Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Дата публикации: 2021-12-16 15:45:14
Статью разместил(а):
Гребенщикова Елена Витальевна

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Автор: Гребенщикова Елена Витальевна

МБДОУ "Детский сад № 33 "Светлячок" комбинированного вида"

 

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Мелкой моторикой называется способность выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами рук и ног, и эта способность связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, обычного шевеления пальчиками) до очень сложных движений (например, правописание и рисование). Начиная свое становление с самого рождения ребенка, она не прекращает свое развитие.
Пользу мелкой моторики для детей доказали тысячи ученых и проверили миллионы мам.

Чем же она полезна?

1. Развитие ума.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский.

Для того, чтобы выполнить определенное упражнение по мелкой моторике, мозгу ребенка требуется произвести немало работы. Сначала ему нужно обратиться к памяти и вспомнить как он делал такое или похожее задание. Как его выполняла мама или воспитательница. Затем, когда он вспомнил и принял решение ка именно будет действовать, его мозг отправляет руке нервный импульс и получает в ответ зрительную и тактильную информацию. Эту информацию малыш опять складывает в свою память. Работа рук – дело нашего мозга. Чем дольше малыш взаимодействует со своей памятью, чем больше нервных импульсов посылает из одного участка организма в другой, тем более умным  и способным он вырастет.

2. Развитие речи.

Ученые из института физиологии детей и подростков уже давно доказали неразрывную связь между мелкой моторикой и речью. Около трети площади двигательной проекции нашего мозга занимает проекция наших рук, расположена очень близко от речевой зоны. Чем больше внимания мы уделяем мелкой моторики малыша, тем проще будет ребенку говорить. Это доказанный и многократно проверенный факт.

3. Активность.

Развитие мелкой моторики – это череда маленьких и больших побед. Малыш идет от простых задач к сложным. Он обучается, развивается и радуется тому, что у него все получается. Если родители поощряют малыша в его обучении и росте, то ребенок вырастет открытым к новым знаниям и достижениям. Он более охотно находит себе новые области развития и с большим энтузиазмом борется за дело.

4. Память.

Каждый раз, когда ребенок выполняет какое-то действие, в его памяти остается след этого события. В следующий раз малыш обратиться к памяти и вспомнит ка именно он делал это в прошлый раз. Чем чаще человек обращается к своей памяти, тем больше протоптана дорожка к его воспоминаниям. Тем ему проще доставать оттуда различную информацию. И значит впоследствии ему будет проще в учебе, т.к. секрет хорошего обучения – запомнить и вовремя вспомнить все необходимое.  

5. Концентрация.

Когда ребенок регулярно упражняется в мелкой моторике, он лицом к лицу встречается с мыслью, что упорство и труд все перетрут. Стремление к новым победам дает ему мотивацию упражняться и тренироваться. А упражнения в мелкой моторике – это почти всегда сосредоточенная работа, которая требуется от ребенка полного погружения в дело. Малышу, который много тренировался в мелкой моторике, в дальнейшем будет проще сконцентрироваться на своем действии и направить все внимание на свою задачу.

6. Реакция.

Чем больше ребенок упражнялся в мелкой моторике, тем более развиты соединения в его мозгу. Чем лучше развиты эти соединения, тем быстрее по ним идет информация, тем быстрее принимаются верные решения. Реакция – это скорость адаптации человека под текущие условия. Естественно, чем быстрее человек получает зрительную, тактильную и звуковую информацию, тем быстрее он приспосабливается. Чем лучше развиты соединения в его мозгу, тем быстрее пройдет анализ ситуации, примутся решения и будут выполнены необходимые действия. Так что тренировка мелкой моторики значительно повлияет на реакцию ребенка.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.

В своей работе в качестве дополнительных занятий по развитию мелкой моторики у детей 2-3 года я использую следующие игры:

1) Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Игры с крупой — это важнейший этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно развивать мелкую моторику и мышление. Развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка. Когда он достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее он чувствует ее форму, ее текстуру и мозг додумывает, как выглядит предмет и что это такое.  Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление, ведь рисунки на крупе — это образы, которые мозг должен додумать, чтобы понять, что на ней изображено. Манкография (рисование манкой или на самой манке) приносит много положительных эмоций.  

2) Игры с песком «Песочная страна». Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. С детьми мы играем в игры с песком: «Отпечатки», «Формочки», «Таинственные следы», «Ощущения».

3) Игры с сачком и цветными крышечками «Поймай рыбку».

4) Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Но развивают они не только мелкую моторику. Однако об этом ниже. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры.  

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т.п.

 

.  .  .