Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации у детей 6-7 лет с помощью сказкотерапии

Дата публикации: 2017-11-05 13:47:15
Статью разместил(а):
Плаксина Ольга Александровна

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации у детей 6-7 лет с помощью сказкотерапии

Автор: Плаксина Ольга Александровна

МБДОУ«Детский сад №27», город Чебоксары

В педагогике под коррекцией и профилактикой понимают особо принимаемую форму психолого-педагогической деятельности основной целью, которой является направленная организация наиболее благоприятных обстоятельств для оптимизации всего психического развития личности ребёнка, а также оказание ему специальной психологической помощи. Благополучный исход в коррекции возможен в значительной степени от тех положений и принципов, в основе которых строится вся её деятельность.

Одним из наиболее известных методов в работе применительно к детскому возрасту относится метод сказкотерапии. Этот метод возник в 60-е годы нашего века, для России же это довольно новое и молодое направление в психологии, но, тем не менее, он имеет отношение к самым древним и естественным типам коррекции общего эмоционального состояния. Человек читая или слушая сказки, как бы накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций», а в процессе психологической коррекции психолог обращается, как раз к жизненному опыту человека, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций», и именно это нередко позволяет найти нужное решение.

Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в ней проблемы, представить себя её активным участником. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на подсознание и сознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое поведение и мышление, человек может встать на путь личностного развития.

Расценивая применение данного профилактического и коррекционного метода в отношении детей старшего дошкольного возраста с проблемами социальнойдезадаптации, можно отметить наибольшую эффективность. Поскольку, во-первых,данный возрастной период характеризуется главным образом общим развитием и становлением творческого воображения, ребёнок становится способен осваивать средства и приёмы создания образов, у него почти сразу же отпадает та ранняя имеющаяся необходимость в наглядной опоре при их создании. Во-вторых, дети в этом возрасте могут воспринимать, осмысливать и пропускать через себя услышанное и применительно к себе устранить имеющиеся у них проблемы. Посредством сказкотерапии можно работать с неуверенными, эмоционально нестабильными, агрессивными, застенчивыми детьми. Представленный коррекционный метод решает проблемы лжи, вины и стыда среди детей, облегчает общее принятие проблемных и кризисных ситуаций.

 Дети на всём протяжении взросления сталкиваются с различными проблемами, подчас требующими немедленного прагматичного и «приземлённого» решения, которые порой не могут быть схожими с «взрослым» миром. И именно сказочные истории, написанные специально для наших детей, и ориентированные на конкретные проблемы, являются единственным ответом и решением в подобных моментах. В сказочных историях можно выделить четыре группы, которые можно разрешить при помощи метода сказкотерапии:

ü  трудности, связанные с общением со сверстниками и родителями, сюда можно отнести естественные противоречия, конфликты, обиды, возникающие в детском саду, дома и на улице;

ü  переживания и ощущения ребёнка, у которого что-то не так, т.е. общее чувство неполноценности;

ü  различные тревоги и страхи по самым различным поводам;

ü  проблемы, связанные со спецификой возраста, т.к. каждый возраст приносит ребёнку новые трудности.

Все перечисленные трудности могут быть разрешены сказкой, поскольку она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний, требующих непосредственной психотерапевтической проработки.

 В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы – это герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Однако сказка только тогда становится терапевтической, когда ребёнок отождествляется с её героями, может провести параллель между собственной жизнью и сюжетом и извлекает некий урок или понимание скрытого сообщения. Для того, чтобы история или сказка обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, существенно важно придерживаться определённых правил её создания:

1)      сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребёнка,но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, т.е. она должна соприкасаться с проблемой ребёнка, как бы по касательной; 

2)      сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем  ребёнок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребёнок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем. 

 Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, которые можно использовать в качестве коррекции и профилактики, могут быть знакомые сказочные притчи, мотивы, случаи из жизни родителей или практики психолога, воображение ребёнка и специально продуманные темы.

При рассмотрении наиболее существенных аспектов сказкотерапии успех терапевтического воздействия историй и сказок во много обусловливается эффективной организацией процесса рассказывания, к самым существенным правилам их изложения можно отнести:

1)      создание для ребёнка «зоны безопасности»– этому способствуют сочетание вымышленных и реальных персонажей, событий, могут быть взяты лица из жизни, герои любимых мультфильмов, книг, а также специально придуманные несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Все это помогает ребёнку сохранять внутреннее ощущение, что это понарошку, и находясь в этой зоне, ребёнок, как правило, не чувствует себя виноватым, не может испытывать смущение или страх, а это означает, что он сможет поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке;

2)      историю следует рассказывать ребёнку непреднамеренно, будто бы случайно, это можно сделать в виде отступления от беседы, когда его защита естественным образом ослабевает;

3)      рассказ сказки, его начало должно быть разумно обосновано, поскольку, если сказка началась непринуждённо и для неё имелись разумные основания, ребёнок будет слушать её внимательно;

4)      нельзя никогда обсуждать или анализировать терапевтическую сказку сразу после её окончания, необходимо дать ребёнку время, чтобы он смог погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с событиями и персонажами придуманного мира;

5)      воспрещается перегружать ребёнка рассказанными историями и терапевтическими сказками, с тем чтобы он не смог утратить к ним чувствительность.

Таким образом, наиболее подходящим средством в качестве профилактики и коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Ведь успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется теми принципами и средствами, положенными в её основу, а сказкотерапия, а точнее метафоры, в которых созданы сказки и истории, наиболее интересны и доступны для восприятия ребёнка и в тоже время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ведь здесь затрагиваются не только поведенческие пласты психики, но и её ценностная структура.

.  .  .