Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развиваем руки чтобы учиться писать и красиво рисовать

Дата публикации: 2017-10-18 19:41:34
Статью разместил(а):
Терехова Татьяна Мефодьевна

Развиваем руки - чтобы учиться писать и красиво рисовать

Автор: Терехова Наталья Мефодьевна

 

      Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.  О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Для решения этой задачи  у нас  в МБДОУ «Д/с «Незабудка»  мною ведется кружок «Волшебные пальчики», который способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаза, всех тех навыков, которые необходимы ребенку   при обучении  в школе. Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафарета. Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости", "Замок", "Капуста" и т.д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего телаМногие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик", "Дружба"), это дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.  На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь мне помогают такие знакомые всем упражнения, как лепка, упражнения с бумагой, сортировка мелких предметов.

            Перед лепкой  дети разминают пластилин. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный. Дети отрывают кусочки пластилина, скатывают шарик,  придавливают между двумя пальцами и приклеивают его к шаблону елочка, в результате получается "Новогодняя елочка с разноцветными игрушками". Работая с бумагой ребята рвут и сминают ее, делают бумажные шарики, а из шариков выкладывают силуэт – например, кошку, барашка, тучку. В другом задании дети отщипывают маленькие кусочки бумаги и скатывают ее подушечками пальцев, приклеивают на готовый шаблон с изображением птички и кормушки, это зернышки для птички. Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или  цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Из счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели", "Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги. Итогом является поощрение воспитанников  за лучшее выполнение работы.

 

            Подготовив таким образом пальчики к работе, приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть одинаковым, нельзя выходить за контур изображения.

Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки можно использовать как раскраски.

Детям очень нравится обводить трафареты. На занятии начинали с трафаретов для внутренней обводки (т.к. ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат), а потом переходили к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьев. Работа с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш 

Когда дети начинают более уверенно держать карандаш, включаю в работу метод дорисовки (по принципу симметрии). Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития вообраТакже на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки,  ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. В кружковой работе большую помощь оказывают родители. Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

                Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей, добилась определенных положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рукЗанятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. 

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.  О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Для решения этой задачи  у нас  в МБДОУ «Д/с «Незабудка»  мною ведется кружок «Волшебные пальчики», который способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаза, всех тех навыков, которые необходимы ребенку   при обучении  в школе.

                Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам

            Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости", "Замок", "Капуста" и т.д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик", "Дружба"), это дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.  На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь мне помогают такие знакомые всем упражнения, как лепка, упражнения с бумагой, сортировка мелких предметов.

            Перед лепкой  дети разминают пластилин. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный. Дети отрывают кусочки пластилина, скатывают шарик,  придавливают между двумя пальцами и приклеивают его к шаблону елочка, в результате получается "Новогодняя елочка с разноцветными игрушками".

                Работая с бумагой ребята рвут и сминают ее, делают бумажные шарики, а из шариков выкладывают силуэт – например, кошку, барашка, тучку. В другом задании дети отщипывают маленькие кусочки бумаги и скатывают ее подушечками пальцев, приклеивают на готовый шаблон с изображением птички и кормушки, это зернышки для птички.

            Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или  цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешатИз счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели", "Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги. Итогом является поощрение воспитанников  за лучшее выполнение работы. Подготовив таким образом пальчики к работе, приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть одинаковым, нельзя выходить за контур изображения. Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки можно использовать как раскраскиДетям очень нравится обводить трафареты. На занятии начинали с трафаретов для внутренней обводки (т.к. ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат), а потом переходили к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьев. Работа с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш

Когда дети начинают более уверенно держать карандаш, включаю в работу метод дорисовки (по принципу симметрии). Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.

.           Также на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки,  ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

            В кружковой работе большую помощь оказывают родители. Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. 

                Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей, добилась определенных положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рук. Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. 

.  .  .