рассматривается лишь в базовом аспекте применительно к условиям труда и оценке нагрузки на персонал. Однако динамическое наблюдение, проводившееся в течение последних 5 лет, показало, что у педагогических работников показатели стресса и депрессии до 40% превышают аналогичные показатели у других сотрудников дошкольного учреждения.
Основными причинами высокой распространенности эмоционального напряжения в психической сфере среди педагогов связаны с профессиональными особенностями их труда:
- быстрота реакции, своевременное принятие решений, стрессоустойчивость;
-высокая ответственность за жизнь детей дошкольного возраста;
-взаимодействие между профессиональными, личностными и внешними факторами у некоторых педагогов;
- дестабилизирующая организация профессиональной деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
-потребность в постоянной, дополнительной профессиональной подготовке.
Описанный более 30 лет синдром профессионального выгорания обозначает состояние усталости и разочарования среди педагогических работников, причины которого - чрезмерные требования к их личностным ресурсам. Он включает эмоциональное истощение (высушивание эмоций и чувство измотанности работой), обезличивание (отрицание личностного отношения к личности детей), снижение удовлетворенности своими достижениями (чувство невозможности улучшить производительность труда).
Цель работы: изучить вопрос профессионального выгорания среди педагогов МБ ДОУ "Детского сада №168".
Задачи: провести исследование среди работников, выявить причины появления синдрома профессионального выгорания, найти способы снижения риска проявлений синдрома профессионального выгорания среди педагогических работников.
Материалы и методы:
По специально разработанной анкете было проведено изучение самооценки здоровья 12 педагогов МБ ДОУ "Детский сад №168".
Изучалось мнение педагогического персонала об интенсивности психоэмоциональных нагрузок, о состоянии здоровья, его физической и психической составляющих, фактах нарушения здоровья вследствие профессиональной деятельности, сферах нарушения профессионального здоровья. При анализе учитывался возраст и стаж педагогической деятельности респондентов.
Результаты исследования
По нашим данным, ежедневно испытывают психоэмоциональное напряжение на рабочем месте 43% педагогов. Наиболее устойчивы к психоэмоциональным нагрузкам молодые сотрудники, в возрасте до 30 лет. С 40-летнего возраста, педагоги, считают, что подвергаются ежедневному психоэмоциональному напряжению. Педагоги, проработавший в сфере образования более 20 лет, уже существенно реагирует на условия работы, актуально переживая повышенную стрессовую составляющую рабочей среды.
При анализе мнения педагогов с разным стажем работы различные факты нарушения здоровья отметили специалисты всех групп. Так, даже в группе педагогов со стажем до 10 лет 23% считают свое здоровье нарушенным. В группе со стажем работы более 20 лет, нарушение здоровья отмечают 38% сотрудников. С увеличением стажа педагогической деятельности существенно возрастает озабоченность персонала состоянием его здоровья.
Состояние своего психического здоровья 22,8% как удовлетворительное,17,9% как отличное. Психическое нeблaгoпoлyчиe как признак нарушения здоровья отметили 12,7% респондентов ,психологические проблемы — 20,9%.
Синдром эмоционального выгорания различной степени выраженности выявлялся у 43% обследованных.
Изучая причины, приводящие к формированию у них синдрома эмоционального выгорания, были выделены следующие: длительная ролевая деформация, слабая положительная поддержка в коллективе, отсутствие стимулов для личностного и профессионального роста, высокая эмоциональная напряженность педагогического труда, рутинизация профессиональной деятельности педагогов.
Наличие высоких нервно-эмоциональных нагрузок обусловливает необходимость психологического сопровождения процесса профессионального развития личности педагогов.
Основными профилактическими и лечебными мероприятиями, проводимых с целью сохранения психоэмоционального здоровья педагогического персонала, которые нами используются: здоровье-сберегающие технологии (физминутки, дыхательные гимнастики, релаксация, точечный массаж, визуализации и др), семинары-практикумы по сохранению здоровья.
Данные технологии позволяют стимулировать и сохранять здоровье педагогов. обучить здоровому и правильному образу жизни.
Таким образом, нами показаны распространенность отдельных элементов составляющих профессионального выгорания у педагогических работников дошкольного учреждения, выделены основные направления деятельности по сохранению профессионального здоровья: профессиональная диагностика, профессиональная коррекция и поддержка педагогического персонала а также своевременная профилактика нарушений здоровья. В отношении молодых специалистов необходимо повышенное внимание к этапу их адаптации: вместе с предъявлением высоких профессиональных требований к молодым специалистам, требуется адекватное отношение к отсутствию у них опыта, акцентирование внимания не только на обучении, но и на психологической поддержке коллег, необходимость наставничества и кураторства молодых специалистов.