Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опыт работы ДОО по социально-личностному развитию детей

Дата публикации: 2022-12-22 17:38:00
Статью разместил(а):
Русинова Татьяна Ивановна

Опыт работы ДОО по социально-личностному развитию детей

Автор: Русинова Татьяна Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 2», с. Ловозеро, Мурманская область

 

В детстве закладываются не только основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. Ценным опытом этого периода является социальное развитие, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности. Педагоги используют самые различные формы, методы и приемы, помогающие организовать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников в течение дня.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает целый ряд педагогических приемов: игровой прием «Мыльные перчатки», дидактические игры «Помоги кукле вымыть руки» и т.д. Один день в неделю в группах дошкольного возраста  проходит читательский день и день любимой игрушки. В группах старшего дошкольного возраста педагог совместно с детьми создает календарь жизни группы – планирует мероприятия недели.

День рождения – это день, посвященный чествованию именинника, когда ребенку готовится трон, плащ, корона, а также организуется сладкий стол, игры, исполняются песни, сюрпризные моменты. Новинкой стала традиция   новоселье группы, помогающая сформировать у детей и родителей «чувство дома» по отношению к своей группе, принять участие в ее оборудовании и оформлении. В этот день сказочные персонажи  показывают детям театрализованное представление, а после чаепития родители преподносят подарки для детей группы (игрушки, спортивные пособия, книги и т.д.).

Часто используются минутки шалости или  минутки тишины, утро радостных встреч, когда в группе принято здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное. Такие ритуалы и правила позволяют воспитать в детях дружелюбное отношение друг к другу, сформировать культуру поведения в обществе, дисциплину, ответственность.

Одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольника – трудовое воспитание. В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных трудовых поручений. Дети вместе с воспитателем помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать игрушки. Старшие дошкольники привлекаются к коллективному труду: самостоятельно моют игрушки, стирают одежду, расчищают участок зимой – от снега, осенью – от листьев, дежурят по столовой. Игровая деятельность – основная форма социализации ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра –это моделирование общественных взаимоотношений, что дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия между участниками игры и между её персонажами. Наиболее популярны среди детей сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и т.д. 

Следующим компонентом социально-коммуникативного развития является приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.  В группах старшего дошкольного возраста ежемесячно проходил «Час добрых мультфильмов», на котором воспитанники не только просматривали мультфильмы, но и учились анализировать содержание, обсуждали основные нравственные категории.

Ежегодно в дошкольных группах проходят мероприятия, посвященные Дню прав человека, на  которых дети вспоминают о том, какие права и обязанности имеет каждый человек в России, знакомятся с содержанием Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, говорят о дружбе, решают проблемные ситуации: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Запрещается – разрешается», «Не поделили игрушку».

Ежемесячно во всех группах проводился «День нравственности»  по знакомству детей с нравственными категориями: добро-зло, жадность-щедрость, правда-ложь, дружба-вражда, храбрость-трусость и т.д. Чтение художественной литературы способствует развитию эмоций и чувств. Дети сразу выделяют положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Любимым героям стремятся подражать. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. В течение года во всех группах была продолжена работа по оформлению альбомов «Хорошие и плохие поступки». Педагоги вместе с детьми готовили ситуационные рисунки, которые потом собирались в альбом.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. В течение года воспитанники знакомились с историей и традициями календарных православных праздников. Некоторые из них (Рождество, Пасха) проводились в виде интегрированных занятий. Празднование «Масленницы широкой»  стало уже традиционным и любимым детьми. Из бесед дети узнали историю праздника, а веселые скоморохи  заводили для детей игры и угощали их блинами.

В течение учебного года проходит знакомство с государственными праздниками: День народного единства, День российской науки, 23 февраля, День космонавтики. Особое внимание было уделено празднованию Дня Победы. Педагоги учреждения приняли участие во всероссийских акциях: онлайн-шествие «Бессмертного полка», «Окна Победы».

Формирование основ  безопасного поведения детей в быту, социуме, природе осуществляется через: занятия «Правила поведения на природе», «Береги здоровье смолоду»,  походы в лес, решение проблемных ситуаций и проведение тренингов:  «Правила поведения при пожаре», в ситуациях «один дома», «Если потерялся в лесу» и т.д. Ежегодно, в октябре в ДОУ проводится неделя, посвященная ПДД, в ходе которой для ребят были проведены беседы: «Правила маленького пешехода», «Где должны играть дети», рассматривались иллюстрации с дорожными ситуациями на улице, проводились сюжетно-ролевые и подвижные игры: «Автобус», «Красный, жёлтый, зелёный», из строительного материала дети сооружали «грузовик».

Работа по социально-личностному воспитанию является одной из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

 

.  .  .