Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей четвертого года жизни

Дата публикации: 2021-10-04 18:13:03
Статью разместил(а):
Шурмина Анна Александровна

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей четвертого года жизни

Автор: Шурмина Анна Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Статья о формировании представлений о сенсорных эталонах и сенсорной культуре, как о фундаменте общего умственного развития ребенка, с одной стороны, и как о полноценном восприятии, необходимом для успешного становления ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда - с другой. В статье рассматривается система дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятие цвета, формы, величины предметов. 

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорный эталон, дидактическая игра, дошкольники.

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений об окружающем мире. Здесь и определяется ведущая роль сенсорного воспитания - последовательного планомерного ознакомления с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта, речевому развитию, по созданию необходимой предметно - развивающей среды – ведущие направления работы педагога и родителей (законных представителей) по формированию сенсорной культуры детей раннего возраста.

Значение сенсорного воспитания детей раннего возраста:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорным эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета – белый, серый, чёрный.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако, во всех случаях имеется ввиду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею, а не производить её анализ.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. К примеру, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий, простых экспериментов и манипуляций с этими предметами.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, разделять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. 

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются такие, как дидактическая игра и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.    

Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с одной стороны, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражения.  

Остановимся подробнее на играх и упражнениях для детей четвертого года жизни. Обращаясь к опыту Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, можно определить следующий алгоритм сенсорного воспитания. Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех - пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).

Таким образом, все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы:

1) задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

2) задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

3) задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета); 

4) задания на развитие глазомера.

Желательно, чтобы при выборе игр и упражнений воспитатель использовал указанные типы заданий.

По мере взросления ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми четвертого года жизни дидактических игр и упражнений, направленных на воспитание и усвоение сенсорных эталонов, можно достичь высоких результатов гармоничного развития личности ребёнка.

 

Список литературы:

1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2018. – 217 с. 

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 2000г.-144 с. 

3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Отрождения до школы – Мозаика – Синтез, 2016г.- 368 с. 

4. Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие. / Павлова Л.Н., Волосова Е., Пилюгина Э. Г. Мозаика-Синтез, 2014г.- 298 с. 

 

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей- Владивосток.: Владос, 2019г.- 351с.

.  .  .