Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД в старшей группе "Защитники земли русской - Богатыри"

Дата публикации: 2023-02-13 21:13:37
Статью разместил(а):
Яблокова Анастасия Андреевна

Конспект НОД "Защитники земли русской - Богатыри"

Автор: Яблокова Анастасия Андреевна

 

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, речевое развитие. 

Цель: формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. 

Задачи: 

Познавательное развитие: 

- Закрепить знания детей о русских богатырях, об их героическом прошлом.

- Познакомить с картиной Васнецова “Богатыри”, познакомить с образами русских богатырей.

- Закрепить знание названий доспехов богатырей. 

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к русским богатырям, желание им подражать. 

Речевое развитие: Закрепить умение связно и последовательно описывать внешность богатырей, рассуждать о характерах героев; Формировать словарный запас детей, использовать в устной речи синонимы и антонимы. 

Физическое развитие: Развитие двигательной активности. 

Художественно-эстетическое развитие: Развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера. 

Обогащение словаря: богатырь, былина, пахарь, оратай, доспехи. 

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И.Я. Билибина «Вольга и Микула», рассматривание альбома «Богатырские доспехи». 

Материалы и оборудование: репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Автопортрет», «Микула Селянинович пашет землю», панно «Дуб», картинки с изображением богатырских доспехов (кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы, копье, палица, щит), солнца и дубового листика, талисманы «листок дуба» по количеству детей, музыкальные композиции «Звучание колокола», «Гусли». 

Ход НОД

1 часть. Организационный момент. 

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю взяться за руки и почувствовать тепло наших рук. Улыбнитесь друг другу. У вас самые теплые руки и самые добрые улыбки. Это потому, что мы с вами живем в удивительной стране с очень красивым названием – Россия. Много разных стран на земле, но Россия единственная и необыкновенная страна. Почему? 

Дети. Потому что Россия - наша Родина. 

2 часть. Беседа «Кто такой богатырь?». 

В. Правильно, ребята. (Звук колокола). В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. И вот тогда на защиту родной земли вставали русские богатыри. А кто такой богатырь? 

Д. Богатырь – это отважный воин, сильный человек, защитник своей Родины. 

В. Ребята, откуда мы знаем о русских богатырях? 

Д. О русских богатырях мы знаем из сказок, энциклопедий, из былин. 

В. А что такое былина? 

Д. Былина – это рассказ о том, что было раньше. 

В. Былина – это русское народное сказание о богатырях. Сегодня ребята я хочу пригласить вас на открытие картинной галереи «Былинные богатыри земли русской». 

(Дети проходят к первой картине). 

3 часть. Беседа о художнике В.М. Васнецове. 

В. Много лет назад жил добрый человек. И как все добрые люди приносил в мир радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. (Показ репродукции В.М. Васнецова «Автопортрет»). Когда он был молодым, любил читать былины. Один из былинных рассказов так понравился Васнецову, что он записал его к себе в тетрадь. 

(Звучит тихая музыка – гусли). 

«Под славным городом Киевом 

На тех степях на Днепровских 

Стояла застава богатырская 

На заставе был богатырь Илья 

Илья Муромец, сын Иванович 

А и конь под Ильей, словно лютый зверь 

А и сам на коне, как ясный сокол! 

А и был на заставе Добрыня Никитич млад 

И пошел его добрый конь богатырский 

С горы на гору перескакивать 

С холма на холм перешагивать. 

А и был там Алеша Попович лад 

Что из красна города из Ростова. 

В. Решил художник этих богатырей нарисовать. Так появилась картина «Богатыри» (Показ репродукции). 

4 часть. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри». 

В. Ребята, кто изображен на картине? 

Д. На картине изображены три богатыря. 

В. Кто находится в центре картины? 

Д. В центре картины изображен Илья Муромец. 

В. Что вы знаете о нем? 

Д. мужественный, сильный и мудрый воин. Он был самым старшим из богатырей. 

В. Кто изображен слева от И.М. ? 

Д. Слева от И. М. изображен Добрыня Никитич. 

В. Расскажите о нем. 

Д. Добрыня Никитич был искусным воином. Он умело стрелял из лука. 

В. Кто находится справа от И.М. ? 

Д. Справа от И.М. находится Алеша Попович. 

В. Верно. Алеша Попович самый молодой из богатырей. Что вы о нем знаете? 

Д. Алеша Попович был ловким и находчивым воином. Он обладал хитростью и смекалкой и очень любил играть на гуслях. 

5 часть. Беседа о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче. 

В. Ребята, а вы знаете, что не все богатыри на Руси были воинами. Был такой богатырь – Микула Селянинович (показ репродукции картины «Микула Селянинович пашет землю»). Он был богатырь – пахарь. На Руси богатыря-пахаря называли Оратай. 

«Оратай – оратаюшка, он одной рукой камень вывернет, а двумя-то руками быка свалит». 

В. Когда богатырям-воинам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича на подмогу. Ребята, а как вы думаете, что легче воевать или землю пахать? 

Д. Воевать. 

В. Правильно, ребята. Так и гласит русская народная пословица «Землю пахать - не мечом махать». Когда Микула Селянинович пахал землю, он приговаривал заветные слова. Давайте и мы их скажем. 

6 часть. Динамическая пауза “Нивка, нивка золотая …» 

Яровая жинка, уроди пшеничку, овес да чечевичку (идут по кругу) 

На поле копнами (через стороны руки вверх) 

На столе пирогами (лепят пироги) 

Нивка золотая, добрая, медовая, принеси нам хлеба (идут по кругу) 

Стебелек до неба (тянут руки вверх) 

Матушка – рожь (вверху машут руками) 

Встань стеною сплошь (взяться за руки и поднять руки вверх) 

Стебель в оглоблю, колос в дугу (наклоны в разные стороны) 

Встань рожь большая, вот такая (снизу встают вверх) 

Расти копна золотая (кружатся) 

Вот такая (обнимаются). 

7 часть. Рассматривание картинок «Богатырские доспехи». 

В. Ребята, а что надевали на себя богатыри, когда собирались в поход? 

Д. Шлем, кольчугу. 

В. А что брали с собой? 

Д. Меч, щит, копье. 

В. Как это все можно назвать? 

Д. Богатырские доспехи. 

В. Ребята, я вас попрошу рассказать о богатырских доспехах. А поможет вам в этом  картинки с изображением доспехов, вставляют ее на стенд и коротко рассказывают о ней.) 

1 реб. Это – кольчуга. Кольчуга – рубашка из железных колец. Она защищала богатырей в бою. 

2реб. Это – меч. Его передавали по наследству от отца к сыну. 

3реб. Это – шлем. Он защищал голову богатыря. Его делали из железа и меди. 

4реб. Это – лук и стрелы. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу. 

5реб. Это – копье. Чтобы метать копье, воин должен быть сильным и ловким. 

6реб. Это – палица. Тяжелой палицей богатырь разгонял всех врагов. 

7реб. Это – щит. Его украшали знаками солнца и растительности. 

В. Знак солнца на щите помогал отражать удары врагов, а, например, изображение листиков дуба наносились на щит для того, чтобы воин вернулся живым. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением солнца и дубового листа). 

5 часть. Рассматривание панно «Дуб». 

В. И вот богатыри надели доспехи, взяли оружие. Но перед тем, как идти в поход, они подходили к дубу. (Дети с воспитателем подходят к панно «дуб»). Дуб почитался на Руси за свою жизнестойкость. Считалось, что если взять с собой листок дуба, то он придаст воину силу. 

6 часть. Итог. 

Ребята, понравилась вам экскурсия по картинной галерее? Что вам больше всего запомнилось? На память о нашей экскурсии по картинной галерее я хочу подарить вам талисман «листочек дуба». (Дети снимают с дуба по одному листочку.) 

Будьте смелыми, честными, добрыми. Любите свою родную землю, как любили и берегли ее былинные богатыри – защитники земли русской. 

 

.  .  .