Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа по преодолению ТНР при интеграции деятельности логопеда и инструктора по ФИЗО

Дата публикации: 2017-11-12 20:46:07
Статью разместил(а):
Можина Екатерина Ивановна

Система работы по преодолению ТНР в процессе интеграции деятельности учителя-логопеда и инструктора по ФИЗО

Авторы: Можина Е.И., учитель-логопед,

и Петрова М.М., инструктор по ФК

(ГБДОУ № 45 Колпинского района Санкт-Петербурга)

Система работы по преодолению речевых нарушений детей 5-6 лет с ОВЗ (ТНР) путем активизации двигательной сферы в процессе интеграции деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре разработана педагогами Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №45 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга, приоритетным направлением работы которого является коррекция речевых нарушений детей с ОВЗ (ТНР).

Многочисленные исследования врачей-педиатров, педагогов-психологов, учителей-логопедов констатируют у детей с нарушениями речи недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений.

Согласно исследованиям Л.В. Лопатиной [6], проявления общей моторной недостаточности вариативны и качественно неоднородны. Наблюдается двигательная неловкость, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей  с нарушениями речи создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия. Н.А. Бернштейн [1], Г.В. Гуровец, С.И. Маевская [4],  И.Б. Карелина [5], А.Р. Лурия [8], М.В. Серебровская [10] подтверждают целесообразность и эффективность проведения работы по коррекции нарушений моторной сферы у детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, особую актуальность приобретает комплексный подход к решению задач физического и речевого развития.

Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает включение логопедических упражнений не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре. Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие двигательной и речевой активности детей занимают упражнения с мячом и на фитболах. Мяч – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны.

Для детей с тяжелым нарушением речи характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов [9], А.Р. Лурия [8]. По результатам анализа научно-методической литературы, была сформулирована ЦЕЛЬ:

·                 преодоление речевых нарушений детей с помощью развития и коррекции двигательной сферы.

Логопед и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с ТНР и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе. При разработке проекта были сформулированы более конкретные ЗАДАЧИ:

       Образовательная область  «Речевое развитие» Коррекционная работа 

·                  продолжать формировать у детей умения правильно слушать и слышать речевой материал;

·                  формировать у детей умение отвечать короткими  предложениями в соответствии с требованиями взрослого, с использованием наглядного материала;

·                  развивать зрительное и слуховое  внимание; 

·                  развивать просодические компоненты речи; 

·                  расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме;

·                  совершенствовать грамматический строй речи.

         Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»                       

·                  совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

·                  развивать духовный потенциал, мотивацию успешности.

         Образовательная область « Познавательное развитие»

·                  содействовать развитию у детей устойчивости внимания, процессов мышления и памяти в ходе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

·                  совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

          Образовательная область «Физическое развитие»

·                  совершенствовать умения координировать речь с движением;

·                  развивать общую моторику;

·                  развивать мелкую моторику;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

·                   развивать эмоциональную отзывчивость. 

Интеграция речевого и физического развития осуществляется систематически, планомерно в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ и включает в себя: 

-                предварительную работу по расширению активного словаря, формированию лексико-грамматического строя речи, развитию навыков звукового анализа и синтеза;

-                физкультминутки, направленные на координацию речи  с движениями, в соответствии с лексической темой в ежедневной образовательной деятельности воспитателей и специалистов;

-                звуковую гимнастику с использованием мячей и фитболов в ежедневной образовательной деятельности воспитателей и специалистов;

-                еженедельные интегрированные занятия по лексической теме, соответствующей комплексно-тематическому планированию;

-                еженедельные лексические темы, объединенные в блоки. После освоения тематического блока проводится итоговый интегрированный физкультурный досуг с элементами театрализации. 

Данная система работы нацелена на достижение максимального эффекта не только  в освоении лексическо-грамматического строя речи и на повышение мотивации ребенка с речевыми нарушениями к работе над звукопроизношением, но и на активизацию двигательной сферы и совершенствование физических качеств. Что в комплексе способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.

2. Бондаревская Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у де­тей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников. М., 1967.

3. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930.

4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы  логопедии. М, 1978. С. 27-37.

5. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2000.

6. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. РГПУ им А.И. Герцена, Санкт-Петербург// Дефектология, 2003, №5, С.45-51.

7. Лопатина Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. №2. С. 64-70.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, М., 1978

9. Павлов И.П. Условный рефлекс. СПб, 2014. 

10. Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. Ч. 1. М., 1935.

11. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Л., 1979. С. 89-98

12. Соботовач Е.Ф., Черпопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики  // Дефектология,   1974. №4. С. 20-26.

 

Ниже приведен конспект интегрированного занятия.

Тема: «Животные севера. В гостях у Умки»

Составили: учитель-логопед Можина Екатерина Ивановна, инструктор по ФК: Петрова Мария Михайловна

Участники: Дошкольники 5- 6 лет с ОВЗ (ТНР).

Количество детей: 15 человек.  

Длительность:  25 минут.

Цель: Способствовать обобщению представлений о животных Севера, развитие моторики.

Задачи:

Коррекционно-образовательное развитие.

·       продолжать формировать у детей умение правильно слушать и слышать речевой материал;

·       формировать у детей умение отвечать короткими  предложениями в соответствии с требованиями взрослого, с использованием наглядного материала;

·       развивать зрительное и слуховое  внимание; 

·       развивать просодические компоненты речи; 

·       закреплять представления о животных Севера. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Животные Севера»;

·       упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».                          

·        совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

·        развивать духовный потенциал, мотивацию успешности;

·        развивать у детей умения работать по графическим схемам.

Образовательная область « Познавательное развитие».

·       содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

·       совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Образовательная область «Физическое развитие».

·       совершенствовать умения координировать речь с движением;

·       развивать общую моторику;

·       развивать мелкую моторику;

·       развивать координацию движений;

·       развивать тактильное восприятие

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

·       развивать эмоциональную отзывчивость. 

Предварительная работа:

-      беседа по теме «Животные Севера»

-      проведение игры малой подвижности «Запрещенное движение»

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинный материал о животных Севера, фитболы, льдинки, фантики от конфет, мячи, кубики для строительства иглу, мягкие  игрушки, снежинки

Ход совместной деятельности:

1.Организационный момент. Приветствие.

 Здравствуйте, ребята! Мы получили письмо от Умки – белого медвежонка, в котором он просит приехать к нему на Север и помочь построить иглу. Предлагаю вам отправиться в путь! Кто знает, где живет Умка? (На Севере) Как вы думаете, на Севере холодно? Чтобы попасть на Северный полюс, нужно закрыть глаза. Звучит мелодия вьюги

Ветер, снег и лёд,

Не мечтай о теплоте.

Кто же там живёт

На холодной земле?

Морж, песец, тюлень,

Любят ветреный край,

Белый мишка, олень,

Для них Север - как рай.

2.Отгадывание загадок. Развитие общей моторики. Вот мы с вами и на Севере. Давайте познакомимся с животными, которые здесь живут. Отгадайте загадки и изобразите походку животного

Длинный мех, бел как снег, ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец и заботливый отец.

Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм.

И в любую непогоду спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)

Два мощных имеет клыка, два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь, прилёг отдохнуть толстый... (Морж)

Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный. любит снежные луга. (Северный олень)

В холодной плавает воде отличный рыболов. На льдине отдыхает, свершив большой улов.

И отдыхать ему не лень, рыбачил допоздна… (Тюлень) Ползти по скамейке.

В развалку ходит не спеша, великий рыболов.
В воде летает, что стрела, преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин, одежда-фрак, зовут...(Пингвин) 

Эта птица, тоже хищник, в тундре северной живёт.

Любит зайцем подкрепиться, не шумлив её полёт.

Чисто белым опереньем сплошь покрыта с головой.

А в учебниках зовётся она…(Полярная сова) Имитация полета совы.

4.Формирование направленного сильного выдоха. Ребята, посмотрите, сколько снега на Севере! Какие сугробы! Давайте подуем на снежинки, устроим  настоящую метель! Дети выполняют упражнение «Сдуй снежинку».

5.Развитие координации движений. Закрепление умения употреблять существительные в Р.П. Ребята, перед нами настоящие ледяные заторы – никак не дойти нам до Умки! Давайте попробуем до него добраться, перепрыгивая с льдины на льдину. Только нам необходимо при этом называть еще и животного, изображенного на льдине. Дети перешагивают с льдины на льдину, играют в игру «Один-много».

6. Координация речи с движением. А еще и холодный северный ветер не позволяет нам добраться до Умки.

Дует ветер северный (качают руками над головой)

Поднялась метель (кружатся)

Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).

Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте.)

А ты, ветер северный, попробуй нас догнать (бегут по кругу). Дети повторяют стихотворенье и соответствующие движения.

7.Развитие звуко-слоговой структуры слова.  Ребята, наконец-то мы добрались до Умки!

Выходит Умка. Ребята, здравствуйте, давайте познакомимся. Называйте свое имя и «отпрыгивайте» его на фитболах.

8.Развитие общей моторики. Ребята, а вы знаете, что на Севере главное – помогать друг другу, жить дружно. Я расскажу вам историю про трех пингвинов. Подвижная игра с речевым сопровождением «Три пингвина»

Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны  рук, поворачиваются лицом в центр круга.

Жили-были три пингвина-

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Хорошо и дружно жили

Выполняют наклоны вправо-влево, руки к плечам

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Как-то утром на рыбалку

Шагают на месте, руки в стороны-вниз

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Зашагали вперевалку

Шагают на месте, руки в стороны-вниз

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в  ладоши

Наловили много рыбы

Выполняют наклоны вниз, руки вниз

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

И еще поймать могли бы.

Выполняют наклоны вниз, руки вниз

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в  ладоши

Съели дружно все до крошки,

Сгибают руки в локтях. Выполняют скользящие движения ладонью о ладонь вверх-вниз.

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Кроме маленькой рыбешки.

Показывают руками маленькую рыбку.

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Дружно бросились все в драку,

Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки.

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши

Учинив большую свалку.

Идут по кругу в левую сторону, взявшись за руки.

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в  ладоши

Чтобы жить все время дружно

Взявшись за руки, идут в центр круга

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в  ладоши

Уступать друг другу нужно.

Держась за руки, отходят назад

Пик, Пак, Пок.

Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх.

9. Развитие мелкой моторики. Умка: я уверен, что вы очень добрые и дружные ребята, и не откажете мне в помощи. Помогите мне, пожалуйста, построить домик – иглу. Только сначала нужно очистить лед от мусора. Дети разворачивают фантики, достают оттуда льдинки.

10. Конструирование. Умка: Ребята. Посмотрите, как стало красиво кругом! Какой чистый прозрачный лед перед нами! А теперь займемся стройкой! Дети собирают иглу.

11. Развитие просодических компонентов речи. Ребята, а вы знаете, какие звуки издают животные севера? Давайте попробуем изобразить их перекличку. Дети садятся напротив друг друга, перекатывают мяч, пропевают гласные звуки (тихо-громко)

10. Развитие лексического строя речи. Ребята. спасибо вам за помощь! Я приглашаю вас к себе в гости и предлагаю посмотреть  семейный альбом жителей Севера. Посмотрите, это тюлень, а в детстве он был …тюлененком. И т.д. дети называют названия детенышей.

11 Развитие зрительного и слухового внимания. Координация речи с движением. А теперь я хочу дать вам совет, как не замерзнуть на Севере:

Чтоб на Севере не мерзнуть, не болеть и не хворать,

Нужно делать всем зарядку и движенья выполнять!

Кто там спит под снегом сладко? Медвежата, на зарядку!

Из берлоги вылезайте, упражненья выполняйте!

Игра «Запретное движение»

Умка: Спасибо, Ребята, за помощь! Приезжайте еще к нам на Север!

.  .  .