Тайм-менеджмент для дошкольников. Практикум для родителей
Тайм-менеджмент для дошкольников. Практикум для родителей
Автор: Балыбердина Екатерина Петровна
Наша жизнь тесно связана со временем, с умением распределять и беречь его. У детей дошкольного возраста складываются неточные и неполные представления о времени, о необходимости им дорожить. Чтобы убедить Вас в актуальности и значимости Тайм-менеджмента на сегодняшний день, предлагаю вам выполнить упражнение «Пирог».
Представьте, что перед вами изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасим сейчас столько секторов, сколько нам лет (например, 40). А теперь давайте обсудим Ваше будущее … сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасим еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время, затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасим еще 3 сектора. Посмотрим и оценим сколько активного времени осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.
Стоит ли растрачивать время в пустую?
Тайм-менеджмент – система приемов, позволяющих человеку организовать деятельность по достижению поставленных целей.
Обучать основам тайм-менеджмента можно и нужно даже малышей. Чтобы научить детей быстрее собираться в садик или школу, самостоятельно собирать рюкзак, складывать свои игрушки, не опаздывать — одним словом, облегчить жизнь самому ребенку и всей семье, начинать стоит с самых простых приемов.
Так в нашей группе был начат проект «Мой день», в основе которого лежит прием тайм-менеджмента - планирование своего времени. В ходе проекта мы совместно с родителями формировали у детей навык планирования своего дня, умения выделять важные дела, доводить начатое дело до конца, ставить задачи и достигать их.
Для формирования понятия о времени помимо ознакомительных предложили родителям упражнение «Сделай за 5 минут?»: родители предлагают ребенку успеть что-то сделать за 5 минут. Для начала выбирают маленькие отрезки времени и простые задачи, чтобы ребенок точно успел все сделать и «победил». Обязательно дают ребенку самостоятельно завести таймер, чтобы он чувствовал, что управляет этим процессом. Когда таймер зазвонит, у ребенка не возникнет сопротивления или сомнения в честности процесса, ведь он сам заводил таймер. Со временем у ребенка накопится арсенал «дел за 5 минут»: одеться, убрать игрушки, сделать что-то еще. Когда родители увидят, что ребенок хорошо чувствует течение 5 минут и все успевает вовремя, переходят к освоению 10, 15, 20 минут и так далее, постепенно за несколько лет доведя ощущение времени у ребенка до 1 часа.
С помощью этих упражнений дети учились чувствовать отрезки времени.
Также родителям с детьми был предложен эксперимент «Воры времени» с целью выяснить, что мешает ребенку при выполнении какого- либо задания (посторонний шум, телевизор, лень, медлительность, лишние предметы, усталость и пр.). Родители предлагали детям выполнить одно и то же поручение в разных условиях и при этом засечь время на его выполнение. Например, собрать пазл с включенным телевизором и без него; одеваться, слушая разговоры взрослых и не обращая на них внимания, т.е. сосредоточиться.
В результате такого эксперимента дети научились замечать поглотителей «воров» времени.
Чтобы исключить «воров» времени перешли непосредственно к планированию. Детям с родителями было предложено составить план на неделю (яркий, красочный привлекательный). Так как дети – дошкольники семья вместе придумали рисунки, которыми будут обозначать те или иные события: поход в детский сад, на кружок, на прогулку, день рождения, в бассейн и пр. Выполненные дела отмечали галочкой. В конце недели обсуждали, все ли запланированное успели сделать, и что нам помешало или помогло.
Результатом нашей совместной работы по теме тайм-менеджмент в группе была создана доска планирования «Мой день». На ней изображены основные режимные моменты, вокруг которых дети подбирают знаки соответствующие этому разделу:
- утренний прием
- утренняя гимнастика,
- занятия
- прогулка
-сон
- самостоятельная и совместная деятельность.
Каждое утро с помощью разработанных знаков дети планируют свой день по принципу: «План — дело — оценка»
А для родителей подготовлены буклеты с рекомендациями для формирования у детей тайм-менеджмент компетенций.
Приучая детей выполнять повседневные задания сейчас, мы закладываем хорошую основу для самостоятельной учебы в дальнейшем.