Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме и природе у старших дошкольников
Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме и природе у старших дошкольников
Автор: Носова Ксения Николаевна
Тема: «Все должны помнить, что нельзя играть с огнем»
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизни.
Задачи:
1. Сформировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья факторах, которые встречаются в быту, природе, социуме.
2. Дать представление о психической, физической и социальной безопасности ребенка.
3. Раскрыть правила безопасного поведения детей в быту, природе, социуме.
4. Научить соблюдать определенные правила дома.
5. Показать опасные для детей ситуации и способы поведения в них.
6. Закрепить знания детей с помощью игровой деятельности.
Средства реализации: игры, картинки.
Оборудование: спички, свеча, иллюстрация огня, иллюстрация с изображением полезного применения огня и по правилам пожарной безопасности, игрушка медведь.
Ход занятия
Этап занятия |
Виды работы |
Содержание взаимодействия воспитателя и детей |
1. Организационный этап |
Беседа (воспитатель берет в руки игрушку – Мишку, представляется героем занятия) |
Воспитатель: К нам сегодня пришел очень необычный гость. Хотите узнать, что это за гость? Послушайте загадку: Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит, Он от злости ест дрова, Может час, а может два, Ты рукой его не тронь, Искусает он ладонь. (огонь) Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы поговорим об огне. (Дети садятся на стульчики. Стук в дверь. Появляется медвежонок, у которого забинтована лапа и голова) Воспитатель: Здравствуй Мишка! Что случилось с тобой? Почему ты забинтован? Мишка: Я решил поиграть со спичками, хотел развести костер. Воспитатель: Что ты, Мишка? Ребята, разве можно играть со спичками? Это очень опасно! (ответы детей) Мишка: Да, вот я и обжегся. А доктор Айболит пришел мне на помощь, потушил огонь и забинтовал меня. Зачем только нужен этот огонь? Воспитатель: Присаживайся с нами Мишка, мы расскажем об огне, и тогда ты поймешь, что огонь нужен людям. |
2. Основная часть |
Беседа |
Воспитатель: В дальние времена, люди согревались у огня от холода, готовили себе пищу, он давал им свет. Шло время, и люди «приручили» огонь и «поселили» в свои дома. Ребята, а у вас есть дома огонь? А где он живет? Как он нам помогает? (ответы детей) Воспитатель: А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Ест такие печи, в которых «варят» металл. Потом из него делают машины, самолеты. Огонь помогает работать таким заводам. Вот видишь Мишка, как огонь помогает людям. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций) Послушайте, ребята, стихотворение о добром огне. Нам без доброго огня Обойтись нельзя ни дня. Нам огонь хороший нужен И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Варит суп и хлеб печет. Е. Ильин Мишка: Да, такой огонь мне нравиться. Воспитатель: Люди поселили огонь в такой домик. Что это? Дети: Спички. Воспитатель: Сейчас я зажгу одну спичку. Посмотрите на огонь. Сейчас я зажгу свечку. (дети наблюдают за огнем) |
Игра |
Воспитатель: Вы видите, как танцует пламя в свечи. Давайте, мы с вами превратимся в свечку. Наше тело - это свеча, поэтому мы стоим не двигаемся. А руки - это зажженный огонь. Покажите, как пламя танцует. (свеча гаснет, дети садятся на стульчики) |
|
Беседа |
Воспитатель: Сегодня мы с вами зажигали свечу. А детям можно это делать? Что может случиться? И вас кто-нибудь обжигался? (ответы детей) Воспитатель: Когда горит свеч, плавиться воск, он горячий, им можно обжечься. А если свеча упадет, тогда что случиться? (ответы детей) Воспитатель: Вот видишь Мишка, что может случиться. Чтобы не было пожара, нельзя маленьким детям брать в руки спички - это первое правило. Ребенок: (читает стихотворение, сопровождая показом соответствующей картинки) Не имей такой привычки В домик нос совать, где спички. Потому, что эти спички, Не игрушки для ребят. Воспитатель: А еще пожар может случиться от утюга, если его оставить не выключенным. Ребенок: Другое правило: И утюг нельзя включать, Это строго надо знать. Закрывая в доме дверь, Всю ли выключил, проверь. Ребенок: Чтобы пальчик или гвоздь Ты в розетку не совал. Электричество опасно. Это каждый должен знать. Воспитатель: Молодцы, ребята. Эти правила надо знать и соблюдать. А ты, Мишка, запомни их и больше никогда не играй со спичками. Мишка: Запомнил. Я больше никогда не буду играть со спичками. А вы поиграете со мной? |
|
Игра |
Условия: если дети поступают правильно - хлопать, если неправильно - топать. Дети стоят в кругу. Знаю я теперь, друзья, Что с огнем играть нельзя. (хлопают) Спички весело горят, Буду с ними я играть. (топают) Рома убежал за дом, Там играет он с огнем. (топают) Он опасен, Маша знает, Утюг больше не включает. (хлопают) Вика с Лерою играют, На печи газ зажигают. (топают) Все теперь ребята знают, Что с огнем играть нельзя? (да) |
|
3. Рефлексия |
Беседа |
Воспитатель: - Какие правила безопасности вы сегодня узнали? (ответы детей) - Как можно потушить пожар? (ответы детей) - Кто тушит пожары? (ответы детей) - Как избежать пожара, если вы находитесь на природе, например, в лесу? (ответы детей) Воспитатель: Помните, ребята, правила эти. И ты, Мишка, знай, что нельзя играть со спичками, иначе может случиться беда. Выздоравливай и приходи к нам в гости. |