Воспитание основ патриотизма у младших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом
Воспитание основ патриотизма у младших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом
Автор: Тюрина Мария Андреевна
МАДОУ «Детский сад № 460», Нижний Новгород
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начитается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачев
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где ты родился, где ты провел детство, там, где все вокруг кажется родным и особенным. Твой дом, который даже имеет свой запах такой, который не похож ни на один другой. Родные дорожки к дому и детскому саду. А еще это место, где каждый человек стал ЧЕЛОВЕКОМ, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, сопереживать, любить, где услышал первые добрые слова и песни. Воспитание любви к родному дому, городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Заложить фундамент любви к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем возрасте. Конечно, детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо правильно с этим понятием знакомить, через ближайшее окружение.
В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй младшей группе № 9 был проведен среднесрочный информационно-творческий проект «Мой дом. Моя улица. Мой город».
Задачами нашей работы являлись:
- Сформировать у детей представление о том, что каждая улица имеет название; познакомить детей с названиями близлежащих улиц; познакомить детей с происхождением названия проспекта Кораблестроителей;
- Подвести детей к понятию «город»: много людей, много домов, много транспорта - мы живем в городе;
- Познакомить с достопримечательностями, которые располагаются в территориальной доступности от места жительства ребенка (Сормовский парк, зоопарк «Лимпопо», озеро «Светлоярское»);
- Пополнить знания о видах транспорта, правилах движения транспорта и пешеходов;
- Углублять знания детей о строении разных домов: сельские (низкие одноэтажные), современные городские (высотные, многоэтажные);
- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать о родном городе;
- Развивать внимание детей; обогащать словарный запас, упражнять детей в умении отвечать на вопросы взрослых, рассказывать о своих впечатлениях.
Во время беседы на тему «Каждая улица имеет свое название» к ребятам прибежал зайчик, который не мог найти домик своего друга ёжика. Помогая зайчику, дети узнали, что каждая улица имеет свое название (в данном случае улицы «Красная», «Зеленая», «Желтая»), и зная название улицы, очень просто найти нужный дом.
Во время прогулок проводили тематические наблюдения для того, чтобы все, о чем мы говорили, дети увидели вживую, поскольку в дошкольном возрасте весь образовательный процесс построен на наглядности.
В ходе беседы «Улица, на которой стоит наш детский сад» мы с ребятами уточнили, как называется наш детский сад. Обратили внимание, что у здания детского сада есть стены, крыша, крыльцо, а так же узнали, как называется улица, на которой стоит наш детский сад и почему она так называется.
В процессе беседы «Мы живем в городе» дети узнали, что у всех, и у людей, и детских садов, и улиц есть имена. И наш любимый город не исключение, его имя – Нижний Новгород. С детьми мы рассматривали изображение достопримечательностей нашего города, главных улиц, отметили, что наш город очень большой и красивый. В городе очень много разных домов, дорог и улиц, много транспорта и живет много людей.
Так же с ребятами мы поговорили и рассмотрели фотографии тех мест, где они больше всего любят гулять: озеро Светлоярское, зоопарк Лимпопо, парк Сормовский. Каждый ребенок составил рассказ из 3-4 предложений из своего личного опыта, большую помощь в составлении рассказов оказали выполненные родителями фотоколлажи.
Дети закрепляли полученные представления через конструктивную деятельность.
В ходе беседы «Грузовой транспорт» мы рассмотрели с детьми основные части грузовика, поупражнялись в словообразовании: молоковоз, хлебовоз, мусоровоз; повторили, какую роль они выполняют и какую пользу несут. Полученные впечатления детей отразились в ярких рисунках.
Чтобы рассказать, какую пользу несет пассажирский транспорт, в гости к ребятам пожаловали Винни Пух и его друг Пятачок, которые очень хотели отправиться в зоопарк, но не знали, как туда добраться. Дети помогли им и рассказали, какой пассажирский транспорт бывает, кто управляет этим транспортом, кто продает билеты, кто такие пассажиры и как нужно себя вести в пассажирском транспорте.
На улицах большого города не следует забывать и про безопасность. В рамках беседы мы повторили с детьми основные правила безопасности на улице. Для закрепления полученных знаний была выполнена аппликация «Светофор - наш друг». Созданный с помощью родителей альбом «Такие разные дома», позволил уточнить знания о том, какие бывают дома: одноэтажные - многоэтажные, городские - сельские. Полученные представления отразились в аппликации «Дома нашего двора».
На протяжении всего времени мы развивали у детей умение пересказывать сказки и рассказы с опорой на иллюстрации, с небольшой помощью воспитателей. Регулярно проводили с ребятами подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Автобус», «Поезд». Так же использовалась музыкальная игра забава «Разноцветные флажки», нацеленная на развитие двигательной активности.
Итогом нашего проекта стала игра-занятие «Путешествие по городу», где мы обобщили полученные представления детей. Совместно с родителями был создан макет «Улица, на которой стоит наш детский сад».
Таким образом, наша работа позволила нам достичь следующих результатов:
- У детей сформировано представление о городе, (это место, где много домов, много улиц, много транспорта), об улицах (каждая улица имеет свое название), о происхождении названия проспекта Кораблестроителей;
- Дети употребляют в активной речи название города и улицы, на которой стоит наш детский сад;
- С помощью взрослого дети могут составить рассказ из 3-4 предложений из собственного опыта по теме: «Прогулка в выходной день по достопримечательностям моего района»;
- Расширились знания о видах транспорта («пассажирский», «грузовой», их назначение), о правилах поведения на дорогах города и в общественном транспорте;
- Сформировано представление о разнообразии внешнего облика домов (городские, деревенские, высокие, низкие);
- У родителей повысилась заинтересованность, активность в процессе проектной деятельности.
Библиографический список:
1. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина».
2. Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Патриотическое воспитание детей».
3. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность», Москва, Творческий центр «Сфера», 2005 г.