Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Профилактика профессионального выгорания педагогов

Дата публикации: 2017-11-14 09:39:12
Статью разместил(а):
Ковалева Лидия Николаевна

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Авторы: Ковалева Лидия Николаевна,

Рожкова Наталья Леонидовна,

Сушенцева Лариса Аркадьевна

МБДОУ "Детский сад №168", г.Новокузнецк

 

Концепция развития системы образования в Российской Федерации до 2020 г. рассматривает кадровое обеспечение отрасли, как важнейший  фактор эффективного функционирования системы образования. Обеспечение  учреждений  квалифицированными и мотивированными к качественному труду сотрудников–одна из  основных целей развития отрасли. Кадровый  потенциал, кроме прочего, определяется состоянием здоровья, к которому в дошкольных учреждениях предъявляются высокие требования,

Здоровье педагогичеких работников часто рассматривается лишь в базовом аспекте применительно к условиям труда и оценке нагрузки на персонал. Однако динамическое наблюдение, проводившееся в течение  последних 5 лет, показало, что у педагогических работников показатели стресса и депрессии до 40% превышают аналогичные показатели у других сотрудников  дошкольного учреждения.

Основными причинами высокой распространенности эмоционального напряжения в психической сфере среди педагогов связаны с профессиональными особенностями их труда:

- быстрота реакции, своевременное принятие решений, стрессоустойчивость;

-высокая ответственность за жизнь детей дошкольного возраста;

-взаимодействие между профессиональными, личностными и внешними факторами у некоторых педагогов;

- дестабилизирующая организация профессиональной деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);

-потребность в постоянной, дополнительной профессиональной подготовке.

Описанный более 30 лет синдром  профессионального выгорания обозначает состояние усталости и разочарования среди педагогических работников, причины которого -  чрезмерные требования к их личностным ресурсам. Он включает эмоциональное истощение (высушивание эмоций и чувство измотанности работой), обезличивание (отрицание личностного отношения к личности детей), снижение удовлетворенности своими достижениями (чувство невозможности улучшить производительность труда).

 

Цель работы: изучить вопрос профессионального выгорания среди педагогов МБ ДОУ "Детского сада №168".

Задачи: провести исследование среди работников, выявить причины появления синдрома профессионального выгорания, найти способы снижения риска проявлений синдрома профессионального выгорания среди педагогических работников.

Материалы и методы:

По специально разработанной анкете было проведено изучение самооценки здоровья 12 педагогов МБ ДОУ "Детский сад №168".

Изучалось мнение педагогического персонала об интенсивности психоэмоциональных нагрузок, о состоянии здоровья, его физической и психической составляющих, фактах нарушения здоровья вследствие профессиональной деятельности, сферах нарушения профессионального здоровья. При анализе учитывался возраст и стаж педагогической деятельности респондентов.

 

Результаты исследования

По нашим данным, ежедневно испытывают психоэмоциональное напряжение на рабочем месте 43% педагогов. Наиболее устойчивы к психоэмоциональным нагрузкам молодые сотрудники, в возрасте до 30 лет. С 40-летнего возраста, педагоги,  считают, что подвергаются ежедневному психоэмоциональному напряжению. Педагоги, проработавший в сфере образования более 20 лет, уже существенно реагирует на условия работы, актуально переживая повышенную  стрессовую составляющую рабочей среды.

При анализе мнения педагогов с разным стажем работы различные факты нарушения здоровья отметили специалисты всех групп. Так, даже в группе педагогов со стажем до 10 лет 23% считают свое здоровье нарушенным. В группе  со стажем работы более 20 лет, нарушение здоровья  отмечают 38% сотрудников. С увеличением стажа педагогической деятельности существенно возрастает озабоченность персонала состоянием его здоровья.

Состояние своего психического здоровья 22,8% как удовлетворительное,17,9% как отличное. Психическое нeблaгoпoлyчиe как признак нарушения здоровья отметили 12,7% респондентов ,психологические проблемы — 20,9%.

Синдром эмоционального выгорания различной степени выраженности выявлялся у 43%  обследованных.

Изучая причины, приводящие к формированию у них синдрома эмоционального выгорания, были выделены следующие: длительная  ролевая деформация, слабая положительная поддержка в коллективе, отсутствие стимулов для личностного и профессионального роста, высокая эмоциональная напряженность педагогического труда, рутинизация профессиональной деятельности педагогов.

Наличие высоких нервно-эмоциональных нагрузок обусловливает необходимость психологического сопровождения процесса профессионального развития личности педагогов.

Основными профилактическими и лечебными мероприятиями, проводимых с целью сохранения психоэмоционального здоровья педагогического персонала, которые нами используются: здоровье-сберегающие технологии (физминутки, дыхательные гимнастики, релаксация, точечный массаж, визуализации и др), семинары-практикумы по сохранению здоровья.

Данные технологии позволяют стимулировать и сохранять здоровье педагогов. обучить здоровому и правильному образу жизни.

Таким образом, нами показаны распространенность отдельных элементов составляющих профессионального выгорания у педагогических работников дошкольного учреждения, выделены основные направления деятельности по сохранению профессионального здоровья: профессиональная диагностика, профессиональная коррекция и поддержка педагогического персонала а также своевременная профилактика нарушений здоровья. В отношении молодых специалистов необходимо повышенное  внимание к этапу их адаптации: вместе с предъявлением высоких профессиональных требований к молодым специалистам, требуется адекватное отношение к отсутствию у них опыта, акцентирование внимания не только на обучении, но и на психологической поддержке коллег, необходимость  наставничества и кураторства молодых специалистов.

.  .  .