Музыкальное событие "Сказка в музыке"
Музыкальное событие
(фронтальное, объединяющее возрастную группу детей 6-7 лет)
"Сказка в музыке"
Автор: Пономарёва Альбина Юрьевна
Музыкальный руководитель МДОУ №126
Цель (выражена в виде ожидаемых действий и умений детей): содействовать проявлению эмоционального отклика, продолжая формировать понимание об изобразительных возможностях музыки и умение высказывать свои впечатления о прослушанном.
Задачи:
1 Совершенствовать целостное музыкально-эстетическое восприятие, создавая условия для проявления эстетических эмоций и отзывчивости, связанных с пониманием музыкального образа и жанрового назначения музыки;
2 Стимулировать музыкальное и ассоциативное мышление, способствовать осознанию средств музыкальной выразительности.
3 Воспитывать стремление к самообучаемости, побуждая к творческой самореализации и использованию индивидуального музыкально – сенсорного опыта.
Музыкальный материал:
А.Хачатурян «Марш Чиполлино»
М. Красев «Песня Мухи – Цокотухи» из детской оперы «Муха – Цокотуха»
Н. Лысенко «Хоровод» Из детской оперы «Зима – Весна»
Ход:
Доброе утро, ребята! Я рада, что мы сегодня встретились. Я приглашаю вас в музыкальное путешествие по сказкам, а о том какие встречи нас ждут в этом путешествии, нам расскажет музыка. А вы хотите отправиться со мной в это увлекательное путешествие?
Идите сюда ко мне поближе, присаживайтесь, сначала поговорим. (Сажу детей и сама рядом)
-Скажите, вам знаком сказочный герой Чиполлино? (Знаете, кто такой Чиполлино?)
-Каким он был в сказке? (весёлый, смелый, озорной)
СЛАЙД 2 ЧИПОЛЛИНО
Вот он. Озорной и неунывающий луковый мальчуган. Много лет назад его придумал для детей всего мира писатель Джанни Родари.
А вот музыку, которая изображает этого сказочного героя, сочинил композитор А. Хачатурян. Вот его портрет СЛАЙД 3
Мы эту музыку сейчас послушаем называется она «марш чиполлино
Слушайте внимательно, а потом скажите, таким ли его изображает композитор в своей музыке, каким придумал писатель Д.Родари – Слушаем.
-Так, каким же изображён Чиполлино в музыке? (весёлым, озорным, радостным)
- Кто подсказал,(как догадались) что Чиполлино именно такой каким мы его услышали?
Верно, это мы почувствовали, потому что нам подсказала - музыка.
-Так какая музыка было по настроению?
А я бы добавила…бодрая, бесстрашная как сам Чиполлино, который шагает по всему городу никого не боясь, и думает об одном, как помочь своим друзьям.
Сейчас на экране увидим два объекта. (СЛАЙД 5)
- Кто это?
-Какое настроение вызывает клоун? (Весёлое, радостное, озорное, забавное, смешливое. (сама добавляю слова.)
Я согласна с вами, ведь клоун по своей природе весельчак и шутник.
-А «Марш Чиполлино» такой же по настроению?
Посмотрите на другой объект – военные.
Подберите слова, которые характеризуют их (смелые, отважные, храбрые, бесстрашные, бодрые) как точно вы о них сказали, а я бы добавила……
- А «Марш Чиполлино», можно охарактеризовать этими словами?
- Можем ли мы также сказать о музыке «Марш Чиполлино», как вы сейчас говорили о клоуне и военных?
- Так давайте подытожим, какая по характеру музыка, «Марш Чиполлино» ?
- Ребята, мы так много подходящих слов подобрали к музыке «Марш Чиполлино» А.Хачатуряна. Слайд 6
Вы заметили, «Марш Чиполлино» исполняет один инструмент или много?
- Когда звучит много инструментов, как это называется?
Верно, музыку исполнял не просто оркестр, а симфонический оркестр.
- Звучание каких знакомых инструментов услышали?
Красочность марша создают различные инструменты: духовые, ударные: медные и деревянные, звучание скрипок, виолончелей, альтов и рояля.
Давайте, сейчас, превратимся в музыкантов и еще раз послушаем эту музыку, а ваши руки покажут какие инструменты звучат в ней. ВСТАВАЙТЕ, РЕБЯТА и я буду играть вместе с вами.
Вот на этом диске записана эта музыка. Возьмёте его в группу, сможете ещё послушать и представить себе этот сказочный образ, почувствовать его бодрые шаги, смелый и решительный характер.
Давайте присядем на стульчики около инструмента, нас ждёт новая встреча. Садятся на стульчики около инструмента.
- Когда я была маленькой девочкой, у меня была любимая сказка, которую я думаю, вы тоже знаете.
- Я начну рассказывать, а вы мне помогайте и сразу догадаетесь, как она называется. (пауза)
Муха, муха (цокотуха)
Позолоченное (брюхо)
-Что же это за сказка?
-«Муха – Цокотуха»
-Молодцы! И, наверное, вы знаете, что написал эту сказку….? Корней Чуковский.
Композитор М. Красев слайд 7, вот его портрет, когда прочитал эту чудесную сказку, она ему очень понравилась. И он сочинил к ней музыку, получился настоящий детский спектакль. Назвал М.Красев своё произведение детская опера «Муха – Цокотуха». Слайд 8
В опере «Муха – Цокотуха» каждый герой поёт свою партию. Сейчас я исполню песню Мухи из этой оперы. Слушайте
ПОЮ.
-Я вижу по вашим лицам, что песня Мухи – Цокотухи вам понравилась.
-Что можно сказать про песню?
- Какое у нее настроение? (весёлая, радостная, светлая)
-Можно ещё добавить лёгкая, полётная, летящая.
Когда я исполняю эту песенку, у меня такое ощущение, что, это сказочная героиня – Муха – очень заботливая хозяйка, хлопочет, суетится. Конечно, нужно всё успеть: и стол накрыть, самовар вскипятить, вечерком придут друзья и нужно будет угостить их чайком.
Если согласны со мной, помашите руками, как крылышками. Спасибо, друзья.
Сейчас сыграю (сделать паузу) «вступление к песне». Послушайте.
ИГРАЮ ВСТУПЛЕНИЕ
-Какой темп в музыке? (быстрый)
-Вот и создаётся впечатление, что героиня торопится всё успеть…
А сейчас сыграю заключение песни, а вы прислушайтесь,
- Одинаково ли звучит мелодия? (ИГРАЮ)
И в музыкальном вступлении, и в музыкальном заключении звучит одна и та же тема, которая повторяется несколько раз, будто героиня летает от одного места к другому, а потом снова возвращается, …….
- заметили, Какие по высоте звуки М.Красев использовал в своей музыке?
Да рисунок мелодии собран из очень высоких и коротких звуков. Отсюда и ощущения торопливости, хлопотливости, чувствуется лёгкость, порхание крылышек и представляется этот образ очень маленьким (показать)
Давайте вместе споём эту песню, как будто мы артисты – певцы на репетиции. Ведь М. Красев оперу назвал детской, чтобы дети сами её исполняли.
Попробуем без музыки.
Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.
Я муха (цокотуха)
Позолоченное (брюхо)
Я сегодня жду (гостинцев)
Я сегодня (именинница)
Я ходила (на базар)
Я купила (самовар)
Угощу друзей (чайком)
Пусть приходят (вечерком)
А теперь попробуем с мелодией. Будьте внимательны, не торопитесь, поём по жесту. (играю мелодию левой рукой, правой показываю детям начало интонирования)
-Хорошо постарались. Молодцы.
Теперь можно спеть с полным аккомпанементом. Прислушивайтесь к музыке, подстраивайтесь к мелодии и к моему голосу. Готовы?Поём
ПОЁМ ВСЮ ПЕСНЮ
-Как думаете, судя по характеру песни, можно сказать о том, что этот музыкальный образ – Муха – счастливая?
-А в чём её счастье? (нашла денежку, купила самовар, жила мирно, весело, имела много друзей)
Подойдите, к интересному местечку. Посмотрите, что у меня есть. (стол с природным материалом). Что вы здесь видите? Здесь и камешки, веточки, песок, пёрышки, ракушки.
- Скажите, по вашему мнению, какой материал по своему качеству больше всего подходит к сказочному образу Мухи – Цокотухи?
-Почему? (лёгкие, летящие)
Верно, я бы ещё сказала – невесомые, послушные любому дуновению.
(беру пёрышко, подбрасываю, дую)
Я включу музыку, а вы создайте с помощью пёрышек лёгкий, невесомый образ сказочной героини – слайд 9 звучит вступление)
Так почему же выбрали перышко? (музыка такая же легкая, воздушная, летящая, ……….)
Иду ближе к центру зала, группирую детей около себя. Музыкальное путешествие продолжается, нас ждёт новая встреча.
Посмотрите, это портрет композитора Н Лысенко. слайд 10
СЛАЙД КОМПОЗИТОРА Н.ЛЫСЕНКО
Однажды он услышал старинную народную сказку, про то, как встретилась Зима с Весной. По сказочному сюжету он сочинил оперу и назвал её детская опера «Зима – Весна». Вы уже знаете, что детская опера – это опера, которую исполняют сами ….(дети).
Сейчас мы послушаем музыку из этой оперы. На лесную поляну пришла Зима с Весной. Каждая пришла на эту встречу со своими верными слугами: зима с морозцами, снежинками, льдинками, а Весна с первоцветами, солнечными лучиками, певчими птицами, с весенними месяцами.
-Что происходило на поляне изображает музыка. Слушаем.
СЛУШАЮТ ХОРОВОД
-Как думаете, что делали на поляне участники встречи? (Веселились с друг другом)
-Почему так подумали?
-Верно, подсказала музыка. Поберите нужные слова по настроению в музыке. (весёлая, задорная, праздничная)
Действительно, на поляне происходило торжество с песнями, плясками. Ликуют сказочные персонажи. Поэтому можно добавить, что характер музыки – ликующий, торжествующий. Заканчивается эта сцена хороводом, который мы прослушали.
-А что такое хоровод? (танец)
Верно. Хоровод – это танец по кругу. Он может иметь красивый рисунок, орнамент. Плывёт хоровод по земле, как солнце по небу. Движутся в хороводе все друг за другом, взявшись за руки, и никто не вправе в сторону свернуть, или руки разомкнуть. Посмотрите, как можно красиво и интересно двигаться в хороводе.
СЛАЙДЫ со схемами хоровода
- Давайте попробуем создать рисунок. Становитесь в круг. Представьте, что мы участники радостной встречи на лесной поляне. Слушаем музыку Композитора Н.Лысенко «Хоровод». Движемся красивым орнаментом, с таким настроением, как подсказывает музыка.
Исполнение хоровода
- Как думаете, почему у нас так здорово получилось с первого раза?
Музыка увлекла, её весёлый, задорный, ликующий характер.
А ещё какой? (плясовой, игривой)
Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие.
- Что вам сегодня больше всего понравилось?
Ведь мы и слушали, и пели, и водили хоровод.
- Так каких же сказочных героев нам изображала музыка?
Вот композиторы- (Слайд 12 три композитора).
А.Хачатурян, М.Красев, Н.Лысенко, это их музыка доставила нам сегодня радость! Наслаждение!
В память о нашей встрече я дарю вам диск с прекрасной музыкой, которую вы, если захотите послушает ещё и даже сможете с её помощью разыграть в группе знакомые сказки.
Ребята, вы молодцы! Мне очень понравилось с вами общаться, путешествовать. Я рада, что вы любите и умеете слушать музыку, разумно о ней говорить.
Спасибо вам! До свидания!