Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект музыкального занятия "Четыре времени года"

Дата публикации: 2017-11-09 13:01:42
Статью разместил(а):
Пономарева Альбина Юрьевна

Конспект НОД для детей старшей группы (итоговое)

 "Четыре времени года"

Автор: Пономарёва Альбина Юрьевна

Музыкальный руководитель МДОУ № 126

г. Комсомольск–на-Амуре 

 

Цель: Формировать умения сопоставлять картину природы через различные виды музыкальной деятельности

Задачи:

1.      Побуждать детей творчески передавать эмоционально- образное содержание музыки (посредством импровизации).

2.      Закреплять умение узнавать музыкальное произведение по фрагменту.

Учить самостоятельно высказываться о чувствах, характере выраженных в  

музыке.  Побуждать слышать изобразительность в музыкальном  произведении.

3.      Закреплять у детей знания о терминах: ритмический рисунок, пауза.

Упражнять в точной  передаче голосом долгих и коротких звуков.

4.      Закреплять  умение чисто интонировать мелодию, умение петь про себя и

цепочкой. Научить правильно  оценивать пение солистов.  Побуждать к

поиску   и выбору музыкальных инструментов , которые передают   звуки

весны.

5.      Поощрять самостоятельность в выборе танцевальных движений.

Продолжать развивать танцевальное творчество.

6.      Закреплять умение  двигаться по кругу хороводным шагом. Побуждать к

поиску орнаментальных движений в хороводе.

 

Музыкальный материал:

·         Ф.Шопен «Ноктюрн»

·         С.Майкапар «Весной»

·         Попевка «Жучок»

·         Песня Т.Попатенко «Кончается зима»

·         Танец И.Дунаевский «Полька с хлопками»

·         Хоровод «Рябинки" Вихарева

 

Предварительная работа: самостоятельное изображение времен года.

                                

Ход занятия.

(С детьми была проведена предварительная работа.  Дети по подгруппам рисовали четыре времени года в группе)

Дети  входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:  Отгадайте загадку.

                                 Каждый год гостей ждёт

                                 Один седой, другой молодой.

                                 Третий скачет,

                                 Четвёртый плачет. (зима, весна, лето, осень)

Дети: это времена года.

Музыкальный руководитель: да это четыре времени года.  Давайте вообразим себе чудесное музыкальное путешествие по временам года.

Посмотрите на  мольберт. Вы видите четыре ваших рисунка, которые вы рисовали в группе. Как будто четыре волшебника- художника собрались здесь все вместе.

Внимание, начинаем наше музыкальное путешествие начинается, а чтобы узнать в какое время года мы попадём, надо угадать загадку.

                                 

Дел у мня не мало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю.

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…(зима)

Дети:  это время года-зима.

Музыкальный руководитель: какие приметы зимы вы знаете?  

Дети: Холодно,  снег, метель.

Музыкальный руководитель: Конечно зимой идёт снег. Падают снежинки.

А какие эти снежинки?

Дети: Лёгкие, воздушные, хрустальные.

Музыкальный руководитель: Давайте на минуту вспомним и превратимся в снежинок. Придумайте  свой танец-снежинок.  Передайте характер и настроение музыки.

                           Импровизация танец снежинок.

                            Ф. Шопен «Ноктюрн»

Музыкальный руководитель: Ваши снежинки были воздушными, плавными,

Хрустальными, очень изящными.  И самое главное, что у каждого была своя неповторимая снежинка.

Нам пора отправляться в путь дальше. А в какое время года мы попадём дальше нам подскажет музыкальная загадка. Давайте сядем на стульчики и послушаем.

(Звучит  фрагмент С. Майкапара «Весной»)

Дети: Прозвучало музыкальное произведение «Весной» композитора С. Майкапара.

Музыкальный руководитель: какие чувства передал композитор в этом музыкальном произведении?

Дети: Нежность,  трепетность,  полётность,

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?

Дети: Нежная, приветлива, светлая, радостная.

Музыкальный руководитель: Какие звуки весенней природы вы слышите в музыке? (играю фрагменты)

Дети: Бегут ручейки, пригретые весенним солнышком, поют птицы, звенит капель.

Музыкальный руководитель: Весна- особое время года. Время пробуждения от зимнего сна, когда всё оживает, расцветает радуется наступившему теплу.

Послушайте стихотворение русского поэта В.А. Жуковского.

«Лёгкий, лёгкий ветерок,  что так сладко , тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь очарованный поток?

Что опять душа полна? Что опять в ней пробудилось

Что с тобой в ней пробудилось, что с тобой в ней возвратилось

Перелётная весна?

Я смотрю на небеса, облака летят, летят,

И сияя улетают за далёкие леса.

          Звучит музыкальное произведение «Весной» С. Майкапара.

Музыкальный руководитель: Не успеют растаять сосульки, как на проталинке появятся первые подснежники. И в звуковой картине весны никак не обойтись без насекомых

Узнайте по ритмическому рисунку, что это за попевка и о ком она? (прохлопываю ритмический рисунок попевки «Жучок»)

Дети: Попевка «Жучок»

Музыкальный руководитель: споём все вместе. Не забудте после первой и второй фразы есть пауза. Пропоём вместе первый звук. (поют)

А теперь всю попевку.

Что такое пауза?

Дети: Остановка в музыке.

Музыкальный руководитель:  А что такое ритмический рисунок? 

Дети: Чередование коротких и долгих звуков.

Музыкальный руководитель: Пропоём ещё раз и прохлопаем ритмический рисунок.  (поют и прохлопывают)

Музыкальный руководитель: Все услышали в попевке паузу, и правильно прохлопали и пропели.

Музыкальный руководитель:  Послушайте, что я вам сейчас сыграла(играю мелодию песни Т.Попатенко «Кончается зима»)

Дети: Мелодию песни «Кончается зима»

Музыкальный руководитель: Кто композитор? Посмотрите и выберите  портрет композитора.( на мольберте несколько портретов детских композиторов песенников).  Дети узнают  портрет композитора Т.Попатенко.

Музыкальный руководитель: Правильно, это Т.Попатенко и песня «Кончается зима»

Давайте вспомним песню и пропоём цепочкой. Помните, что пение не должно прерываться. Следите внимательно за мелодией и словами.

Дети поют цепочкой песню « Кончается зима»

Музыкальный руководитель:  Я слышу , что песню вы знаете хорошо, пение цепочкой у вас получилось.  И предлагаю спеть песнь с солистами.

В этой песне есть слова «стучат капели звонкие»

Как думаете какой музыкальный инструмент может изобразить хрустальные, звонкие капельки сосулек?

(на столе лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, треугольник)

Дети: Треугольник.

Музыкальный руководитель вызывает двоих детей играть на треугольниках.

Солисты будут петь первый куплет, а мы второй.

                          Дети поют песню Т.Попатенко «Кончается зима»

Музыкальный руководитель: Вам понравились наши солисты? Чем?

Дети: Солисты пели дружно, весело, правильно пели мелодию и слова.

Музыкальный руководитель: Время остановки закончилось. Пора в путь дальше.

Послушайте загадку.

Красным зовётся, платье в цветах,

Ягодой сладкой зреет в лесах.

Дождиком тёплым по саду идёт,

Иволгой звонкой на ветке поёт.

Дети: Лето.                                                                                                          

Музыкальный руководитель: Расскажите приметы лета.

Дети: летом тепло, люди купаются ,  едут на море, порхают бабочки.

Музыкальный руководитель: А ещё тёплыми вечерами люди идут на набережную, где звучит музыка и приглашают друг друга танцевать.

И вы приглашайте друг друга будем танцевать танец польку.

Дети выходят на середину зала.

Звучит И. Дунаевский «Полька с хлопками» Дети танцуют.

Музыкальный руководитель:  Как думаете, можем ли мы с вами придумать дальше продолжение танца?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: вспомните какие вы знаете  танцевальные движения.

Дети показывают.

Музыкальный руководитель:  Снова музыка играет, всех на танец приглашает. Танцуйте свой танец.

Дети  танцуют и придумывают свои танцевальные движения.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Вот сколько движений вы придумали. Почти не было повторений. Танцевали вело, задорно.

Музыкальный руководитель: Посмотрите  на свои рисунки, какое время года осталось?

Дети: Осень.

Музыкальный руководитель: Послушайте музыкальную загадку. (звучит мелодия песни «Рябинки»

Дети: Хоровод  «Рябинки» на празднике осени мы его исполняли.

Музыкальный руководитель: Что такое хоровод?

Дети: Пение по кругу.

Музыкальный руководитель: А только ли,  по кругу?

Дети: можно ходить цепочкой ,делать закрутку.

Музыкальный руководитель: Давайте,   мы исполним хоровод и придумаем свой рисунок. А поможет нам в этом Лиза. Она сегодня будет придумывать и рисовать орнамент хоровода.

Дети поют песню –хоровод «Рябинки»

Музыкальный руководитель: вот какой интересный у нас получился орнамент хоровода.

Наше путешествие по временам года закончилось. Вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось в нашем путешествии?

Предлагаю вам в группе теперь придумать свои танцы по временам года, которые мы покажем малышам. До свидания.  Под песню  «Четыре времени года» дети выходят их зала.

.  .  .