Формирование трудовых навыков у детей 5-6 лет в совместной деятельности
Формирование трудовых навыков у детей 5-6 лет в уголке природы в совместной деятельности
Автор: Овчинникова Ольга Валериевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 131» г.о. Самара
Работая в уголке природы, мы приобщаем детей к труду, воспитываем в них любовь к прекрасному – красивым комнатным цветам. Ведь в общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор.
Но у дошкольника оформляется комплекс практических и научных знаний о мире животных и растений, формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств. Воспитание трудолюбия, уважения к труду необходимо начинать с ранних лет. При правильной организации воспитательного процесса у детей могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном развитии, в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желания принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Он способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Но воспитать ответственное отношение к труду возможно лишь при условии, если дети понимают значение своего труда, и этому очень способствует уход за растениями и животными.
Одним из наиболее близких видов труда для детей является труд в уголке природы. Я хочу поделиться только одним из многочисленных примеров совместной трудовой деятельности - это проект «Прекрасная фиалка».
Как-то раз в группу я принесла фиалку. Дети увидели ее и стали спрашивать: "Что это за цветок?", восхищаться тем, как он красиво цветет, нюхать его и расспрашивать, каким еще цветом фиалка может цвести, а что нужно для хорошего ухода за фиалкой, сколько раз нужно поливать фиалку, нужно ли протирать ей листочки и рыхлить землю, какие условия лучше подходят для нее, где можно увидеть все сорта фиалок, является ли фиалка только комнатным растением или ее можно встретить в природе? Так у меня возникла идея создать проект о фиалках и уходе за ними.
Участниками проекта стали воспитанники старшей группы и их родители, воспитатель.
Проект информационно-творческий, обучающий, групповой, краткосрочный (1 неделя).
Цель проектной деятельности:
Совершенствование трудовых навыков и умений детей, воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду в природе.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о труде в природе;
2. Расширять представления детей о комнатных растениях и уходе за ними.
3. Обогащать, расширять, систематизировать знания о взаимосвязях всего живого в природе.
4. Формировать трудовые умения и навыки
5. Развивать самостоятельность, память, коммуникативные навыки, творческое воображение.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
7. Научить детей ухаживать за комнатными растениями.
8. Воспитывать интерес и любовь к труду в природе.
9. Воспитывать интерес детей к живой природе и бережное отношение к ней.
Ожидаемые результаты мы разделили на три группы: для детей, для педагога и для родителей.
Весь проект прошел в несколько этапов:
1 этап – подготовительный.
На 2 этапе шло планирование проекта. Я запланировала
1. Беседы с детьми.
2. Занятия по различным видам деятельности.
3. Организацию выставки детских работ и живых фиалок.
4. Помощь родителей в поиске материала и совместную работу при подготовке сообщений и поделок.
5. Совместную экскурсию детей и родителей на выставку фиалок в ДК им Литвинова
6. Работу в творческой мастерской
Реализация проекта началась на третьем этапе.
Были проведены утренние беседы.
"Какие фиалки бывают", Что фиалке нужно", "Как ухаживать за цветами", "Бережное отношение к цветам", "Какую пользу приносят растения".
Также мы с детьми рассматривали разные виды живых фиалок, рассматривали карточки и иллюстрации с изображением фиалок.
Дети играли в дидактические игры "Найди, что опишу", "Что изменилось", "Собери картинку". Им очень понравилась настольная игра "Лото" (цветы).
Развитию устной речи детей способствовало составление рассказов – описаний живых цветов и по иллюстрациям.
Закрепление трудовых навыков шло через уход за комнатными растениями и заботу о них. Дети на практике узнали правила ухода за фиалками. Они учились выбирать для нее правильное место – светлое, без попадания на цветок прямых солнечных лучей и сквозняков. Выяснили, что фиалка не любит чрезмерного полива и засушливой почвы. Учились поливать из лейки с тонким длинным носиком, поскольку фиалка не любит, чтобы вода попадала на листья или точку роста в центре куста. Если же вода попадала на листья, то промакивали ее с помощью салфетки. Поскольку опрыскивать листья растения нельзя, увлажняли воздух вокруг растения из пульверизатора.
Развитию интереса к уходу за комнатными цветами очень способствовала экскурсия в ДК им. Литвинова на выставку фиалок и беседа там с цветоводами-любителями.
Продуктивная деятельность включало в себя:
Рисование "Фиалки" с натуры.
Лепку рельефную "Фиалка в горшке".
Во время работы в творческой мастерской дети рисовали лесную фиалку.
Восприятие художественной литературы.
Чтение стихотворений Е. Серовой "На солнечной опушке Фиалка расцвела...", А.С.Пушкина "Закон природы", Л Кузьминской "Крошка фиалка", С.Коврижных "Опять фиалка на окне", В.Калитина "Весенняя весталка", И. Бутримова "Росинка упала на нежный листок".
Родители тоже включились в процесс воспитания трудовых навыков у детей. В основном, это мамы. Кто-то поручил своим детям поливать дома цветы, кто-то еще доверил протирать листья цветов. Некоторые мамы купили молодые фиалки на выставке и теперь у них дома тоже есть эти прекрасные цветы.
В конце проекта мы провели выставку "Фиалковая поляна", организованную из творческих работ детей. Итогом проекта стала памятка, по правилам ухода за фиалками, составленная мной совместно с детьми.
Можно резюмировать, что знания и умения, полученные во время проекта, помогли обогатить представления детей старшей группы о мире цветущих растений, обогатить знания детей о правильном уходе за комнатными растениями. В ходе реализации проекта произошла интеграция практически всех видов детской деятельности: трудовой, познавательной, коммуникативной, изобразительной и игровой.
Список используемой литературы:
1. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Голицина Н.С.
2. Планирование образовательной работы в ДОУ. А.Н.Давидчук, И.Н.Ивашко, Л.Г.Селихова.
3. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова.
4. Занятия по изобразительной деятельности. Т.С.Комарова.
5. «Юный эколог» С.Н.Николаева.
6. Наглядно-дидактическое пособие «Комнатные цветы». Оформление М.Броновой.
7. Журнал «Коллекция увлечений». «Линка-Пресс»,2004.