Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование дидактических игр «Геоконт» и «Палочки Кьюизенера» в профессиональной деятельности п

Дата публикации: 2017-04-27 16:14:12
Статью разместил(а):
Ивашкова Оксана Васильевна

Использование дидактических игр «Геоконт» и «Палочки Кьюизенера» в профессиональной деятельности педагога: описание, перспективное планирование, примеры игрового использования

Автор: Ивашкова Оксана Васильевна

 

Дайте ребенку что – нибудь в руки, чтобы он начал думать. (народная мудрость) «Геоконт». Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»). «Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы. Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия. Развивающая суть игры. Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников.

Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствуют формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение).

Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я , дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т.д.

Методические рекомендации.

Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».

Младший дошкольный возраст.

Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.

Старший дошкольный возраст.

Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры.

Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета. Перспективное планирование занятий с детьми 4 – 5 лет Недели 1 занятие 2 занятие 1 неделя Задачи: Учить натягивать резинки разного цвета, конструировать квадраты большого и маленького размера. *На «Геоконте» взрослый последовательно натягивает резинки разного цвета. дети, повторяя его действия, натягивают на своих «Геконтах» резинки точно такого же цвета. *На «Геоконте» взрослого – Чудесной Поляне Золотых Плодов – появляются «паутинки» Юка. Например, квадраты большого и маленького размера. дети называют признаки различия между ними и самостоятельно делают на своем «Геоконте» точно такие же фигуры. Если задание выполнено, то «паутинки» Юка исчезают.

Задачи: Закреплять умение конструировать квадрат в разных частях «Геоконта». *На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилась «паутинка»квадрат маленького размера в верхнем левом углу. детям предлагается сделать на своем «Геоконте» точно такой же, но в верхнем правом углу (нижнем левом и правом углу) 2 неделя Задачи: Учить конструировать предметные формы по образцу взрослого и придумывать свои. *На «Геоконте» взрослый от лица Малыша Гео конструирует предметные формы (предметы мебели, одежды, посуды). детям предлагается сделать точно такие же фигуры на своем «Геоконте», а затем придумать свои.

Задачи: Развивать умение находить предметы похожие на геометрические фигуры, придумывать и конструировать контуры предметных форм. *Малыш Гео построил на своем «Геоконте» квадрат (треугольник, прямоугольник или предметную форму по схеме Г3 – Ф3 – Ц – К3 – Ж3 – Ц). Дети называют предметы, на которые эта фигура похожа. *На Чудесной Полянке Золотых Плодов появились «паутинки» - контуры различных предметов. Это постарались маленькие паучата. дети придумывают и конструируют на «Геоконте» контуры предметных форм.

3 неделя Задачи: Развивать умение определять по цвету резинки и действовать с ними. *Паук Юк сплел «паутинки» красного, желтого, оранжевого цвета. А чтобы они исчезли, детям надо назвать соответствующие волшебные слова из Заклинания семи Лучей («кохле – охле – желе»). Точно также можно поиграть с «паутинками» холодных цветов (фиолетового, голубого, синего, зеленого). Задачи: Учить строить квадраты всех размеров – от самого маленького, до самого большого. * Перед Малышом Гео стоит трудная задача: построить квадраты всех размеров – от самого маленького до самого большого. детям предлагается помочь Гео и выполнить это задание на своем «Геоконте».

4 неделя Задачи: Развивать умение строить геометрические фигуры в разных частях «Геоконта», соотносить предметы с формой. *На «Геоконте» появляется маленький квадрат в нижнем левом углу. Это проделки Паука Юкка. Он хочет сделать из этой паутинки прямоугольник в нижнем правом углу поля игры. Потом – трапецию в верхнем левом углу, треугольник слева и т.д. Детям надо определить Паука и сделать точно такие же фигуры на «Геоконте». *Детям показывается картинка с изображением предмета, необходимого Малышу Гео в его путешествии. дети должны определить форму предмета (круглая, треугольная, квадратная и т.д.) и построить на своем «Геоконте» соответствующую геометрическую фигуру.

Задачи: Учить достраивать симметричный узор на второй половине «Геоконта», придумывать свой узор. *Малыш Гео сумел выложить на «Геоконте» «бабочку», «кошку», «пингвина», «стул», «чайник». Детям предлагается достроить симметричный узор на второй половине. *Малыш Гео решил сплести на Чудесной Полянке Золотых Плодов красивый ковер. Дошкольники придумывают узор ковра и воспроизводят его на «Геоконте.

Перспективное планирование занятий с детьми 5 – 6 лет Недели 1 занятие 2 занятие 1 неделя Задачи: Учить конструировать четырехугольники и треугольники, называть их. *Паук Юк собирается сплести из паутинок разные четырехугольники, дети помогают Малышу опередить Паука: строят на своем «Геоконте» соответствующие геометрические фигуры и называют их. *Теперь Паук Юк собирается сплести из паутинок все треугольники. Дети помогают Малышу Гео построить эти геометрические фигуры. Задачи: Развивать умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, конструировать предметные фигуры по образцу взрослого. *Перед Малышом Гео стоит трудная задача: выложить на «Геоконте» прямоугольник и разделить его сначала на 4 равные (а затем неравные) части. На какие геометрические фигуры разделили фигуру? *Дети конструируют на «Геоконте» различные предметные фигуры по образцу взрослого, по картинке, по заданной теме (например, «одежда», « посуда», «транспорт»), по собственному замыслу.

2 неделя Задачи: Разрабатывать план как уменьшенное, смоделированное отношение между предметами. *Дошкольники рисуют план «Геоконта» на листе бумаги, отмечая центр и лучи. Задачи: Закреплять умение конструировать по памяти и по замыслу. *На Чудесной Поляне Золотых Плодов появляется «паутинка» необычной формы ( ). Детям надо ее заполнить, чтобы помочь Малышу Гео построить точно такую же. Когда «паутинка» исчезает, дети воспроизводят ее на своем «Геоконте». *Малышу Гео нужны в путешествии различные предметы, например, чашка. Взрослый предлагает свой вариант ( ). дети придумывают и делают другие «чашки». Чья «чашка» лучше и почему?

3 неделя Задачи: Развивать умение конструировать многоугольники, многоугольники разные по величине, называть их. *Паук Юк собирается сплести из паутинок разные многоугольники и запутать Малыша Гео. Дети помогают Малышу опередить Паука: строят на своем «Геконте» соответствующие фигуры и называют их ( ) *На поляне – паутина треугольной формы (четыре концентрических треугольника от самого маленького до самого большого). Дети «плетут» точно такую же на своем «Геоконте». Игра продолжается с «паутинкой» прямоугольной, квадратной формы и т. д. Задачи: Познакомить детей с понятиями «луч», «отрезок, «прямая», «кривая». Учить строить ряд отрезков разных по длине. *Дети знакомятся с такими понятиями, как «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки (главы 3,7,9,10,11…). *Паук Юк распределил все паутинки по длине. Надо помочь Малышу построить точно такой же ряд. Детям предлагается выложить на «Геоконте» ряд отрезков- от самого короткого до самого длинного.

4 неделя Закреплять умение обозначать пространственные отношения на плане, конструировать по координатам. *Дети узнают об «именах» гвоздиков и наносят их на свой план «Геоконта». *Взрослый загадывает фигуру и называет ее координаты – перечисляет «имена» гвоздиков ( схему можно взять из сказки или придумать). дети конструируют ее на своем «Геоконте». Развивать умение переносить схему на план, придумывать фигуру и чертить на своем плане. *На Чудесной Поляне появляется паутина любой формы. Дети помогают Малышу Гео сохранить ее изображение, то есть перенести схему на план «Геоконта». *Дети придумывают фигуру, чертят ее схему на своем плане. Затем кто – нибудь один «загадывает» свою фигуру, называя ее координаты. Остальные дети конструируют эту фигуру на «Геоконте». Что получилось?

Счетные палочки Кюизинера - это числа в цвете. Названы в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891 - 1976), бельгийского учителя начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета". Популяризировал их другой преподаватель Гатеньо, который использовал их не только для математического обучения, но и на языковых уроках. В классическом наборе 10 призм длиной от 1 до 10 см. Палочки одинаковой длины одного цвета: Белая палочка - 1 см; Красная палочка - 2 см: Светло-зеленая палочка - 3 см; Сиреневая палочка - 4 см; Желтая палочка - 5 см; Темно-зеленая палочка - 6 см: Черная палочка - 8 см; Синяя палочка - 9 см; Оранжевая палочка - 10 см; Иногда производители следуют другой системе, выбирают не пластик в качестве исходного материала, а дерево.

В 1961 году Сетон Поллок придумал другой вариант палочек Кюизинера - от 1 до 12. Нечетные палочки (1, 3, 5, 7, 9, 11) были холодных оттенков, а четные - теплых. "Числа в цвете". С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Использование этих "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, малыши приходят в процессе работы с палочками, манипулируя ими. По Пиаже, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. План работы с детьми II младшей группы. Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера. Задачи: 1.Познакомить детей с палочками Кюизенера. 2.Закрепить понятия « цвет», « величина». 3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. месяц Тема, задачи. д/игры, упражнения.

Игровой материал.

Сентябрь. Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание. Выкладывание палочек в определенной последовательности. « Покажи такую же». Палочки Кюизинера.

Октябрь. Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов. « Покажи палочку определенного цвета». « Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного цвета». Палочки Кюизенера.

Ноябрь. Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам. « Длинный – короткий» . «Высокий – низкий». « Гусеничка». Палочки Кюизенера.

Декабрь. Закрепить понятия « цвет», «величина» «Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку». Палочки Кюизенера.

Январь. Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов. « Составь фигуру». « Покажи такую же». « На что похоже?» Палочки Кюизинера.

Февраль. Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост) « Подбери по цвету». Конструирование « Самолет» Палочки Кюизинера.

Март. Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины. Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины. Матем. игра «Лесенка». Конструирование « Машина». Палочки Кюизенера.

Апрель. Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов. « Волшебные дорожки» Палочки Кюизенера. Дид/пособие «Волшебные дорожки.

 

 

План работы с детьми средней группы.

Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.

Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира. Задачи: 1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления. 2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству. 3. Развивать логическое мышление. месяц Тема, задачи Д/и, упражнения Игровой материал сентябрь Как мы умеем играть.

Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» октябрь Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение. «Гусеничка», «Посуда» выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера Д/пособие «Посудная лавка» ноябрь Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки. Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель. «Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек,

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал. декабрь Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки. «Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера игровое пособие. «Дом с колокольчиком» январь Числа 1-3. Закрепление. Выкладывание цифр из палочек.

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр. февраль Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки. Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик».

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», март Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город» Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера Д/пособие: «На златом крыльце», апрель Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой. Выкладывание чисел из палочек. Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера Картинки – схемы. май Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление. Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре.

Самостоятельное творчество . Палочки Кюизенера Картинки – схемы. Д/пособие План работы с детьми старшей группы. Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников. Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Развивать начала логического мышления. 2.Формировать элементарные математические представления. 3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.

Месяц. Тема. Задачи. Д/И, упражнения Игровой материал.

Сентябрь. «Цветные палочки» Повторить числовое значение счетных палочек, принципы окраски палочек. Выкладывание цифр из палочек. Веселая улица для разноцветных палочек. Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера. Картинки с изображением цифр.

Октябрь. « Равно - не равно». «Больше-меньше ». Учить сравнивать предметы по размеру. « Весы», « Магазин», « Вагончики». Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера.

Ноябрь. «На сколько больше, на сколько меньше». Познакомить с понятием « лишний», « не хватает». « Лесенка», « Календарик». Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера.

Декабрь. Изменения. Научить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились. «Неделька». Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера.

Январь. Повторение . Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера.

Февраль. Сложение. Познакомить с арифметическим действием сложение» Найти палочку равную…. (фиолетовая + розовая) Палочки Кюизинера.

Март. Вычитание. Познакомить с арифметическим действием « вычитание» Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине. Палочки Кюизенера.

Апрель. Линия( прямая, ломаная). Познакомить детей с понятием «линия», её видами. « Цветные тропинки», « Флажки» Палочки Кюизенера. Дид .пособие: « Волшебные дорожки». Май. Построение геометрических фигур. Повторение. «Коврики».

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера. Дид. Пособие: Дом с колокольчиком. План работы с детьми подготовительной группы. Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста. Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. 2. Развивать соотношение числа из ряда палочек. 3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. № месяц Тема, задачи. Д\и , Упражнения. Игровой материал. 1. Сентябрь. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная Деятельность. Игры с использованием дидактического материала.

Самостоятельное творчество. Палочки Кюизенера. 2. Октябрь «Сериация по размеру» Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание. « Лесенка» «Найди такую же». Палочки Кюизенера. 3. Ноябрь Состав числа 3и 4. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. Выкладывание цифр из палочек. «Кто здесь живет?» Палочки Кюизенера. Д/пособие «На златом крыльце сидели» 4. Декабрь. Состав числа 5 и 6. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. Выкладывание цифр из палочек. «Магазин» Палочки Кюизенера. Д/пособие «Посудная лавка» 5.

Январь.Состав числа. Закрепление знаний о составе числа. Составь число из палочек определенного цвета. Палочки Кюизинера. 6. Февраль. Состав числа 7 и 8. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших. Выкладывание цифр из палочек. Составь число из палочек определенного цвета. Палочки Кюизенера. 7. Март. Состав числа 9и 10. Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел. « Составь число» « Поезд» Палочки Кюизинера. 8.

Апрель. Закрепление. Составь число из палочек определенного цвета. Палочки Кюизенера. Сентябрь 1. Д/Игра: «Цветные коврики - 2» Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. 2. Д/Игра: «Играем с цветом» Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбини¬ровать цвет в рисунке. Учить детей работать с алго¬ритмами. Развивать наблюдательность, память, вни¬мание, фантазию.

Октябрь 1. Д/Игра: «Измерение с помощь палочки - мерки» Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. 2. Д/Игра: «Дополни» Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. Ноябрь 1. Д/Игра «Запомни» Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. 2. Д/Игра: «Подбери цифру» Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Декабрь 1. Д/Игра: «Цветные числа» Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. 2. П/Игра: «По порядку становись Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки. Январь 1. Д/Игра: «Магазин игрушек» Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца. 2. Д/Игра: «Кто где живёт» Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Февраль 1. Д/Игра: «Составь число» Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление. 2. Д/Игра: «Весы» Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Март 1. Д/Игра: «Больше - меньше» Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. 2 . Д/Игра: «Найди дом для палочки» Цель: Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Апрель 1. Д/Игра: «Разведчик» Цель: Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. 2 . Д/Игра: «Конструирование цифр» Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Май 1. Д/Игра: «Число - головоломка» Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление. 2 . Д/Игра: «Что пропустили?» Цель: Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. Блоки младший Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами : 1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. Цветом – красные, желтые, синие; 3 Размером – большие и маленькие ; 4. Толщиной – толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх позволяет моделировать важные понятия не только математики, где дети закрепляют знания о цвете, геометрических фигурах счете, но и развивают творческие способности, сообразительность, смекалку, находчивость. А также учат конструировать, создавать разнообразные конфигурации, узоры. Чтобы ребенок правильно использовал блоки, не раскидывал и не портил их, ребенка сначала знакомят с блоками. Позволительно в начале знакомства разрешить ребенку поиграть с ними.

После этого можно уже давать ребенку указания, как правильно играть с блоками. 1. Вы показываете ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и просите его показать такую же. 2. Вы показываете ребенку большую фигуру и просите показать все большие фигуры. 3. Вы показываете ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просите показать такую же фигуру. 4. Вы показываете ребенку толстую (тонкую) фигуру и просите показать такую же. Когда ребенок усвоил все эти задания, можно обыграть ситуацию следующим образом: Предложите большой кукле дать большие фигуры, а маленькой кукле – меленькие. Далее распределяете фигуры по форме, цвету и толщине, например, слонику – синие фигуры, собачке – красные фигуры, кошечке – желтые. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в освоении детьми программы по формированию элементарных математических представлений. Они помогают закреплять знания цвета, формы, размера. Отлично способствуют развитию психических процессов: развитию внимания, памяти, воображения.

Использовать блоки Дьенеша можно как часть НОД, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. Родители могут в домашних условиях развивать детей, используя блоки Дьенеша. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» Ход игры: положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Игры на внимание «Чего не стало? » и «Что изменилось? » Ход игры: положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а взрослый убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. В ходе игры следует добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры. Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее? » Ход игры: варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Взрослый выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.

Игра на логическое мышление «Продолжи дорожку» Ход игры: выложить перед ребёнком дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предложить ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.

Игра на внимание «Найди пару» Ход игры: разложить перед детьми разные блоки по одному и предложить найти каждой фигуре пару. Затем попросить ребёнка назвать признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур. Блоки старший Сентябрь 1. Д/игра: «Помоги Чебурашке» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. 2. Д/игра: «Лабиринт» Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

3. Д/игра: «С двумя обручами» Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

4. Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. Октябрь 1. Д/игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. 2. Д/игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков. 3. Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

4. Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Ноябрь 1. Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации). 2. Д/игра: «Пирамида» Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

3. Д/игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме. 4. Д/игра: «Улитка» Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме. Декабрь 1. Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек») Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

2. Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое. 3. Д/игра: «Неделька» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление. Январь

1. Д/игра «С двумя обручами» Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. 2. Д/игра: «С тремя обручами» Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. Февраль 1. Д/игра «Цветок» (С четырьмя обручами) Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание.

2. Д/игра: «Ромашка» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с овалами. Развивать логическое мышление и внимание. 3. Д/игра: «С тремя овалами» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с тремя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

4. Д/игра: «С двумя овалами» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с двумя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям. Март 1. Д/игра «Гусеница» Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с обручами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

2. Д/игра: «Алгоритм» Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление. 3. Д/игра: «Рассели жильцов» Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

4. Д/игра: «Треугольник» (головоломка) Цель: Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. Апрель 1. Д/игра «Собачка» Цель: Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Д/игра: «Мишка» Цель: Продолжать развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление. 3. Д/игра: «Бабочка 1» Цель: Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

4. Д/игра: «Бабочка 2» Цель: Продолжать развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление. Май 1. Д/игра «На даче» Цель: Продолжать развивать умение составлять постройки из геометрических фигур. Выбрать необходимый строительный материал. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Д/игра: «Волшебный осенний лес» Цель: Развивать умение составлять волшебный лес из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал. Закреплять умения действовать последовательно. Развивать логическое мышление и внимание.

3. Д/игра: «Звено летящих самолётов» Цель: Развивать умение составлять самолёты из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал. Закреплять умения действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.. Развивать логическое мышление и внимание.

.  .  .