Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением

Дата публикации: 2017-11-03 12:26:49
Статью разместил(а):
Кораблева Наталия Александровна

Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением

с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ  

"Рисуем стихи с детьм"

(из опыта работы)

Авторы: Наталия Александровна Кораблева, учитель – логопед

и Вера Михайловна Лудина, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары, Чувашской Республики

 
 

Аннотация: Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкольного образования, по автоматизации поставленного звука у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: - ОТСМ – общая теория сильного мышления (автор Н.Н. Хоменко, 1994г.)

- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (автор Г.Ф. Альтшуллер, 1946 г.)

РТВ – развитие творческого воображения.

Не секрет, что работа по автоматизации поставленного звука часто скучна и не интересна ребенку, он не может сосредоточиться и собраться с силами для работы. Заучивание стихотворений и вовсе вызывает протест, так как у детей с парциальным недоразвитием преимущественно вербального компонента деятельности – плохая память, страдает зрительное внимание,  бедный словарный запас, они не понимают значения многих слов, переставляют слова местами, вследствие чего ломается ритмический рисунок текста.

Задумываясь  о том, как сделать работу по автоматизации звука более интересной, я изучила предлагаемые наработки своих коллег, но все еще находилась в поиске. И тут на помощь пришел ТРИЗ, который перевернул мое сознание. Научил по новому смотреть на процессы познания у детей, где взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей.

Освоение способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира, что помогает в нашей работе, так как при этом формируются предпосылки учебной деятельности ребенка – дошкольника, а это неразрывно связано с ФГОС ДО.

Изучив методический комплекс по освоению детьми способов познания и технологии, позволяющие эффективно развивать связную речь в процессе работы с сюжетной картиной, серией картинок и при создании рифмованных текстов, начала работу с детьми со стихов и чистоговорок на поставленные звуки. Надо отметить, что в такую творческую работу дети включаются активно и процесс автоматизации звуков не кажется им утомительным. Обучение детей работе со стихотворением позволяет освоить последовательность ритмичного рисунка по отдельным кадрам (строчкам), осознать последовательность этапов работы целиком со всем стихотворением.

Свою работу начинала с чтения литературного произведения (выбирала такие стихи, которые насыщены существительными). Затем совместно с ребенком производила «раскадровку» содержания текста. Сначала построчно, далее каждую строчку на слова. Считали количество строчек в произведении и  расчерчивали листок на количество строк в тексте. Начиная зарисовку произведения, обращала внимание на последовательность, обсуждая каждое слово на основе вопросов, так как у ребят разный жизненный опыт и одно и то же слово вызывает разные образы. Заранее договаривалась с ребенком, что зарисовывать стихотворение будем схематично, т.е. без дополнительной детализации предметов, т.к. не следует позволять ребенку додумывать действия, которых нет в стихотворении. Это приводит к тому, что во время чтения произведения, они вставляют свои слова из додуманного ими текста. Помогала ребенку только в случае затруднений в подборе ассоциаций или изображении чего либо. «Читали» стихотворение после каждой нарисованной строчки, до места, изображенного на листке, а затем произносили и зарисовывали следующую строчку. «Читали» все произведение, предварительно обратив внимание на звук, который автоматизируется.

Такое нарисованное произведение позволяет ребенку практически с одного раза запомнить текст, последовательность строк и слов в нем. 

Далее, обобщали смысл проведенной работы – автоматизация заданного звука. Также делали вывод и оценить результат проделанной работы. ТРИЗ рекомендует учить ребенка доказательствам своей работы с помощью таких речевых оборотов: «Я считаю, что стихотворение зарисовал правильно, потому что…(соблюдал последовательность и произносил заданный звук четко и правильно)».

Таким образом, технология схематизации стихотворений, позволила значительно упростить работу по автоматизации поставленных звуков и развить способность детей самостоятельно использовать данный прием и на других текстах.

 

 

 

учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары, Чувашской Республики

Вера Михайловна Лудина

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары, Чувашской Республики

 

 

Рисуем стихи с детьми

(из опыта работы)

Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением

с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ  

 

 Аннотация: Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкольного образования, по автоматизации поставленного звука у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: - ОТСМ – общая теория сильного мышления (автор Н.Н. Хоменко, 1994г.)

- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (автор Г.Ф. Альтшуллер, 1946 г.)

РТВ – развитие творческого воображения.

Не секрет, что работа по автоматизации поставленного звука часто скучна и не интересна ребенку, он не может сосредоточиться и собраться с силами для работы. Заучивание стихотворений и вовсе вызывает протест, так как у детей с парциальным недоразвитием преимущественно вербального компонента деятельности – плохая память, страдает зрительное внимание,  бедный словарный запас, они не понимают значения многих слов, переставляют слова местами, вследствие чего ломается ритмический рисунок текста.

Задумываясь  о том, как сделать работу по автоматизации звука более интересной, я изучила предлагаемые наработки своих коллег, но все еще находилась в поиске. И тут на помощь пришел ТРИЗ, который перевернул мое сознание. Научил по новому смотреть на процессы познания у детей, где взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей.

Освоение способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира, что помогает в нашей работе, так как при этом формируются предпосылки учебной деятельности ребенка – дошкольника, а это неразрывно связано с ФГОС ДО.

Изучив методический комплекс по освоению детьми способов познания и технологии, позволяющие эффективно развивать связную речь в процессе работы с сюжетной картиной, серией картинок и при создании рифмованных текстов, начала работу с детьми со стихов и чистоговорок на поставленные звуки. Надо отметить, что в такую творческую работу дети включаются активно и процесс автоматизации звуков не кажется им утомительным. Обучение детей работе со стихотворением позволяет освоить последовательность ритмичного рисунка по отдельным кадрам (строчкам), осознать последовательность этапов работы целиком со всем стихотворением.

Свою работу начинала с чтения литературного произведения (выбирала такие стихи, которые насыщены существительными). Затем совместно с ребенком производила «раскадровку» содержания текста. Сначала построчно, далее каждую строчку на слова. Считали количество строчек в произведении и  расчерчивали листок на количество строк в тексте. Начиная зарисовку произведения, обращала внимание на последовательность, обсуждая каждое слово на основе вопросов, так как у ребят разный жизненный опыт и одно и то же слово вызывает разные образы. Заранее договаривалась с ребенком, что зарисовывать стихотворение будем схематично, т.е. без дополнительной детализации предметов, т.к. не следует позволять ребенку додумывать действия, которых нет в стихотворении. Это приводит к тому, что во время чтения произведения, они вставляют свои слова из додуманного ими текста. Помогала ребенку только в случае затруднений в подборе ассоциаций или изображении чего либо. «Читали» стихотворение после каждой нарисованной строчки, до места, изображенного на листке, а затем произносили и зарисовывали следующую строчку. «Читали» все произведение, предварительно обратив внимание на звук, который автоматизируется.

Такое нарисованное произведение позволяет ребенку практически с одного раза запомнить текст, последовательность строк и слов в нем. 

Далее, обобщали смысл проведенной работы – автоматизация заданного звука. Также делали вывод и оценить результат проделанной работы. ТРИЗ рекомендует учить ребенка доказательствам своей работы с помощью таких речевых оборотов: «Я считаю, что стихотворение зарисовал правильно, потому что…(соблюдал последовательность и произносил заданный звук четко и правильно)».

Таким образом, технология схематизации стихотворений, позволила значительно упростить работу по автоматизации поставленных звуков и развить способность детей самостоятельно использовать данный прием и на других текстах.

 

 

Шапка, шайба, кошка, мышка

У Наташи кот в штанишках,

Мышеловка, душ, шуметь,

Научился я «шипеть».

(Н.В. Нищева)

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Ефименкова Л. Н. Карточки по автоматизации звуков  – М.: 1999. – 152с.

2.     Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»», 2009.- 160 с.

3.     Сидорчук Т. А. Методический комплекс по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136 с.

4.     Сидорчук Т. А. и Байрамова Э. Э. Технология развития связной речи - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», «Ульяновский дом печати», 2015. – 96 с.

.  .  .