Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников

Дата публикации: 2021-10-08 13:25:20
Статью разместил(а):
Носова Ксения Николаевна

Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

Автор: Носова Ксения Николаевна

 

Аннотация: В статье представлен педагогический проект, направленный на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-игровой деятельности. Ограниченность программно-методического обеспечения образовательного процесса определяет значимость разработанного продукта для повышения уровня социально-коммуникативного развития старших дошкольников, особенно в условиях интеграции образовательных областей.

Ключевые слова: дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие, коммуникативные навыки, музыкально-игровая деятельность, музыкальные игры.

 

В настоящее время программа дошкольного образования предусматривает развитие социально-коммуникативных навыков детей. Общение со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом социализации ребенка и проявляется в различных видах детской деятельности (игровая, трудовая, продуктивная, самостоятельная деятельность).

Общаясь с ровесником, дошкольник имеет право стать равным партнером в общении. Дети одного возраста приобретают индивидуальность в глазах сверстника, становятся значимым лицом в общении, опережая взрослого по большинству характеристик коммуникации.

По результатам эмпирического исследования, проведенного на группе детей старшего дошкольного возраста и представленного нами ранее [1], выявлено, что они не заинтересованы в совместной деятельности со сверстниками, не проявляют достаточного интереса и активности в процессе взаимодействия, при возникновении конфликтных ситуаций испытуемые предпочитают уединение, отказ от взаимодействия со сверстниками, в некоторых случаях обращаются за помощью к взрослому. Крайне редко старшие дошкольники решают конфликт самостоятельно, выбирая социально приемлемые способы.

Характеризуя особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников, можно отметить трудности ясно и четко излагать свои мысли, внимательно относиться к сообщениям сверстников. При этом большинство детей определяют круг общения, исходя из личного интереса, проявляя симпатии и антипатии. Многие дошкольники с трудом могут учитывать желания и потребности партнера в совместной деятельности. Детям бывает сложно понять эмоциональное состояние другого человека и действовать в соответствии с ним, осуществляя прогноз возможных реакций партнера.

Данные исследования обуславливают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием оптимальных средств. Одним из таких средств является музыкально-игровая деятельность, которая предполагает взаимодействие музыкального руководителя и педагога-психолога дошкольной организации в образовательном процессе.

Музыкально-игровая деятельность, связанная с голосовым интонированием, движением и игровым взаимодействием детей, является подходящей формой реализации возможностей музыки в развитии коммуникативных навыков детей [3]. В такой игре дети «входят в роль» образов и персонажей музыки, передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет, что способствует развитию коммуникативных навыков (эмоциональная отзывчивость, невербальное выражение разнообразных эмоциональных состояний, умение выражать в словах мысли и чувства, умение подстроиться к партнёрам по игре и другие).

Музыкальные игры могут получать уточняющие и конкретизирующие обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей: игры-приветствия, игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры в рисование музыки, интонационно-ритмические, интонационно-речевые игры, игры со звуками, слушание музыки и другие.

Развитие коммуникативных навыков в музыкально-игровой деятельности связано с тем, что она носит коллективный характер, где участники вступают в процесс общения. Вместе с тем, игровые ситуации повышают потребность ребенка во взаимодействии со сверстниками, предоставляют возможность применить разные способы поведения в условиях коммуникации, использовать вербальные и невербальные средства общения для решения конфликтных ситуаций и др.

С целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста был разработан педагогический проект при интеграции образовательных областей, который направлен на решение задач, соответствующих трем компонентам общения (интерактивного, перцептивного, коммуникативного).

В частности, при применении музыкально-игровой деятельности у дошкольников необходимо развивать коммуникативные умения, проявляющихся умением слушать, ясно и четко излагать мысли, формировать умение воспринимать эмоциональное состояние партнера по общению и учитывать его при обращении с просьбой, высказывании желания, оценки поведения и т.п. Музыкальная игра имеет значительный потенциал для совершенствования умений, направленных на взаимодействие со сверстником, демонстрацию готовности к общению и инициативности ребенка.

Разнообразие игрового содержания с использованием музыкального сопровождения позволяет представить структуру занятий, включающую три раздела. Первый раздел представлен играми‒музыкальными приветствиями, направленными на включение ребенка в деятельность. Основная часть занятия содержит различные формы практической музыкально-игровой деятельности. Заключительная часть состоит из игр, свободных движений под музыку, рисование музыки, которые направлены на снижение эмоционального и мышечного напряжения у детей.

Разработанный педагогический проект включает 20 занятий, которые разделены на три блока: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Предполагается интегрированное проведение занятий психологом и музыкальным руководителем во время непосредственной образовательной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой из 10-12 детей старшего дошкольного возраста.

При разработке педагогического проекта мы ориентировались на методические разработки, представленные М.Ю. Картушиной, Н.Г. Куприной, Т.Н. Образцовой, которые рассматривали возможности применения музыкальных игр для решения задач развития коммуникативных навыков у детей [2;4;5].

Таблица. Тематический план

Тема занятия

Количество занятий

Блок 1. Развитие коммуникативных навыков

«Знакомство»

1

«Здравствуйте»

1

«Здравствуй, дружок»

1

«Сушки-ватрушки»

1

«Вокалист»

1

Блок 2. Развитие перцептивных навыков

«Цветы»

1

«Гости»

1

«Фея улыбки»

1

«Игрушечный зайчик»

1

«Такие эмоции»

1

«Сосулька»

1

«Улыбка»

1

«Внимательные комарики»

1

Блок 3. Развитие интерактивных навыков

«Я-мои друзья»

1

«Бодливая корова»

1

«Алый платочек»

1

«Выйду на лужок»

1

«Подоляночка»

1

«Давай дружить»

1

«Рыбки»

1

Итого:

20

Основное содержание.

Блок 1. Развитие коммуникативных навыков.

Занятие 1. «Знакомство».

Цель: установление доверительного контакта между участниками, развитие дружеских отношений, потребности в сотрудничестве, формирование доброжелательных чувств; развитие умения принимать информацию, открытость во взаимодействии.

Музыкальные произведения: Русская народная мелодия «Полянка», Л. Бетховен «Аллегретто».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуйте». 

2. Игра – музыкальный диалог «Имена».

3. Игра – музыкальный диалог «Эстафета».

4. Игра со звуком, ритмом «Аплодисменты».

Занятие 2. «Здравствуйте».

Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание эмоции радости; умение ясно и четко излагать мысли.

Музыкальные произведения: анс. Тоника «Здравствуй, солнце», Р. Рустамов «Мы запели песенку».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, солнце ясное!».

2. Игра – пластическая импровизация, интонирование «Поющие имена».

3. Игра – пластическая импровизация «Дорожка».

4. Игра – пластическая импровизация «Крючочки».

Занятие 3. «Здравствуй, дружок».

Цель: формирование доброжелательных отношений в группе сверстников, развитие интонационного строя речи, умение передавать интонацией своего состояния; умения слушать.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», Ю. Энтин «Антошка», Э. Успенский «Рыжий, рыжий, конопатый», М. Долинов «Рыбки», Эйнауди «Пламенный».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра – музыкальный диалог «Огородник».

3. Игра – музыкальный диалог «Хвост и голова».

4. Игра – музыкальный диалог «Рыбки».

5. Двигательная импровизация.

Занятие 4. «Сушки-ватрушки».

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние средствами речи; развитие интонации; умения слушать; снятие тревожности.

Музыкальные произведения: «Приседай» эстонская народная мелодия, обработка А. Роомере, Д. Кабалевский «В темпе марша», В. Шаинский, «Чунга-чанга», русская народная мелодия «Сени мои сени», Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, друг».

2. Игра – пластическая импровизация, интонирование «Барабанщик».

3. Игра – музыкальный диалог «Считалочка».

4. Игра – музыкальный диалог «Сушки-ватрушки».

5. Игра – пластическая импровизация «Игра в колыбельную».

Занятие 5. «Вокалист».

Цель: развитие дружеских взаимоотношений в группе, эмоциональный настрой на работу; развитие выразительности общения, уверенности; умения слушать, интонационной выразительности речи, внимания.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», А. Герман «Надежда», русская народная «Вдоль да по речке».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – музыкальный диалог «Камешки».

3. Игра – пластическая импровизация, интонирование «Вокалист».

4. Интонирование «Пароход».

Блок 2. Развитие перцептивных навыков коммуникации

Занятие 6. «Цветы».

Цель: побуждение к социальным контактам, контроля, внимания; побуждение к непосредственному общению без привычных вербальных и предметных способов взаимодействия; развитие мимики, побуждение к самовыражению; развитие умения понимать другого.

Музыкальные произведения: В. Пивоварская «Музыкальное приветствие», Э Григ «Утро», русская народная «Дед мороз», Л. Бетховен «Воздух».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, девчонки!».

2. Игра – пластическая импровизация «Цветы».

3. Игра – пластическая импровизация «Дед домовой».

4. Рисование музыки «Воздух».

Занятие 7. «Гости».

Цель: развитие сотрудничества, формирование доброжелательных отношений между детьми.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», русская народная мелодия «В сыром бору тропина», А. Шнитке «Полет», А. Вивальди «Лето».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра – музыкальный диалог «Гости».

3. Игра – пластическая импровизация «Позы».

4. Рисование музыки «Лето».

Занятие 8. «Фея улыбки».

Цель: развитие умения передавать эмоции радости через выразительную мимику, повышение самооценки, активности; развитие умения понимать по мимике эмоциональное состояние другого человека, развитие наблюдательности, преодоление застенчивости.

Музыкальные произведения: «Приседай» эстонская народная мелодия, обработка А. Роомере, П. Мориа «Голубая вода», анс. Сорока «Колечко», П. Чайковский «Вальс цветов», А. Вивальди «Времена года».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, друг».

2. Игра – пластическая импровизация «Фея улыбки».

3. Игра – музыкальный диалог «Колечко-малечко».

4. Игра – танец, пластическая импровизация «Танец с платками».

Занятие 9. «Игрушечный зайчик».

Цель: развитие умения сопереживать, передавать эмоциональное состояние мимикой, движениями, умение слушать, развитие внимания; повышение самооценки, активности.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», В. Шаинский «Чунга-чанга», Й. Брамс «Колыбельная».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра – пластическая импровизация «Игрушечный зайчик в лесу».

3. Игра – пластическая импровизация «Обезьяны».

4. Игра – пластическая импровизация «Магниты».

Занятие 10. «Такие эмоции».

Цель: умение передавать эмоции через выразительные движения, формирование позитивного отношения к другим; предугадывание действий партнера; обучение открытому проявлению отрицательных эмоций социально приемлемыми способами, развитие мимики и пантомимики.

Музыкальные произведения: Русская народная мелодия «Ах, вы сени», Ю. Энтин «Песня Бабок Ежек», М. Старокадомский «Песенка друзей», П. Чайковский «Шестая симфония» 

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, радость».

2. Игра – музыкальный диалог «Леший».

3. Игра со звуком, импровизация «Два барабана».

4. Двигательная импровизация.

Занятие 11. «Сосулька».

Цель: развитие чувства эмпатии, обогащение эмоциональной сферы; осмысленное использование мимики и пластики для создания образа.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», С. Соснина «Солнечная капель», русская народная мелодия «Коза рогатая», Л. Олифирова «Весенняя полечка».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра-пластическая импровизация «Сосулька».

3. Игра со звуком, музыкальный диалог «Дирижер».

4. Игра-танец «Бабочка и ветерок».

Занятие 12. «Улыбка».

Цель: обогащение эмоциональной сферы, формирование доброжелательного отношений между детьми, развитие умения осознавать себя в группе; развитие умения взаимодействовать, с помощью невербальных средств, понимать чувства другого, оказывать ему поддержку.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», В.Шаинский «Улыбка», народная мелодия «Танцевать два Миши вышли», А. Вивальди «Минует», С. Чекалин «Март».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – музыкальный диалог «Улыбка».

3. Игра – танец «Танцевать два Миши вышли».

4. Игра – музыкальный диалог « «Паучина».

5. Игра – пластическая импровизация, диалог «Зеркало».

Занятие 13. «Внимательные комарики».

Цель: развитие эмпатии, умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики; развитие положительных эмоций, развитие эмоциональной отзывчивости.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», Ю. Энтин «Кабы не было зимы», А. Ермолов «Веселая песенка», Г. Гладков «Бяки Буки», Д. Пуччини «Ария Лауреты».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра – музыкальный диалог «Комары».

3. Игра – пластическая импровизация «Попугайчики».

4. Игра – музыкальный диалог «Кот и мыши».

5. Двигательная импровизация.

Блок 3. Развитие интерактивных навыков коммуникации

Занятие 14. «Я — мои друзья».

Цель: побуждение к социальным контактам; формирование доброжелательных взаимоотношений, развитие сотрудничества, развитие внимания; умения вступать в невербальный контакт.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», русская народная мелодия «Дрема», русская народная мелодия «Каравай», М. Науменко «Буги-вуги», Л. Ейнауди «Амбре».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – музыкальный диалог «Дрема».

3. Игра – музыкальный диалог «Снежок-колобок».

4. Игра – танец «Я — мои друзья».

5. Рисование музыки.

Занятие 15. «Бодливая корова».

Цель: развитие способности вступать в контакт с партнерами в игровой ситуации, развитие терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, создание доброжелательного эмоционального фона в группе дошкольников; развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера; поддержание интереса к общению с окружающими.

Музыкальные произведения: «Приседай» эстонская народная мелодия, обработка А. Роомере, Е. Зарицкая «Раз ладошка, два ладошка», В. Иванов «Ты, да я, да мы с тобой», Ф. Шопен «Вальс 10».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, друг».

2. Игра – музыкальный диалог «Бодливая корова».

3. Игра – музыкальный диалог «Пара барабанов».

4. Игра – пластическая импровизация «Шляпа».

5. Двигательная импровизация.

Занятие 16. «Алый платочек».

Цель: побуждение к социальным контактам, умение наблюдать, повышение активности, самооценки; развитие умения договариваться о совместных действиях, согласованность действий; развитие инициативности, разнообразия контактов.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», Н. Вересокина «Игра в снежки», русская народная мелодия «Тень потетень».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – танец «Алый платочек».

3. Игра – музыкальный диалог «Тень-тень».

4. Игра – пластическая импровизация «Все, как я».

Занятие 17. «Выйду на лужок».

Цель: развитие умения вступать в социальные контакты, умения контактировать с разными партнерами по игре, формирование доброжелательных взаимоотношений; развитие согласовывать действия, осуществлять тактильный контакт с другим участником игры; развитие инициативы.

Музыкальные произведения: М. Старокадомский «Песенка друзей», русская народная мелодия «Серенький козлик», Б. Жерар «Мама-первое слово».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, дружок».

2. Игра – танец «Выйду на лужок».

3. Игра – музыкальный диалог «Был у зайки огород».

4. Игра – пластическая импровизация «Бабочки и жуки».

Занятие 18. «Подоляночка».

Цель: повышение уверенности в себе, умение взаимодействовать с партнерами по игре; развитие доброжелательности, внимания, преодоление стеснительности.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», народная «Где тут была подоляночка», И. Егиков «Подарок для слона», Ю. Энтин «Песенка о лете».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – пластическая импровизация «Подоляночка».

3. Игра – танец «Дружные четверки».

4. Игра – пластическая импровизация «Быстрый танец».

Занятие 19. «Давай дружить».

Цель: развитие умения делать осознанный выбор партнера, закрепление умения осуществлять тактильные контакты доброжелательно, развитие инициативы; развитие умения легкости вступления в контакт, готовности к общению, взаимодействию.

Музыкальные произведения: «Приседай» эстонская народная мелодия, обработка А. Роомере, народная «Вот как солнышко встаёт», А. Пахмутова «Кто пасется на лугу», А. Шмульян «Дружба».

Содержание:

1. Приветствие «Здравствуй, друг».

2. Игра – музыкальный диалог «Месяц и звезды».

3. Игра – музыкальный диалог «Кто пасется на лугу».

4. Игра – пластическая импровизация «Дружба».

Занятие 20. «Рыбки».

Цель: умение договариваться о совместных действиях, формирование терпимого отношения; развитие готовности к общению, ответственности, доверительных отношений; развитие ответственности за свои действия, умения вступать во взаимодействия, активности, готовности к общению.

Музыкальные произведения: Н. Крупатин «Наша Маша», Сен-Санс «Аквариум», М. Минков «Дорога добра», Б. Савельев «Разноцветная игра», Б. Савельев «Если добрый ты».

Содержание:

1. Приветствие «С добрым утром».

2. Игра – музыкальный диалог «Рыбки».

3. Игра со звуком, импровизация «Живые клавиши».

4. Игра – пластическая импровизация «Тряпичная кукла».

5. Игра – музыкальный диалог «Водитель».

6. Двигательная импровизация «Если добрый ты».

Я предполагаю, что в результате реализации проекта дети научатся проявлять инициативу в общении, будут проявлять готовность к взаимодействию, будут демонстрировать умение выражать в словах мысли и чувства, внимание к сообщениям партнера, понимание потребностей и желаний других участников игрового взаимодействия. Кроме того участие дошкольников в музыкально-игровой деятельности позволяет ориентироваться на другого, осуществлять совместное планирование деятельности, разрешать конфликтные ситуации.

Таким образом, разработанный психолого-педагогический проект с использованием музыкально-игровой деятельности, обеспечивает развитие трех основных компонентов коммуникативных навыков старших дошкольников через доступную, интересную и разнообразную деятельность, сочетающую ведущий вид деятельности (игру), музыкальное сопровождение, рисунок, танец, музицирование, а позитивное общение становится значимым фактом гармоничного созревания личности ребенка.

 

Список литературы:

1. Белых Л.Е. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста // // Идеи, достойные распространения: Сборник материалов II Всероссийских педагогических чтений (8 декабря 2016 г.; РФ, г. Нижний Тагил) / Под общ. ред. Н.Г. Никокошевой, Г.В. Куприяновой, А.С. Цеповой; ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1».  Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: методическое пособие. — М., 2014. — 176 с.

2. Куприна Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. – 120 с.

3. Куприна Н.Г. Педагогика народного творчества: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Екатеринбург, 2014. — 142 с.

4. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. — М., 2005. — 160 с.

 

.  .  .