Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Музыкальное событие "Сказка в музыке"

Дата публикации: 2017-11-08 10:53:00
Статью разместил(а):
Пономарева Альбина Юрьевна

Музыкальное событие

(фронтальное, объединяющее возрастную группу детей 6-7 лет)

"Сказка в музыке"

Автор: Пономарёва Альбина Юрьевна

Музыкальный руководитель МДОУ №126

 

Цель (выражена в виде ожидаемых действий и умений детей): содействовать проявлению эмоционального отклика, продолжая формировать понимание об изобразительных возможностях музыки и умение высказывать свои впечатления о прослушанном.

Задачи:

1       Совершенствовать   целостное музыкально-эстетическое восприятие, создавая условия для проявления эстетических эмоций и отзывчивости, связанных с пониманием музыкального образа и жанрового назначения музыки; 

2       Стимулировать музыкальное и ассоциативное мышление, способствовать осознанию средств музыкальной выразительности. 

3   Воспитывать стремление к самообучаемости, побуждая к творческой самореализации и использованию индивидуального музыкально – сенсорного опыта.

 

Музыкальный материал:

А.Хачатурян «Марш Чиполлино»

М. Красев «Песня Мухи – Цокотухи» из детской  оперы «Муха – Цокотуха»

Н. Лысенко «Хоровод» Из детской оперы «Зима – Весна»

 

                        Ход: 

Доброе утро, ребята! Я рада, что мы сегодня встретились. Я   приглашаю вас в музыкальное путешествие по сказкам, а о том какие встречи нас ждут в этом путешествии, нам расскажет музыка. А вы хотите отправиться со мной в это увлекательное путешествие?

Идите сюда  ко мне поближе, присаживайтесь, сначала поговорим. (Сажу детей и сама рядом)

-Скажите, вам знаком  сказочный герой Чиполлино? (Знаете, кто такой Чиполлино?)

-Каким он был в сказке? (весёлый, смелый, озорной)

                                          

                                    СЛАЙД 2 ЧИПОЛЛИНО

 

Вот он. Озорной и неунывающий луковый мальчуган. Много лет назад его придумал для детей всего мира писатель Джанни Родари.

А вот музыку, которая изображает этого сказочного героя, сочинил  композитор А. Хачатурян. Вот его портрет СЛАЙД 3

Мы эту музыку сейчас послушаем называется она «марш чиполлино

Слушайте внимательно, а потом скажите, таким ли его изображает композитор  в своей музыке, каким  придумал писатель  Д.Родари –  Слушаем.  

                                           

-Так, каким же изображён Чиполлино в музыке? (весёлым, озорным, радостным)

- Кто  подсказал,(как догадались) что Чиполлино именно такой каким мы его услышали?

Верно, это мы почувствовали, потому что нам подсказала  - музыка.

-Так какая музыка было по настроению?

А я бы добавила…бодрая, бесстрашная как сам Чиполлино, который шагает по всему городу никого не боясь, и думает об одном, как помочь своим друзьям.

 

Сейчас на экране увидим два объекта.  (СЛАЙД 5)

- Кто это?

-Какое настроение вызывает клоун? (Весёлое, радостное, озорное, забавное, смешливое. (сама добавляю слова.)

Я согласна с вами, ведь клоун по своей природе  весельчак и шутник.

-А «Марш Чиполлино» такой же по настроению?

Посмотрите на другой объект – военные.

Подберите слова, которые характеризуют их (смелые, отважные, храбрые, бесстрашные, бодрые) как точно вы о них сказали, а я бы добавила……

 - А «Марш Чиполлино», можно охарактеризовать этими словами?

- Можем ли мы также сказать о музыке «Марш Чиполлино», как вы сейчас говорили о клоуне и военных?

- Так давайте подытожим, какая по характеру музыка, «Марш Чиполлино» ?

- Ребята, мы так много подходящих  слов  подобрали к музыке «Марш Чиполлино» А.Хачатуряна.  Слайд 6

 Вы заметили, «Марш Чиполлино»  исполняет один инструмент или много?

- Когда звучит много инструментов, как это называется?  

Верно, музыку исполнял не просто оркестр, а  симфонический оркестр.

- Звучание каких знакомых  инструментов услышали?

Красочность марша создают  различные инструменты: духовые, ударные: медные и деревянные, звучание скрипок, виолончелей, альтов и рояля.

Давайте, сейчас, превратимся в музыкантов и еще раз послушаем эту музыку, а ваши руки покажут какие инструменты звучат в ней. ВСТАВАЙТЕ, РЕБЯТА и я буду играть вместе с вами.

Вот на этом диске записана эта музыка. Возьмёте его в группу, сможете ещё послушать и представить себе этот  сказочный образ, почувствовать его бодрые шаги, смелый и решительный характер.

 

Давайте присядем на стульчики около инструмента, нас ждёт новая встреча. Садятся на стульчики около инструмента.

-  Когда я была маленькой девочкой, у меня была любимая сказка, которую я думаю, вы тоже знаете.

- Я начну рассказывать, а вы мне помогайте и сразу догадаетесь, как она называется. (пауза)

Муха, муха  (цокотуха)

Позолоченное (брюхо)

-Что же это за сказка?

-«Муха – Цокотуха»

-Молодцы! И, наверное, вы знаете, что написал эту сказку….? Корней Чуковский.

 

Композитор М. Красев слайд 7, вот его портрет, когда прочитал эту чудесную сказку, она ему очень понравилась. И он  сочинил  к ней музыку,   получился настоящий детский спектакль.  Назвал М.Красев своё произведение детская опера «Муха – Цокотуха».  Слайд 8

                                             

В опере «Муха – Цокотуха» каждый герой поёт свою партию. Сейчас я исполню песню Мухи из этой оперы.   Слушайте 

                                      ПОЮ.

-Я вижу по вашим лицам, что песня Мухи – Цокотухи вам понравилась.

-Что можно сказать про песню?

- Какое у нее настроение? (весёлая, радостная, светлая)

-Можно ещё добавить  лёгкая, полётная, летящая.

Когда я исполняю эту песенку, у меня такое ощущение, что, это сказочная героиня – Муха – очень заботливая хозяйка, хлопочет, суетится. Конечно, нужно всё успеть: и стол накрыть, самовар вскипятить, вечерком придут друзья и нужно будет угостить их чайком.

Если согласны со мной, помашите руками, как крылышками. Спасибо, друзья.

Сейчас сыграю (сделать паузу) «вступление к песне». Послушайте.

                                ИГРАЮ ВСТУПЛЕНИЕ

-Какой темп в музыке? (быстрый)

-Вот и создаётся впечатление, что героиня торопится всё успеть…

А сейчас сыграю    заключение песни, а вы прислушайтесь,

- Одинаково ли звучит мелодия?  (ИГРАЮ)

И в музыкальном вступлении, и в музыкальном заключении звучит одна и та же тема, которая повторяется несколько раз, будто героиня летает от одного места к другому, а потом снова возвращается, …….

- заметили, Какие по высоте звуки М.Красев использовал в своей музыке?

Да рисунок мелодии собран из очень высоких и коротких звуков. Отсюда и ощущения торопливости, хлопотливости, чувствуется лёгкость, порхание крылышек и представляется этот образ очень маленьким (показать)

 Давайте вместе споём эту песню, как будто мы артисты – певцы на репетиции. Ведь М. Красев оперу назвал детской, чтобы дети сами её исполняли.

Попробуем без музыки.

Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.

Я муха (цокотуха)

Позолоченное (брюхо)

Я сегодня жду (гостинцев)

Я сегодня (именинница)

Я ходила (на базар)

Я купила (самовар)

Угощу друзей (чайком)

Пусть приходят (вечерком)

А теперь попробуем с мелодией. Будьте внимательны, не торопитесь, поём по жесту. (играю мелодию левой рукой, правой показываю детям начало интонирования)

-Хорошо постарались. Молодцы.

Теперь можно спеть с полным аккомпанементом.  Прислушивайтесь к музыке, подстраивайтесь к мелодии и к моему голосу. Готовы?Поём

 

                                  ПОЁМ ВСЮ ПЕСНЮ

-Как думаете, судя по характеру песни, можно сказать о том, что этот музыкальный образ – Муха – счастливая?

-А в чём её счастье? (нашла денежку, купила самовар, жила мирно, весело, имела много друзей)

Подойдите, к интересному местечку. Посмотрите, что у меня есть. (стол с природным материалом). Что вы здесь видите? Здесь и камешки, веточки, песок, пёрышки, ракушки.

- Скажите, по вашему мнению, какой   материал по своему качеству больше всего подходит  к сказочному образу Мухи – Цокотухи?

-Почему? (лёгкие, летящие)

Верно, я бы ещё сказала – невесомые, послушные любому дуновению.

(беру пёрышко, подбрасываю, дую)

Я включу музыку, а вы создайте  с помощью пёрышек лёгкий, невесомый образ сказочной героини –  слайд 9 звучит вступление)

Так почему же выбрали перышко? (музыка такая же легкая, воздушная, летящая, ……….)

Иду ближе к центру зала, группирую детей около себя.  Музыкальное путешествие продолжается, нас ждёт новая встреча.

 Посмотрите, это портрет композитора Н Лысенко. слайд 10

                                    СЛАЙД  КОМПОЗИТОРА  Н.ЛЫСЕНКО

Однажды он услышал старинную народную сказку, про то, как встретилась Зима с Весной. По сказочному сюжету он сочинил оперу и назвал её детская опера «Зима – Весна». Вы уже знаете, что детская опера – это опера, которую исполняют сами ….(дети).

Сейчас мы послушаем музыку из этой оперы. На лесную поляну пришла Зима с Весной. Каждая пришла на эту встречу со своими верными слугами: зима с морозцами, снежинками, льдинками, а Весна с первоцветами, солнечными лучиками, певчими птицами, с весенними месяцами.

-Что происходило на поляне изображает музыка. Слушаем.

СЛУШАЮТ ХОРОВОД

 

-Как думаете, что делали на поляне участники встречи? (Веселились с друг другом)

-Почему так подумали?

-Верно, подсказала музыка. Поберите нужные слова по настроению в музыке. (весёлая, задорная, праздничная)

Действительно, на поляне происходило торжество с песнями, плясками. Ликуют сказочные персонажи. Поэтому можно добавить, что характер музыки – ликующий, торжествующий. Заканчивается эта сцена хороводом, который мы прослушали.

-А что такое хоровод? (танец)

Верно. Хоровод – это танец по кругу. Он может иметь красивый рисунок, орнамент. Плывёт хоровод по земле, как солнце по небу. Движутся в хороводе все друг за другом, взявшись за руки, и никто не вправе в сторону свернуть, или руки разомкнуть. Посмотрите, как можно красиво и интересно двигаться в хороводе.

 

СЛАЙДЫ со схемами хоровода

- Давайте попробуем создать рисунок. Становитесь в круг. Представьте, что мы участники радостной встречи на лесной поляне. Слушаем музыку Композитора Н.Лысенко «Хоровод». Движемся красивым орнаментом, с таким настроением, как подсказывает музыка.

  Исполнение хоровода

 - Как думаете, почему у нас так здорово получилось с первого раза?

Музыка увлекла, её весёлый, задорный, ликующий характер.

А ещё какой? (плясовой, игривой)

Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие.  

- Что вам сегодня больше всего понравилось?

Ведь мы и слушали, и пели, и водили хоровод.

- Так каких же сказочных героев нам изображала музыка?

Вот композиторы- (Слайд 12 три композитора).

А.Хачатурян, М.Красев, Н.Лысенко, это их музыка доставила нам сегодня радость! Наслаждение!  

В память о нашей встрече я дарю вам диск с прекрасной музыкой, которую вы, если захотите  послушает ещё   и даже сможете с её помощью разыграть в группе знакомые сказки.

 Ребята, вы  молодцы! Мне очень понравилось с вами общаться,  путешествовать. Я  рада, что вы любите и умеете слушать музыку, разумно о ней говорить. 

Спасибо вам! До свидания!

.  .  .