Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методы стимулирования деятельности и поведения детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-06-20 21:06:03
Статью разместил(а):
Инчикова Елена Викторовна

Методы стимулирования деятельности и поведения детей дошкольного возраста

Авторы: Инчикова Елена Викторовна

и Широкова Елена Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад № 151», г. Рязань

 

Аннотация: в этой статье рассмотрены наиболее основные и часто применяющиеся в педагогической практике методы стимулирования деятельности и поведения детей. Без знания и применения этих методов невозможно ведение профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: игра, методы воспитания, методы стимулирования, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

При рассмотрении такой важной темы как «Методы стимулирования деятельности и поведения детей дошкольного возраста» нельзя не сказать о том, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является так называемая игра. От других видов деятельности игра отличается тем, что в условной ситуации её целью является ориентация на процесс, а не на практически полезный результат, как в случае с трудом. Также важно знать, что у детей в этом возрасте преобладает образное мышление: задача формулируется наглядно, а способ решения представляется в виде практической деятельности.

Для примера: детям зачастую тяжело понять, что из себя представляют числа, потому что они являются абстрактными понятиями, которые используются для количественной характеристики какого-либо объекта. Именно по этой причине счётные навыки тренируют на пальцах и других приспособлениях. Например, на палочках Кюизнера. Всё это нужно умело связывать с методами воспитания и стимулирования деятельности и поведения.

Конкретно методы воспитания заключаются в том, что они воздействуют на мотивационную сферу личности ребёнка и направлены на то, что воспитанник сам улучшает своё поведение. Эти методы помогают воспитанникам сформировать умение правильно оценивать своё поведение в соответствии с социальными нормами, то есть осуществлять внутренний контроль, что важно, поскольку вполне очевидно, что чем более организован самоконтроль у членов общества, тем меньше необходимость во внешнем социальном контроле.

Методы воспитания своей задачей ставят закрепление положительных форм поведения в формируемой педагогом условной ситуации, а также пресечение негативных поступков и формирование положительной мотивации. Например, если ребёнок нарушил моральные нормы, то есть те, что основаны на представлении людей о хорошем и плохом, то он получает негативную неформальную социальную санкцию (например, замечание со стороны педагога или порицание со стороны детского коллектива и т.п.).

Также работают и положительные формальные социальные санкции: если ребёнок совершил правильный, с точки зрения морали, выбор в формируемой педагогом условной ситуации, то он получает похвалу со стороны педагога, как вариант.

Методы стимулирования деятельности и поведения основаны на побуждении и принуждении. Очевидно, что имеются разного рода требования, которые выступают педагогическим воздействием на сознание воспитанника с целью побудить или затормозить отдельные виды его деятельности. По форме предъявления они могут быть либо непосредственными – направленными напрямую, либо же опосредованными, то есть с помощью «посредников». Например, через детский коллектив. По характеру выделяют следующие виды требований:

1. Требование с советом –проявляется в обращении к сознанию ребёнка с целью убеждения в полезности действий, рекомендуемых педагогом. Данное требование будет принято только в том случае, если педагог имеет авторитет в глазах ребёнка, как более опытный товарищ, в противном случае ребёнок сделает с точностью наоборот;

2. Требование с просьбой – в педагогической практике наиболее широко употребляемый метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников именно в организованном коллективе, поскольку основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками, просьба несёт характер сотрудничества, основанном на доверии и уважении;

3. Требование с доверием - метод, основанный на дружеских отношениях между педагогом и воспитанниками. Существует ещё и требование с недоверием, применяемое, например, по отношению к честолюбивым воспитанникам. В этом методе важно не злоупотреблять им, поскольку это может не простимулировать ребёнка, как хотел бы педагог, а, наоборот, убедить в своей неспособности выполнить то или иное задание и заронить зерно неуверенности в себе.

4. Требование с намёком – метод, употребляемый в случае, когда педагог по определённым причинам не хочет обращаться напрямую ребёнку, но хочет его побудить на совершение того или иного действия, то есть сделать так, чтобы мысль педагога о каком-либо действии была додумана ребёнком и в итоге стала его собственной;

5. Требование с условием – один из наиболее применяемых и эффективных методов в педагогической практике. Используется, когда воспитанник имеет большой интерес к определённого рода действиям педагога. Важно понимать, что именно большой интерес ребёнка играет ключевую роль, поскольку именно интерес выступает важнейшими побудительным стимулом к различным видам деятельности.

Таким образом, все вышеперечисленные методы достаточно эффективны в педагогической практике, их успешное претворение в жизнь во многом зависит от учёта индивидуальных особенностей воспитанника, опоры на составляющие социального контроля (социальные нормы и социальные санкции),точной эмоциональной направленности методов (требование с доверием должно быть максимально искренним и использоваться только в том случае, когда между педагогом и ребёнком есть дружеские взаимоотношения) и правильная дозировка (как в случае с требованием с недоверием, злоупотребляя которым, можно убить в ребёнке веру в себя и свои возможности).

 

.  .  .