Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Традиционная народная игрушка

Дата публикации: 2017-10-10 14:44:13
Статью разместил(а):
Сидоренко Ирина Викторовна

Традиционная народная игрушка

Автор: Сидоренко Ирина Викторовна

МБДОУ № 31 «Колокольчик»

 

Народное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

В данной статье мы рассмотрим роль народной игрушки в воспитании и развитии подрастающего поколения. Рассмотрим особенности традиционной куклы, детские игры с куклами, а также воспитательный потенциал традиционных игрушек.

Ключевые слова: народная культура, народная игрушка, тряпичная кукла, традиции, традиционная кукла.

Каждая историческая эпоха вырабатывает свои особенные подходы и свое особое отношение к воспитанию подрастающего поколения. Современное технологическое общество все чаще в вопросах воспитания , развития и обучения обращается к опыту народной культуры, как к особой системе устойчивых отношений, норм, складывающихся на протяжении многих веков и прошедших естественный путь развития (Т.С.Комарова, О.А.Соломенникова, И.Н.Котова, А.С.Котов и др.)

        Неотьемлемым компонентом культуры народа является игрушка. Народная игрушка основана на тонком понимании психологии ребенка, разносторонне воздействует на его чувства и эмоции, ум, воспитывает определенные черты характера ( Г.Л.Дайн).

       В игрушечных образах отражается круг разнообразных детских интересов: знакомство с бытовыми предметами, с миром людей, природы, легенд и фантазий. Глиняные игрушки – удивляет многообразие воплощенных образов. Это животные, птицы, мифические существа (Полкан, птица Сирин, …), - образы людей : традиционные кормилицы, нянюшки, водоноски… Богатство образов  способствует развитию у детей любознательности, познавательных способностей, воображения; помогает освоиться в мире взрослых; воспитывает художественный вкус, побуждает к собственному творчеству.

       Народные мастера стремились, чтобы игрушка воздействовала на все уровни ощущений ребенка – визуальный, тактильный, звуковой, двигательный, осязательный. Большое значение имел выбор материалов для изготовления игрушек. Традиционная кукла, изготовленная из натуральных домотканых материалов, ниток, шерсти, воспитывает в ребенке доверительное, теплое отношение к миру, передает энергетику и тепло человеческих рук, что не скажешь о фабричной игрушке.

       Народную игрушку к сожалению вытеснили промышленные образцы сов-ременной игрушечной индустрии. Давно исчезли токарные игрушки, деревянные,  механические, из папье-маше, бересты, мочала, глины, лоскута. Но разве может сравниться игрушка из экологически чистого,  натурального материала с пластмассовой или резиновой игрушкой?! Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.   Занятия по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп.

        Давайте вспомним всеми нами любимую игрушку – куклу! По мнению историков, куклы появились много тысячелетий назад (это подтверждают раскопки под Новгородом ). В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры. Интересно, что ведущим всегда был женский образ и в обрядовых,  и в игровых куклах.  Сегодня у девочек популярны необычные и не совсем понятные старшему поколению куклы, которые представляют  определенный бренд и зачастую выпускаются коллекциями, которые дополняются  разнообразной одеждой, аксессуарами, домами с мебелью, бытовой техникой, автомобилями…..  Дизайнерские находки вытесняют детскую развивающую игру, творчество.

       Фабричная кукла, как отмечает мастер народных игрушек Я.В.Волкова, « не   способна заменить старенькую, потертую куколку, умело собранную из лоскутков руками любящей мамы и оживленную нашей фантазией. Кукла не появляется из неоткуда – ее делает человек, вкладывая свою энергию, мысли, чувства. Она как мостик между детством и взрослой жизнью, между прошлым и настоящим, между миром видимым и невидимым, духовным.»

       Сравнивая современных  кукол - красавиц с традиционной тряпичной куклой России следует признать ее глубину и мощную символику, которую до сих пор познают ученые. Кукле отводилась важная роль на всех этапах становления девочки – будущей женщины. В куклах прослеживается сакральная и игровая направленность. Куклы служили символами различных ритуалов и обрядов. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры, которое передавало ребенку не модную модель, а самоценный образ, целостную форму. Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличии она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. В русском фольклоре часто упоминается, что Небеса имеют семь или девять уровней. На седьмом небе находится сам Господь, а на нижних Небесах распологаются ангелы и божественные силы. Древнейшей моделью семи или девяти Небес, явилась кукла Пеленашка.                                                                   Тряпичных куколок  Пеленашка, на основе скрутки ,мы начали мастерить еще в прошлом году 2016.  Делали скрутку из прочной ткани, складывали пополам – это было « тело», после лоскутком ткани пеленали семью или девятью оборотами ткани, одевали платочек. Не  все получилось сразу. Но сколько было радости, желания, любви к первому  своему «первенцу»! Цель была: формировать у детей бережливость, заботу, опрятность, привить определенные навыки шитья, ремонта одежды. Эти   навыки столь необходимы будут в хозяйственно – бытовых условиях в дальнейшей жизни.

       Раннее приобщение к труду и кукольному мастерству было распространено у многих народов в России. Играя в куклы и изготавливая их, делая для них мебель, девочки осваивали женские ремесла: шитье, вышивание, прядение,  и приобщались к повседневному труду. Все это способствует выработке таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие, воспитанию эстетического отношения к продуктам деятельности, постижению сущности материнства. Считалось, что девочка умеющая мастерить игрушки, будет отличной хозяйкой и рукодельницей.

       Современным детям тайны тряпичной куклы чаще всего открывает педагог. Дошкольники прекрасно понимают универсальный язык традиционной игрушки, быстро ощущают ее подлинность, природность. В детском саду мы не только изучаем и рассматриваем фотографии старинных игрушек, но и учимся изготавливать разные варианты тряпичных кукол вовлекая в эту деятельность  и родителей (Т.В.Герелович, О.В. Огородникова, В.В. Кузьмик). Начинали мы с  наиболее доступных для выполнения детьми традиционных тряпичных кукол: пеленашки, закрутки, птица счастья, ангелочки. Важно было не только освоить с детьми технологию создания образа, но и обьяснить значение той или иной куклы, показать, как раньше с такими куклами  дети могли разворачивать разнообразные игры, почему бережно относились к результатам своего труда. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в практической работе с детьми. Это великолепный образец  для занятий по рукоделию, художественному труду,  творчеству, дизайну.

       Таким образом: традиционные игрушки являются отражением народной культуры. Куклы и другие самодельные игрушки помогают детям приобрести житейский опыт, полезные навыки обработки материалов, способствуют  постижению материальной и духовной культуры своего народа. Возрождение рукотворной тряпичной куклы оценивается, как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

 

                                            Литература:

1.     Я.В.Волкова «Детские куклы и обереги»  М.Хоббитека, 2017.

2.     Г.Л.Дайн «Русская народная игрушка» М. 1981.

3.     И.Н.Котова,А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла»  СПБ,Паритет,2003.

4.     Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей» М.Пед. об-во  России,2000.

5.     О.А. Соломенникова «Ознакомление детей с народным искусством.» М.Мозаика-Синтез,2005.

6.     Детский сад: теория и практика №1.2017 Е.Н. Сибиркина

7.     Н.В.Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла». ООО «Детство-Пресс»,2014

 

Бабушкина кукла – нарядная (образцы)

                                                                                     

Возрождаем рукотворную тряпичную куклу. Образцы нашего рукоделия.

 

                         Пасхальная голубка и            Кукла колокольчик и

                               Анастасия                             Алиса с Кристиной                    

 

Игровая кукла (бабушкина) с Анастасией Анастасией

                    Вот такие куклы-пеленашки мы учимся делать 

Пасхальная голубка (образец). Такую мы научимся делать к светлому празднику Пасха

.  .  .